Почему Surface Book провалится
Сегодня пятница, поэтому можно даже притвориться аналитиком, и немножко набросить на вентилятор. В принципе, из заголовка уже понятно, о чем пойдет речь. Сразу скажу, что я само устройство пока что в руках не держал, но для того, о чем я собираюсь говорить, это и необязательно.
Как известно, несколько недель назад Microsoft представила не только очередное поколение планшетов Surface, но и ноутбук Surface Book, необычный и весьма амбициозный проект, призванный оживить отрасль ноутбуков с Windows. Наличие необычных фич в продукте вызвало достаточно много восторгов во время анонса, но красивая картинка и видео на презентации — это одно дело, а вот реальный продукт и его судьба на рынке — это совсем другое дело.
И дело даже не в тех проблемах, с которыми столкнулись первые покупатели Microsoft Surface Book. Список проблем там покруче, чем придуманные проблемы у iPhone на этапе начала продаж, которые генерят жадные до кликов СМИ и блоги. Моргающий экран, проблемы с зависающим видео-драйвером, проблемы с подключаемыми внешними мониторами, какие-то проблемы с доком, и тд — достаточно, чтобы применить “яблочную мантру”, которую можно сформулировать примерно как “надо ждать второе поколение”. Для нового продукта в новой для компании сфере такие вещи могут стоить репутации для потенциальных покупателей в будущем, хотя пока что все, о чем пишут, можно исправить — что-то обновлением прошивки, что-то исправлениями в продукте (вот тут и будет понятно, насколько у Microsoft хватит опыта в логистике производства таких технологически сложных продуктов).
Однако, я хотел поговорить немного о другом. Все обратили внимание на то, как Microsoft “равняется” на MacBook, запуская Surface Book. Это и бесконечные сравнения во время презентации, и громкие заявления про “в 100500 раз быстрее, чем МакБук” (которые на поверку оказались весьма спорными и вызывают много вопросов), и даже целая страница на сайте Microsoft о том, как пользователи MacBook должны по какой-то причине (а, главное, непонятно, по какой) переходить на Surface Book. В целом я понимаю идею, почему это происходит: уже много лет на рынке премиальных ноутбуков господствует именно Apple, и с той ценой, которую Microsoft установила на Surface Book, других конкурентов у него не так много. Забавно, конечно, как внезапно на этом рынке премиальных ноутбуков Apple еще и стала “доступной опцией”, чего не случалось очень давно.
Но при этом получается вот какая ситуация. Если смотреть на таргетинг целевой аудитории для Surface Book, Microsoft определенно пытается подгрести под себя людей с Маками. Да, у Apple продажи от квартала к кварталу растут, то есть потенциально пользователей Маков, которых может попытаться конвертировать в себя Microsoft, достаточно много, но нужно ли им это? Ведь большинство покупает Маки не только потому, что там хорошее, качественное и надежное “железо” (хотя и у Apple бывают свои приколы с железом), но и потому, что там есть достойная альтернатива Windows — OS X. Какой им смысл внезапно менять OS X на Windows, с которой они сбежали, пусть даже там и новая блестящая Windows 10, внутри которой там, по большому счету, всё та же “старая, добрая, Windows”? Безусловно, есть определенный процент людей, которые покупали Маки “чисто за дизайн” — все мы слышали истории про людей, которые покупали Мак, сносили OS X и устанавливали Windows основной системой (хотя тех, кому очень нужны приложения для Windows, мы пытаемся “лечить” с помощью Parallels Desktop). Но насколько большой процент таких людей? Вряд ли он превышает 10% от людей, покупающих Маки вообще.
Можно даже поприкидывать потенциальную целевую аудиторию для Surface Book в таком случае. Если оценить, что Apple продает примерно 16-18 млн Маков в год, то можно набрать, допустим, 1-1,5 млн извращенцев, ставящих Windows на Мак в качестве основной ОС. Известно, что большинство компьютеров, которые продает Apple, это ноутбуки, допустим, их 75% — то есть мы говорим о количестве людей примерно 750т-1.1млн в год, которые потенциально заинтересованы в качественном ноутбуке с Windows. И вот этих людей Microsoft должна убедить перейти с Мака на Surface Book, который а) дороже, и б) с непонятной репутацией относительно качества. Потому что на другом конце спектра — голодные производители ПК-техники, предлагающие линейки в разных ценовых диапазонах, от 200 долларов и до уровней, сравнимых с Маками и Surface Book. Как по мне, бороться за такую аудиторию в этих рыночных условиях Microsoft будет весьма непросто, и поэтому мне кажется, что судьба Surface Book — это очень нишевое устройство среди фанатов Microsoft и людей, весьма инвестированных в экосистему Microsoft. Конечно, заголовок статьи (чистый link-bait, извините), говорит о провале, но без знания о том, какие цели себе ставила Microsoft в плане продаж Surface Book, рассуждать о провале нельзя (если компания планировала продать 100 тыс штук, а продаст больше, то это и не провал как бы). Но мне кажется, что никакого существенного эффекта от Surface Book на рынке ноутбуков не будет.
PS Это примерно как BlackBerry на Android за 700 долларов. Устройство, может быть, и хорошее, но кому оно там надо в таком виде за такие деньги…