Почему не взлетели дискеты 3M?

17ac5072fbea4270d7eeeaf5ee3b40f9.jpg

Вообще у электромагнитных дискет удивительно долгая жизнь. Они появились еще в 70-х годах. И несмотря на то, что за последующие 50 лет требования к объему хранимой информации существенно изменились, дискеты продолжали использоваться. Например, только недавно министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI) с гордостью заявило, что отказалось от использования электромагнитных дискет в своем документообороте. Казалось бы, объем информации в 1,44 Мб — как-то маловато для современных нужд. Ан нет. 

Сегодня хотим рассказать историю компании 3М. Когда-то она была на пике производства дискет — стоимость ее подразделения оценивалась в 2,3 млрд долларов. Но 28 лет назад 3М внезапно отказалась от этого «пирога» и передала производство в отдельную компанию Imation. Что заставило гиганта уйти со сцены? Давайте посмотрим. 

Как 3М стала новатором в производстве магнитных лент для проигрывания музыки

Компания Minnesota Mining and Manufacturing (3M, или МММ — не путать с печально известной финансовой пирамидой) была основана в 1902 году. Изначально она занималась добычей корунда — минерала, используемого для производства наждачной бумаги и шлифовальных кругов, к выпуску которых позже и приступила.

После этого она достигла серьезных успехов в других, совсем неожиданных направлениях:

  • В 1914 году разработала и запатентовала абразивную ткань Three-M-ite, незаменимую в хозяйстве.

  • В 1921 году представила первую в мире водостойкую наждачную бумагу Wetordry. Это позволяло, например, уменьшить образование пыли при обработке деталей на производстве автомобилей.

  • В 1925 году была изобретена липкая лента, которая изначально должна была помочь малярам на автозаводах с покраской отдельных элементов кузова, при этом следов клея практически не оставалось. Линейка продукции получила название Scotch, которое стало общим именем для липких лент — примерно как подгузники и Pampers.

  • 1930 год — компания выпускает водонепроницаемую прозрачную ленту из целлофана, которая совершает революцию. Спрос на очень дешевую продукцию, с помощью которой можно было починить много чего по хозяйству, был огромным особенно во времена Великой Депрессии. Да и сейчас вряд ли вы найдете хотя бы один дом или офис, где не используется скотч. 

Один из первых популярных продуктов 3М — абразивная ткань

Один из первых популярных продуктов 3М — абразивная ткань

Собственно, один из первых скотчей 3M появился на рынке в 1930 году

К началу 40-х годов 3М отлично чувствовала себя в этом сегменте, и ни про какие инвестиции в магнитные носители информации не задумывалась. 

А между тем за океаном Фриц Пфлеймер в 1928 году разработал методику записи на полоски бумаги шириной 16 мм, покрытые гранулами железного порошка. На основе этих разработок химический концерн BASF в Германии начал производство магнитных лент, а AEG презентовала первый магнитофон K1. 

Сразу после войны технология магнитных лент и аппаратура попала к американцам. В 1945 году компания нашего соотечественника Александра Понятова, Ampex (сокращение от Alexander M. Poniatoff Excellence) знакомится с технологией и производит свой первый катушечный магнитофон Model 200. И к популяризации технологии больше всех приложил руку знаменитый Бинг Кросби — в 1946 году он первым оценил возможность делать записи шоу, а не транслировать их вживую. 

Параллельно с Ampex в США другая компания Brush Development также выпускает легендарный магнитофон Soundmirror BK-401, разработка которого началась еще до войны. И задается вопросом: кто сможет обеспечить массовое производство самих магнитных лент, как это делала BASF в Германии? Вот тут на сцену и выходит компания Minnesota Mining and Manufacturing. 

Сейчас SoundMirror можно встретить только у коллекционеров или в музеях

Изучив ее опыт, Brush Development понимает, что именно 3М — идеальный кандидат, поскольку она производит клейкие ленты и отлично разбирается в их свойствах. А это — основа для создания магнитной ленты. Так в 1946–1947 годах начинается разработка инновационного для компании продукта. 

Технология клейкой ленты 3М — отличная основа для магнитной ленты

Технология клейкой ленты 3М — отличная основа для магнитной ленты

Первая лента с черной оксидной основой получила название Scotch Magnetic Tape No.100 и была разработана эксклюзивно для магнитофонов Brush. Однако ее свойства были далеки от идеала в плане остаточной намагниченности металлического порошка и соотношения сигнал/шум, поэтому разработка продолжилась. 

В 1948 году появляется ацетат-целлюлозная лента Scotch 111 и на долгие годы становится бестселлером. К 1951 году объем международных продаж достиг 20 миллионов долларов. Во многом благодаря отменному качеству записи и долговечности и низкой стоимости. Множество других компаний, производящих магнитные ленты, стали использовать применяемые 3М технологии. Например, такой гигант, как BASF в 1953 году выпускает ленту Magnetophon Tape Type LGS. Последние три буквы (LGS) означают, что в них используется технология, применяемая в лентах серии Scotch. 

Упаковка ленты Scotch 111 и реклама в газете. В 50-е годы большая часть самых известных записей музыки в мире были сделаны на ней3М в последующие годы выпустила несколько серий магнитных лент, которые стали считаться в музыкальном мире синонимом супер качества. Больше фотографий и информации про ленты Scotch по ссылке

Кстати, в процессе разработки ленты 3М в 1947 году исследует метод электрохимического фторирования и начинает производить перфтороктановую кислоту (ПФОК). В 1951 году эту технологию покупает DuPont для производства тефлона — полимера, который принесет компании многомиллиардную прибыль. Но об этом расскажем в другом материале. 

Итак, получается необычная эволюция: от добычи корунда и производства наждачной бумаги до клейкой ленты, а потом — и магнитной. Неплохой путь для одной компании за 50 лет.

Как 3М перешло к производству дискет для хранения данных

В 1961 году несколько человек из компании Ampex под руководством Лоуренса Л. Спиттерса организуют фирму Memorex в Кремниевой долине. По сути, она стала одним из первых настоящих стартапов того времени, наряду с Fairchild Semiconductor. 

Идея стартапа состояла в том, чтобы производить магнитные ленты высочайшего качества для сегментов, где это было более чем оправдано. Прежде всего речь идет не о звукозаписи, а о компьютерах, которые могли себе позволить только корпорации и научно-исследовательские лаборатории. Важным моментом, помимо характеристик самой ленты, была высочайшая чистота воздуха — любая пылинка может повредить целый сегмент плотно хранимых данных. 

«Мы используем пылевые фильтры, похожие на те, что применяются на объектах атомной энергетики, чтобы предотвратить утечку радиоактивных частиц», — писал Спиттер. 

Себестоимость производства такой ленты получалась огромной — в десятки раз выше, чем ленты 3М для звукозаписи. Но при этом компьютеров и хранимой информации с каждым годом становилось больше, а следовательно, и спрос на подобную магнитную ленту резко возрастал. 

И одним из главных клиентов Memorex стала компания IBM. В 1968 году Memorex представила жесткие накопители Memorex 630, которые были совместимы по подключению с дисковыми накопителем IBM 2311 — часть системы легендарного IBM System/360. Так началась гонка среди производителей подобных накопителей, совместимых с IBM — Plug Compatible Manufacturer (PCM). Позже Memorex активно поставляла подобные накопители для мэйнфреймов IBM. 

Слева — IBM 2311, справа — Memorex 630

Слева — IBM 2311, справа — Memorex 630

Параллельно в 1967 году в лаборатории IBM кипела работа над созданием первого гибкого диска диаметром 8 дюймов. Разработку возглавлял Алан Шугарт. Позже он стал работать в том самом Memorex (руководил созданием Memorex 650), а в 1973 году основал собственную компанию Shugart Associates и разработал стандарт SCSI для периферийных устройств. 

В 1971 году результатом совместных трудов всех сопричастных (в том числе и Алана Шугарта c Memorex) стало появление дисковода IBM 23FD — для работы со сменными гибкими дискетами (FDD) 8 дюймов с емкостью 80 кБ только для чтения. Система позиционировалась как «замена 3000 перфокарт» в эквиваленте. А в 1973 году появляется дисковод 33FD под кодовым названием «IGAR», как часть системы ввода данных 3740, который позволяет и читать, и записывать данные с FDD. Кстати, дискета получила гордое название «IBM diskette» и вмещала уже до 250 кБ данных. 

Первая дискета на 8 дюймов, созданная в IBM при содействии Shugart Associates и Memorex

Первая дискета на 8 дюймов, созданная в IBM при содействии Shugart Associates и Memorex

Реклама IBM diskette 8'' с емкостью 250 кБ

Реклама IBM diskette 8'' с емкостью 250 кБ

И вот мы возвращаемся к нашей истории. С выходом в 1971 году первой гибкой дискеты на 8 дюймов компания Minnesota Mining and Manufacturing понимает, что на самом деле тоже может включиться в этот перспективный рынок. Тем более обладает всеми необходимыми технологиями для производства и сырьем, поэтому легко может посоревноваться с тем же Memorex, которая изначально была заточена на производство магнитных лент для компьютеров. 

В 1973 году 3М выпускает свою первую дискету с размером 8'' — постепенно ее емкость увеличивается до 1 Мб в формате DD (двойная плотность). А в 1976 году появляется дискета на 5,25 дюйма для дисковода Shugart SA 400. Первоначально ее емкость была 87,5 кБ, но к 1984 году возрастает до 1,2 Мб за счет технологии HD (высокая плотность записи). Такой формат дискет быстро вытеснил громоздкие 8-дюймовые дискеты и приводы — и 3М также производит свою модель 5,25 привода. 

Дискета 3М стандарта 5¼'' на 1,2 Мб 1983 года выпуска

Дискета 3М стандарта 5¼'' на 1,2 Мб 1983 года выпуска

В 1981 году Sony выпустила первую дискету на 3,5 дюйма OM-D30V и привод OA-D30V на 400 Кб. В 1984 году Apple начинает использовать эти приводы и дискеты с емкостью уже 720 кБ (DD — двойная плотность) в составе своих компьютеров Macintosh 128K, а также Lisa 1 и Lisa 2. 

Дискета Sony и дисковод OA-D30V

Дискета Sony и дисковод OA-D30V

Сравнение размеров дискеты 8'' и 3,5''. На фото как раз одна из первых моделей 3M

Сравнение размеров дискеты 8'' и 3,5''. На фото как раз одна из первых моделей 3M

Разумеется, 3М испытывала жесточайшую конкуренцию к началу 80-х годов. Кроме уже упомянутого Memorex, на рынке были дискеты десятков компаний: Verbatim, BASF, Sony и Dyson. Последний вообще напрямую причастен к разработке 5¼ дискеты совместно с Shugart Associates. Однако нужно признать, что 3М успешно справлялась с ситуацией и к началу 90-х годов была лидером по продажам дискет во всем мире. Чего стоит одна эта реклама. 

Объем продаж дискет разными производителями в 1991 году — 3M впереди всех

Кроме выпуска дискет разных форматов (рассматривать совсем нестандартные вроде 3,25 дюйма мы не будем), 3M не останавливалась на достигнутом. Например, в партнерстве с Iomega и Maxell выпустила в 1992 году первые дискеты 3,5 дюйма с емкостью 21 Мб. Формат floptical, при котором сочетаются оптические и магнитные технологии. Однако в 1994 году появилась система Zip-100 от Iomega на объем хранения в 100 Мб, из-за чего floptical так и не нашел свою нишу. 

Дискета 3M в формате floptical — всего было продано порядка 70 000 штук, что является каплей в море для подобного рынка

Дискета 3M в формате floptical — всего было продано порядка 70 000 штук, что является каплей в море для подобного рынка

Что же произошло, когда в 1995 году 3M неожиданно решила отказаться от своего многомиллиардного бизнеса, фактически оставив его на обочине?

Почему 3М решила забросить свой многомиллиардный бизнес

По данным Time, к 1995 году подразделение 3M по производству магнитных носителей информации превратилось в бизнес стоимостью 2,3 млрд долларов. Это довольно ощутимая часть активов компании, хотя и сильно уступающая по оборотам тем же канцелярским товарам. И в такой момент компания 3М принимает решение о выводе производства в отдельную компанию Imation (сейчас называется GlassBridge Enterprises), не связанную с основной деятельностью головной компании.

Дискеты Imation какое-то время продавались с упоминанием 3М

Дискеты Imation какое-то время продавались с упоминанием 3М

И на это было несколько причин, как пишут в книге «Столетие инноваций: история 3М»:

1. Страх перед инновациями. В начале 90-х годов многие компании, основной бизнес которых строился не на высокотехнологичных продуктах, с недоверием относились к инвестициям в непрофильную область. Основным примером являлся продукт EO Personal Communicator производства коммуникационной компании AT&T. Он должен был стать убийцей Apple Newton: в него инвестировали миллионы долларов (чего стоит только собственный процессор AT&T Hobbit). Но меньше чем год спустя проект закрыли из-за катастрофических продаж: было продано меньше 10 000 штук. 

После этой неудачи AT&T сделала неожиданный ход: выделила подобные проекты в отдельное подразделение Lucent Technologies с целью продажи патентов и технологий конкурентам. 3М видела тут прямую аналогию: они вложили миллионы долларов в floptical, а отдачи практически не получили. И чем дальше развивались технологии хранения на магнитных носителях, тем выше были шансы еще раз оказаться в подобной ситуации. 

2. Слишком массовый сегмент. В 90-х годах продажи дискет были на пике. Во многом потому, что компьютеры стали распространяться среди обычных пользователей с огромной скоростью. А это означало, что:  

  • нужно было создавать новые и непривычные каналы продаж. Условно чтобы дискеты можно было покупать, как жвачку, на кассе любого супермаркета. 

  • приходилось серьезно снижать стоимость продукта в массовом сегменте из-за того, что конкурирующие компании продавали дискеты еще дешевле. Другими словами, постоянно думать, как можно снизить себестоимость (иногда в ущерб качеству), и при этом получить приемлемую маржинальность с учетом низкой отпускной цены.

Весь бизнес 3M до этого был сосредоточен на корпоративном сегменте. И столь радикальная переориентация на конкурентный потребительский рынок заставляла компанию выйти из зоны комфорта. А ей это не нравилось.

3. Альтернативные технологии. На самом деле 3М занималась не только магнитными носителями, а еще выпускали оптические диски. И для многих в компании было очевидно, что те же CD из-за возрастающих требований к объему хранимой информации выйдут на передний край продаж. А стандартные дискеты на 1,44 Мб уйдут в прошлое. 

Оптические диски 3М емкостью 1,3 Гб

Оптические диски 3М емкостью 1,3 Гб

При этом большая часть производства была заточена именно на магнитные носители. И резкий разворот на производство оптических дисков потребовал бы больших инвестиций, неприемлемых для компании в тот период. 

В итоге, в 1995 году бизнес по производству магнитных дискет был выделен в самостоятельное подразделение Imation. Minnesota Mining and Manufacturing больше не имела к нему никакого отношения. И время показало, что этот шаг был очень своевременным поступком. 

«Выйти из этого бизнеса было правильным решением», — писал старший вице-президент компании Эл Хубер

Почему 3М поступила правильно и чем занимается сейчас

Как вы помните, Apple одной из первых добавила FDD дисковод в состав своих компьютеров в 1984 году. И как ни странно, в 1998 году первой отказалась от их использования в компьютере iMac. Взамен на борту были привод CD-ROM и порты USB. 

Apple, как законодатель мод, достаточно точно обозначило общую тенденцию того времени

Apple, как законодатель мод, достаточно точно обозначило общую тенденцию того времени

Imation продолжала производить дискеты: при этом до какого-то времени на них фигурировало название 3М. Но к началу 2000-х годов падение продаж дискет было уже не остановить: для больших файлов вроде музыки или видео использовали CD, а для более мелких — появились USB-flash накопители. 

Первая флэшка израильской компании M-Systems была представлена в 2000 году и называлась DiskOnKey. Стоила 50 долларов и вмещала до 8 Мб данных — почти в 6 раз больше, чем дискета. И буквально за несколько лет она вытеснила FDD из продажи, благодаря очевидным преимуществам: компактности, надежности, скорости и многому другому. 

Первые накопители распространялись в США при посредничестве IBM

Первые накопители распространялись в США при посредничестве IBM

Imation понимала, что нужно подстраиваться под новые потребности рынка. Поэтому в 2007 году купила TDK, одним из главных направлений которой были именно flash-накопители. Однако продажи все равно падали. В 2010-х годах Imation сосредоточила внимание на продуктах для малого и среднего бизнеса, таких как многоуровневая защита данных DataGuard и InfiniVault. Но в 2017 году ее (уже под новым названием GlassBridge Enterprises) купила O-Jin Corporation, причем исключительно ради легального использования бренда IMATION. 

USB-накопитель на фото способен хранить в 130 раз больше информации, чем две коробки с 80-ю дискетами

USB-накопитель на фото способен хранить в 130 раз больше информации, чем две коробки с 80-ю дискетами

Ну и время показало, что 3М поступила совершенно правильно, уйдя из этого сегмента бизнеса на самом пике. Сейчас она успешно производит более 60 тысяч продуктов. Ее акции торгуются на бирже, а рыночная капитализация составляет 72 млрд долларов. Вот некоторые интересные продукты, которые 3M разработала все эти годы:

  • Bondo — автомобильная шпатлевка для кузова, которая наряду со скотчем и самоклеющимися стикерами Post-it являются флагманским продуктом компании.

  • Petrifilm — модернизированная версия чашек Петри, которая стала основой тестирования безопасности продуктов в США. Причем разработало их отдельное подразделение компании 3M Food Safety.

  • Tartan Turf — первое синтетическое травяное покрытие.

  • Scotchgard — защитная водоотталкивающая пленка, которая наносится в том числе на ЛКП автомобилей. Причем с этим продуктом был скандал: из-за использования токсичного перфтороктанового сульфоната (ПФОС) компания десятилетиями загрязняла грунтовые воды Миннесоты. В 2018 году 3М выплатила штату 850 млн долларов компенсаций. 

  • Thermo-Fax — аппарат и технология для фотокопирования при помощи термографической печати. Производилась и развивалась отдельным подразделением 3M Duplicating Products вплоть до ее слияния с Harris Corporation.

Ну и кроме того, можно выделить медицинское направление, которым занимается подразделение 3M Health Care. Компания предлагает тысячи решений по стоматологии, фармацевтики, офтальмологии и так далее. 

Так что можно смело сказать, что 3М поступила прозорливо и правильно. Что касается дискет, то их век оказался намного более длинным, чем ожидалось. Например, как мы упоминали, министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI) только в этом году отказалось от использования магнитных носителей. А еще:  

Хотя официально «смерть дискет» наступила в 2011 году, когда Sony прекратила их производство, неофициально они так и не ушли в небытие. Несмотря на стремительное падение спроса с начала 2000-х, дискетам всё ещё удаётся оставаться в строю, оставаясь востребованными в отдельных узких сферах. Это скорее исключение, но те, кто застал эту эпоху, помнят, как диски и флэшки постепенно заменили дискеты.​

НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

© Habrahabr.ru