Почему так важна открытость и как её прокачать
Открытость — навык, который помогает находить общий язык с окружающими, получать новый опыт и ценную обратную связь. Более того, этот навык очень ценится работодателями, так как сотрудники, умеющие работать в команде, слушать и слышать своих коллег и открыто говорить о сложностях, более эффективны и способны добиться наилучших результатов в работе.
Под катом собрали полезные советы и материалы, которые помогут развить открытость.
Привет, Хабр! Меня зовут Светлана Гиацинтова, я директор по персоналу в МойОфис. Сегодня я расскажу, почему открытость сейчас так ценна, какие преимущества она даёт и что делать, если вас сложно назвать открытым человеком.
Немного об открытости и её преимуществах
Говоря об открытости как о качестве личности, буду прежде всего подразумевать под ней способность делиться информацией и опытом, говорить о сложностях и воспринимать новые знания. Открытый человек легко находит общий язык с окружающими, более эффективно решает возникающие вопросы, не стесняясь обращаться за помощью и советами к другим людям, и сам готов помочь, объяснить и подсказать. С профессиональной же точки зрения, эффективный обмен информацией с коллегами и умение выстраивать коммуникацию на любом уровне позволяют получить такие преимущества, как:
Повышение эффективности рабочего процесса. Если вы открыто общаетесь с коллегами, в том числе из других отделов, знаете, кто и за что отвечает и к кому можно обратиться с конкретным вопросом, то решить рабочие задачи вам будет проще и быстрее.
Возможность влиять на принятие решений. Если вы не молчите на планерках и брейнштормах, а открыто высказываете свое мнение и участвуете в обсуждении, то ваши идеи будут услышаны и скорее всего реализованы.
Оперативное решение вопросов. Если не замалчиваете проблемы, опасаясь осуждения или недовольства со стороны начальства, а прямо говорите о возникших сложностях, то всё обычно решается совместными усилиями — и часто довольно оперативно.
Возможность получить новый опыт и знания. Интересуясь работой коллег, можно узнать много нового и прокачать свои навыки.
Как прокачать открытость
Замкнутость может мешать выстраивать отношения с коллегами и руководством. Но есть и хорошая новость, открытость — это не столько качество, сколько навык, который можно и нужно развивать. Вот несколько советов, как это сделать.
1. Обсуждайте с коллегами как позитивные, так и проблемные моменты
Конечно, здорово делиться радостью от завершения проекта или выполнения плана, но в работе, как правило, не обходится без ошибок и других не слишком приятных моментов. О них тоже нужно говорить. Не бойтесь обсуждать неудачные решения. Это поможет избежать серьезных последствий и быстро найти выход из ситуации. Не молчите, если в каком-то вопросе зашли в тупик, в этом нет ничего страшного. Все ошибаются и иногда нуждаются в помощи. К тому же обсуждение проблемы с коллегами не только поможет вам быстрее с ней справиться, но и минимизирует столкновение с ней кого-то другого. Возможно, ваш неудачный опыт убережет коллег от ошибок.
Книги:
Керри Паттерсон, Джозеф Гренни, Рон Макмиллан, Эл Свитцлер «Ключевые разговоры: инструменты для общения в сложных ситуациях»
Дуглас Стоун, Брюс Пэттон, Шейла Хин «Трудные разговоры»
Патрик Ленсиони «Пять пороков команды»
Брегман Питер «Эмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять других»
Видео:
Другие рекомендации:
2. Своевременно делитесь информацией без искажений и в полном объёме
Коммуникация в команде должна быть построена таким образом, чтобы каждый ее участник был в курсе текущего положения дел. Зная, чем занимаются ваши коллеги и на каком этапе находится проект, вы сможете более эффективно планировать свою работу. Крайне важно, чтобы информация, которая может повлиять на рабочий процесс, поступала своевременно. Согласитесь, неприятно узнать, что дедлайн по проекту перенесли на неделю раньше, за пару часов до его окончания, или что появились новые требования, когда вы уже закончили работать над задачей по старым. Поэтому если к вам поступила информация, которая может повлиять на рабочий процесс, обязательно нужно сразу её донести до коллег в полном объеме и без художественного вымысла. В идеале, конечно, в компании должна быть выстроена эффективная система коммуникации, позволяющая сотрудникам обмениваться актуальной информацией в режиме реального времени. Например, при помощи корпоративных мессенджеров или приложений ведения проектов.
Книги:
Гэри Чепмен, Пол Уайт »5 языков признательности на работе. Как наладить отличные отношения с коллегами и показать, насколько вы их цените»
Ванесса ван Эдвардс «Наука общения»
Джон Максвелл »17 неопровержимых законов работы в команде»
Видео:
3. Используйте обратную связь, чтобы стать лучше
Во время работы полезно получать фидбек от коллег и руководства. Это помогает понять, в правильном ли направлении вы двигаетесь, на что нужно обратить внимание и какие есть недочеты. Поэтому по возможности просите дать вам обратную связь. Даже если она будет негативной — например, коллега намекнет, что было бы неплохо лучше рассчитывать время и перестать срывать сроки, — не воспринимайте её как оскорбление. Если критика конструктивная, стоит принять ее к сведению и постараться исправить недочёты в работе. Аналогично и в обратную сторону — на недостатки в работе коллег необходимо аккуратно указать и объяснить, что не так. Только сделать это нужно тактично и наедине, критика не должна быть прилюдной, а вот похвалить лучше при всех. Вам не сложно, и коллеге приятно.
Книги:
Гид HBR «Эффективная обратная связь»
Тереза Хьюстон «Обратная связь. Как сказать все, что думаешь, и получить все, что хочешь»
Дуглас Стоун, Шейна Хин «Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь»
Дуглас Стоун, Шейна Хин «Спасибо за обратную связь. Как стать неуязвимым для критики и открытым для похвалы»
Видео:
Другие рекомендации:
4. Не бойтесь просить помощи у коллег и сами помогайте, если вас попросят
Если вы чувствуете, что сами не справляетесь или не можете разобраться в каком-то вопросе, не стесняйтесь обратиться за помощью к коллегам. В этом нет ничего страшного, если, конечно, вы не просите помощи регулярно. Иногда лучше обратиться за советом, чем сделать всё не так, а потом всё переделывать, скорее всего, при помощи тех же коллег. В то же время не отказывайте коллегам, когда вас попросят помочь. Это не значит, что нужно бросить все дела и делать за кого-то условный отчёт. Но выделить несколько минут на то, чтобы объяснить вызвавший затруднение вопрос, вполне реально. Взаимовыручка — это главный принцип командной работы, поэтому по возможности нужно стараться помогать друг другу. Тем более когда от работы каждого члена команды зависит общий результат.
Книги:
Аманда Палмер «Хватит ныть. Начни просить»
Джек Кэнфилд, Марка Виктора Хансен «Фактор Алладина»
Александра Яковлева «Причинение добра. Как просить и предлагать помощь, чтобы не навредить еще больше»
Другие рекомендации:
5. Позитивно относитесь к новым задачам и изменениям
Многие не любят изменения и нередко воспринимают нововведения в штыки. Кажется, что новое разрушит привычный уклад и принесет множество проблем. Конечно, при таком настрое ничего хорошего от перемен ждать не стоит. Желательно воспринимать изменения как точку роста, возможность повысить свои компетенции. Будьте открыты новым идеям и предложениям, подумайте, как они могут повысить эффективность вашей работы и упростить рабочий процесс. Вместо того чтобы тратить силы и энергию на сопротивление переменам, примите их и ищите в них новые возможности. Не пытайтесь отчаянно цепляться за привычное, а то так можно пропустить много интересного и полезного.
Книги:
Бона Леа Шваб «Это просто невыносимо… Как укротить неприятные мысли и научиться радоваться каждому дню»
Кимберли Фридмуттер «Сила позитивного мышления. Используй энергию подсознания для счастливой жизни»
Эстер Дерби «Психология управления изменениями. Семь главных правил»
Рой Баумайстер, Джон Тирни «Эффект негативности. Как способность замечать плохое трансформирует нашу реальность»
Другие рекомендации:
Вывод
Открытость — один из важных навыков, который пригодится как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Умение выстраивать коммуникацию с любым человеком сделает вас приятным собеседником и востребованным специалистом. При этом не страшно, если вы изначально не слишком открыты, при желании этот навык можно прокачать — научиться обсуждать с коллегами актуальные рабочие вопросы, делиться своим мнением и опытом, не стесняться просить помощи и оказывать её другим. Это может быть сложно, но результат того стоит. Как только вы перестанете пытаться слиться с фикусом и прятаться за монитором и начнёте открыто взаимодействовать с другими членами команды, то наверняка заметите положительные изменения в отношениях с коллегами и повысите результативность своей работы.