Почему мы иногда пишем студентам первыми

Серёжа решил заняться собой и записался в спортзал — тщательно всё взвесил (no pun intended), понял, зачем ему это надо, приценился и купил абонемент. А потом что-то пошло не так и Серёжа приуныл.

7ed3694a7f359c28258559f3c5c9fc78.jpeg

Многие знают, что происходит дальше. Абонемент валяется где-то в ящике со всяким барахлом, мотивация на нуле, мысли о потерянных деньгах не помогают. Чувство вины растёт, всё плохо. А из спортзала, как водится, ни весточки — зачем спрашивать у клиента, как там дела, если пока не пора продлевать абонемент?

Вот бы в параллельную реальность, где и напишут, и выслушают, и совет добрый дадут, если попросишь. Она, к счастью, есть, но не в спортзале (так бывает).

В HTML Academy есть адвайзеры — они подбадривают студентов, которые забросили курс или застряли на полпути, помогают разобраться, что пошло не так, и вообще готовы помочь в любой момент. Давайте познакомимся с ними — встречайте Карину и Яну.

В Академии много людей, которые взаимодействуют со студентами — это кураторы, наставники, авторы курсов, техподдержка и адвайзеры. Они все помогают студентам решать вопросы, но по-разному.

Поддержка помогает пользователям тренажёров и других продуктов, которые не интенсивные курсы. Для большинства это первое прямое взаимодействие с Академией в начале обучения — и им отвечают Таня, наш специалист по поддержке, и Саша — комьюнити-менеджер, которая встречает всех в соцсетях.

Кураторы помогают с организационными вопросами, доступами к курсу, а ещё помогают перепройти курс, если это не удалось сделать с первого раза. Но с кураторами нельзя связаться лично — только через окошко чата, где неусыпно бдит дежурный куратор. Иногда Вика, иногда Настя, иногда Гоша, но в целом не угадаешь — кураторов целый отдел.

Авторы курсов, кроме того, что пишут критерии, взаимодействуют со студентами во время прямых эфиров — отвечают на технические вопросы из чата, советуют и подсказывают.

Кураторы неусыпно бдят, пока автор курсов по JavaScript Саша Сушко ведёт лайвКураторы неусыпно бдят, пока автор курсов по JavaScript Саша Сушко ведёт лайв

Наставники вообще не работают в Академии и пишут свой код где-то ещё. Личных наставников назначают каждому студенту, они помогают с техническими вопросами («не могу установить плагин для вскода»), проверяют домашки, проводят ревью кода на гитхабе и могут подбодрить в трудную минуту. Мы много рассказываем о наставниках, потому что очень их любим.

У всех этих людей есть общая черта — они отвечают на входящие вопросы. Но среди студентов всегда есть какой-нибудь Серёжа или Лена, которые перестали делать домашки и вообще, кажется, приуныли. Или стесняются писать наставнику. Или вообще решили, что программировать больше не модно.

И вот тогда адвайзеры пишут первыми — чтобы помочь и разобраться, если что-то пошло не так.

С чего мы решили, что вообще нужно писать студентам

У нас есть несколько «асинхронных» курсов — например, по PHP и Node.js. Там растянуты сроки, нет мотивирующих дедлайнов по каждому этапу, сидишь себе и пилишь проект потихоньку. Мы заметили, что студенты в таком формате часто отваливались и не заканчивали свои курсы. Карина — одна из двух адвайзеров в Академии — пришла помочь как раз студентам-асинхронщикам в 2020 году. 

image-loader.svg

Так через некоторое время появился и рекомендуемый план прохождения с понятными дедлайнами, и примерные «звоночки», когда уже пора связываться со студентом, и многие другие рабочие моменты. С 2021 года адвайзеры работают и на синхронных курсах — помогают студентам профессий.

А ещё адвайзеры помогают не только тем, кто учится прямо сейчас. Иногда нужно перенести обучение на следующий поток или куда-нибудь в будущее, и здесь тоже можно помочь в поиске мотивации к дальнейшему обучению.

2afd60765d3ec47f65e66b2273b06d1e.jpgАндрей Захарченко

Руководитель команды сопровождения студентов

Мы уверены, что нет никакого «мне не дано» — дано всем, главное — грамотно подойти к любой случившейся ситуации, найти причину и разобраться, что к чему. Может быть несколько попыток, и в этом нет ничего страшного.

284609bc0e1c2a28e8e0191318626442.jpeg

Например, как понять, что студент застрял? Чаще всего он или не выбрал наставника или выбрал, но не проводит консультации. Если при этом не делаются домашки, а учебный репозиторий пустой — точно что-то не так.

Как не бросить курс на полпути

Поэтому Карина и Яна и пишут студентам — рассказывают, как устроен курс, подбадривают и помогают разобраться в себе, напоминают про наставников и вообще говорят обо всём на свете.

«Разбираться в себе» — похоже на психологов. Вы психологи?

453ab096c7bad309a13486dab360e536.jpgКарина Иванушкова

Адвайзер

Мы с Яной учились на связях с общественностью. Плюс у Яны есть второе высшее по психологии. Порой бывают сложные ситуации, которые выбивают из колеи на весь день. Здесь важно вовремя вспоминать, что человек не хотел обидеть тебя — он просто делился наболевшим.

Разговор с адвайзером — не помощь психолога в прямом смысле, так как в таком формате невозможно проводить полноценные сессии. Это скорее помощь коуча, который знает психологические особенности обучения и как бы «учит учиться», чтобы всё получилось.

5d9fc9d8cebe8c841385c070f7ebcd7b.jpgЯна Цыганова

Адвайзер

Даже если у студента всё хорошо, никогда не бывает лишним написать, узнать, как дела, и сказать, что всё хорошо, ты молодец. Тех, кто и без подбадривания учится хорошо, это вдохновляет делать ещё больше и ещё лучше.

Есть много студентов, которые во время беседы могут выдавать все свои переживания. К счастью, личный диалог и доверительные отношения помогают разруливать даже сложные ситуации.

Как пройти тренажёры, если вы никогда не программировали

Писать в личку — это вообще нормально?

Адвайзеры — это такие инсайдеры из Академии, свои люди в компании, друзья и товарищи. Они переписываются в Телеграме или других мессенджерах, используют стикеры и смайлики и общаются на «ты» (предварительно договорившись, что это комфортно). 

image-loader.svg

Со временем завязывается интересное общение.

5aaa57f6295ce32f6d9b501fd082d90e.jpgКарина Иванушкова

Адвайзер

Я знаю, у кого ремонт, у кого ребёнок. Студенты делятся личными историями и могут высказаться, если им что-то не нравится. Это не горячая линия поддержки, но можно чуть-чуть выдохнуть, а потом мы начинаем обсуждать курс. Это в порядке вещей. Некоторые кидают фотки котов и рецепты.

image-loader.svg

Нет ощущения надзирателя с плёткой?

363dfa21ffd0ad7bfa0ebd6adc98a971.jpgКарина Иванушкова

Адвайзер

Иногда бывает. Но студенты разные, а мы работаем без скриптов, и к каждому человеку ищем подход. Например, есть студенты, которые сами просят их регулярно пинать. При этом мы сокращаем количество касаний со студентом, если ему это не нужно. Чувствуем, чтобы не передавить.

Отдельная рубрика — то, как студенты реагируют на напоминание о дедлайне.

image-loader.svg

Ещё есть студенты, которые отвечают «нормально» на все вопросы. Другие пишут «принял информацию» в ответ на развёрнутое письмо. Это тоже нормально, здесь тоже можно работать, например как-то так:

image-loader.svg

Адвайзеры пишут и тем, кто отстаёт, и чем ближе дата защиты, тем сильнее напряжённость студентов. Переписки полны справок о болезнях, вопросов о заморозке курса и разных жизненных обстоятельств.

image-loader.svg

Приунывать — нормально, главное — вовремя это заметить

Чаще всего студенты спрашивают о том, как перестать приунывать или найти время на обучение. Самое главное — у каждого своя причина, поэтому универсального ответа нет, и Яна с Кариной разбираются в каждой ситуации отдельно.

d8e5ed5a02445ddd6799fda66b4af78c.jpgЯна Цыганова

Адвайзер

Я ещё и параллельно практикующий психолог. Это помогает лучше работать со студентами и многие рабочие моменты не принимать на свой счёт.

Мотивация пропадает по разным причинам — у кого-то проблемы в личной жизни, кто-то болеет. Некоторые взвалили на себя три работы и обучение на курсах — это тоже отдельный вопрос, который адвайзеры пытаются разобрать. Но ситуаций столько же, сколько и людей, поэтому это всегда полное вовлечение. Здесь как раз помогает психологическое образование.

4697224720e9ba0f6199a8bdf055e198.jpgКарина Иванушкова

Адвайзер

Иногда бывает ощущение, что спасаю мир отдельно взятого человека. Часто такие истории бывают в курсах для мидлов, когда студент пропадает. Пишем, спрашиваем, что случилось, а там прямо трагедия. Кто-то приболел, дома неурядицы, человек уволился с работы — бывает, по два дня переписываемся и обсуждаем.

Как не утонуть в чужих проблемах?

Большой плюс, когда появилась Яна. Мы с Яной другу стали адвайзерами — часто рассказываем истории, обсуждаем, как бы мы поступили в той или иной ситуации. Да и просто пообщаться никогда не бывает лишним.

Как измерить счастье студентов?

По словам Карины и Яны, счастье студента легко определить — это когда  они расходятся, кидают друг другу классные смайлики и стикеры, и всё довольны тем, что курс подошёл к концу.

e4d5214e4c235088a8e53554f5e03b4e.jpgКарина Иванушкова

Адвайзер

Самое приятное в работе — видеть, что студент, которого ты вела с самого начала, выпустился. Приятный момент, когда он защитил проект, а ты помнишь его ещё год назад, и знаешь, сколько приложено усилий, сколько ему писали, уточняли, напоминали.

image-loader.svg

ed8ee3f7bb957c4b8cf0ef9b251af8d3.jpgЯна Цыганова

Адвайзер

Для меня самое приятное в работе — общение со студентами. Они классные, рассказывают о себе и о своей жизни. 

Качество нашей работы зависит от счастья студентов. Для нас важный показатель — количество решенных проблем, а наша цель — помочь всем студентам. Так что счастье адвайзеров сильно завязано на счастье студентов.

image-loader.svg

Планы на будущее

В будущем мы хотим дать возможность пообщаться с адвайзером каждому студенту профессий, ведь получение такого объёма новой информации о веб-разработке за короткий срок — это всегда стрессовая ситуация, в которой очень многим может понадобиться помощь.

Мы хотим сделать так, чтобы студенты не застревали ни по какому поводу, и чтобы у них не было сложностей, не связанных с непреодолимыми обстоятельствами.

Хотим научить работать до того, как начнется курс — рассказать про подготовительный раздел, научить выделять время на прохождение первых заданий и подготовку. 

Советы тем, кто начинает обучение

Мы собрали семь советов от Карины и Яны для тех, кто начинает учиться (или вообще делать что-то новое для себя). Это не советы с потолка — они проверены на сотнях реальных студентов.

  1. Начинайте сейчас, не ждите подходящего момента. На асинхронных курсах есть год учёбы и полгода наставника. Не откладывайте на последний момент.

  2. Не стесняйтесь писать. Хотя бы адвайзеру. Они помогут понять, что сделать дальше, если произошёл затык.

  3. Помните, для чего вы начали это делать. Важно постоянно вспоминать, для чего вы начали учиться. Хотели повысить зарплату за счёт саморазвития? Это ещё актуально? Тогда вперёд!  

  4. Если это синхронный курс, то настройтесь на интенсивную работу с самого начала. Практически невозможно закрыть курс, когда осталось 10 дней до конца, а в проекте ещё ничего нет. 

  5. Важно понять, что обучение — часть жизни. Научитесь встраивать его в повседневную жизнь и выделять время. Само собой ничего не произойдёт.

  6. Тяжело — это нормально. «Сначала больно, а потом бицуха», только так с мозгами.

  7. Всё должно быть в удовольствие —, а значит, нужно найти радость в процессе. «Учиться чтобы учиться» — плохой посыл.

Приходите учиться в HTML Academy (например, на курсы по вёрстке), чтобы найти себя и работать там, где нравится. А адвайзеры вместе со всеми остальными вам в этом помогут.

© Habrahabr.ru