Почему мы делимся знаниями

cdbf788bd3192f0a69c2b056ab349a9a.png

Привет! Меня зовут Сергей, и я работаю в команде Тинькофф. В этой статье я хочу поговорить об обучении и о том, почему в разработке принято просто так делиться знаниями. А также о том, почему многие разработчики активно тратят свое время на то, чтобы обучать других.

С чего все началось?

6b68148bbb85a069048a2298b06dea08.png

Начну со своей истории. Еще пять лет назад я понятия не имел, что такое программирование. Тогда я познакомился с одним разработчиком, и он предложил мне учиться, я решил попробовать… Я шел в разработку полтора года, за это время он потратил на меня очень много личного времени. Однажды я спросил: «Почему ты меня учишь?» Но внятного ответа не получил…

Спустя девять месяцев после начала моего обучения ребята из Android Academy запустили в Москве курс по Android-разработке. На курсе были крутые площадки для проведения лекций, сами лекции тоже были на высоте. Студентам выделили менторов, которые подсказывали и проверяли наши домашние задания, а в конце еще и Хакатон организовали. Это было совершенно бесплатно! Опять возник вопрос: «Почему они это делают? Зачем тратить столько времени и ресурсов на других людей?»

С того момента, как я стал разработчиком, я сам обучил человека с нуля и до его первого оффера в крупную компанию, параллельно помогая еще двум. Я выступал ментором и лектором в двух Финтех-школах Тинькофф. Был ментором в Android Academy 2020 и сейчас готовлюсь к очередному проекту вместе с ребятами из Sirius. И все это — бесплатно. 

Время разработчиков стоит дорого, значительно дороже, чем занятия с репетитором в любой другой сфере. На обучение людей уходит большое количество времени. Для примера: проверка одного домашнего задания студента в Финтех-школе Тинькофф занимает полчаса-час. У каждого ментора 3—5 студентов, а задания нужно проверять каждую неделю. Итого мы тратим около трех часов в неделю только на проверки работ. А ведь еще есть лекции, презентации. Если говорить о личном обучении кого-либо, то это еще больше времени.

4 причины

Я выделил для себя 4 самые важные причины, по которым люди готовы тратить время на то, чтобы учить других.

c66b418328ee20b614d265c4d0317daa.png

Самообучение

Думаю, многие слышали такое выражение: если хочешь чему-то научиться — научи этому других. Так вот, это прекрасно работает!

Когда ты что-то учишь сам, то в какой-то момент начинаешь понимать: «Я знаю эту тему и могу применять на практике». В целом, сознательно или бессознательно, в какой-то момент, перестаешь эту тему изучать далее: для работы знаний более чем достаточно. Это нормально и происходит со всеми.

В своей практике я встречал два кейса, которые очень прокачивают.

Подготовка доклада. Вам может казаться, что вы хорошо умеете работать с некоторым инструментом, но как только вы начинаете готовиться к докладу, как только вы начинаете думать о том, как подать материал другим людям, возникает бесконечно много вопросов, на которые ответа нет. И это прекрасный повод полезть и изучить, как это работает внутри, и лучше понять тему.

Вопросы учеников. Ваш ученик всегда найдет множество вопросов, на которые вы не сможете быстро дать ответ. Помогаете ли вы друзьям с обучением или выступаете на конференции, почти всегда найдется кто-то, кто задаст вам вопрос, на который вы не сможете ответить. И это круто! Наш мозг работает так, что стоит нам один раз публично оплошать — и больше он не даст вам покоя, пока вы не изучите то, на чем вас «подловили».

Важно понимать, что знать материал и уметь объяснить — не одно и то же. Если вы не можете объяснить другому человеку, как работает технология, значит, вы не до конца понимаете ее. И это очень крутой повод сесть, разобраться и научить этому других.

Обучение хорошо прокачивает софт-скилы, а это очень важно для людей, которые хотят занимать руководящие должности.

Нетворкинг

5dd0f3a6d80db2431c9dc51156437a3f.png

Однажды я был на лекции по нетворкингу, и одна фраза из доклада мне запомнилась очень хорошо:

«Вы не можете измерить пользу от ваших связей. Она может быть как нулевой, так и по-настоящему огромной». 

Когда вы учите кого-то лично, то с большой вероятностью спустя год вы уже станете друзьями и человек, которого вы научили, будет вам очень благодарен. Это не про то, что нужно ждать, что он потом будем вас благодарить всю жизнь. Но новые люди открывают новые возможности, расширяют границы и сознание, позволяют по-новому взглянуть на привычные вещи. 

Если рассматривать массовое обучение, то помимо студентов, которые вас, вероятнее всего, запомнят, вы еще налаживаете контакты с другими опытными разработчиками, организаторами или просто заинтересованными лицами. Это очень крутая возможность для обмена опытом и идеями и для начала эффективного сотрудничества.

Развитие личного бренда

91678e25756e84b4b02c74ad3fda16f0.png

Личный бренд ― это ваш образ в профессиональном сообществе. А за этим образом может быть что угодно: например, принадлежность к определенной компании, обладание навыками и умениями, сильные личные качества.

Вот для чего это нужно.

Личный бренд помогает расти внутри компании. Представим, что есть два сотрудника: К и В.

К и В прекрасно делают свою работу, они оба считают компанию своей, и оба выкладываются по полной, чтобы доставить конечному пользователю продукт отличного качества. Но К участвует в конференциях, пишет статьи, ведет публичную деятельность, и в целом его имя достаточно узнаваемо в профессиональных кругах. В то же время В классно выполняет свои задачи, а в свободное время просто берет работу на фрилансе, и никто о нем не знает за пределами его круга общения.

И тут одному из них нужно представить компанию на важной конференции. За таким выступлением обычно следует внимание руководства и повышение. Очевидно, что логичнее отправить К, потому что он имеет отличную репутацию в кругах профессионалов. Он умеет доносить свои мысли, его готовы слушать.

По этой причине многие компании поощряют публичную деятельность своих сотрудников.

Личный бренд помогает сменить работу. Когда вы решаете сменить проект, то личный бренд может оказаться очень весомым фактором. Когда компания нанимает сотрудника, она хочет взять человека проактивного, гибкого и с хорошими софт-скилами. И личный бренд — хороший показатель этих навыков. Человек, которому важно прийти на работу, отработать свои 8 часов и уйти домой, вряд ли когда-то будет заниматься еще чем-то, что не дает явной выгоды.

Собственная мотивация

Обучая других, вы повышаете свою мотивацию что-то делать. Отзывы студентов в Финтех-школе и благодарность людей, которым помогаешь, позволяют осознать собственную ценность. Это повышает уверенность в себе и дает стимул двигаться вперед. 

И еще пара причин

Дань сообществу. Это скорее присуще тем людям, которые сами когда-то были учениками. Людям, которые хотят как-то отплатить комьюнити или вселенной за помощь.

Деньги. Есть образовательные программы, которые нанимают преподавателей за деньги.

Подводные камни

1f444b14af724c3e7ef728571fd0f6b0.png

Исходя из вышесказанного может сложиться впечатление, что это рассказ из идеального мира, где все разработчики классно преподают, а остальные — прилежные и способные ученики. Не все так просто.

Ответственность

Когда берешься обучать кого-то, берешь на себя ответственность за то, чему учишь. Учить и рассказывать можно разное и с разных точек зрения. Важно не давать студентам субъективное мнение, с псевдоаргументами, начиная с «Так сказал господин В.» или «Мы пробовали — нам не понравилось».

Не нужно учить человека любимым архитектурам, паттернам, языкам и подходам. Задача преподавателя — научить пользоваться инструментами и дать понимание, где эти инструменты можно применять эффективно.

Требования к преподавателю

«Знать» ≠ «уметь донести знания». Чтобы научить чему-то других, важно четко структурировать информацию в своей голове. Если вы не можете структурировать информацию у себя — вы не донесете ее до других.

Поэтому преподавателю важно прокачивать навыки:

  • Подготовка материала. Важно уметь собирать материал, выделять важное и понимать, какая аудитория будет его слушать. Работать с источниками и уметь отличать псевдоаргументы от фактов и полезных рекомендаций.

  • Умение излагать материал. Не лить воду. Организовывать материал внутри лекции, структурировать его.

  • Общаться с учениками. Важно донести до своих учеников, что не бывает глупых вопросов — бывают незаданные вопросы. Важно разжевать даже самые очевидные вещи, не забрасывая учеников профессиональным сленгом.

Время

3eebd587aaff6852af08662da915a2c0.png

Это самое сложное в процессе обучения. Его требуется очень много, и перед тем как браться за обучение, стоит задать себе вопрос: «Действительно ли я этого хочу?». 

Обучение лично требует постоянного контакта с человеком. Есть люди, которые пишут раз в неделю, а есть те, которые пишут 24 часа в сутки. Кто-то умеет задать вопрос в одном сообщении, а кому-то необходимо написать десяток, чтобы ментор мог понять, что от него вообще хотят. Кто-то ценит время преподавателя, кто-то даже не задумывается об этом. В зависимости от этого количество затраченного времени может сильно меняться. 

Более массовое обучение требует иных подходов. Обычно здесь три роли:

Организатор. Необходимо продумать концепцию курса, который будет подаваться: план лекций, формат, отборочные задания, домашние задания. Организовать людей, распределить роли. Обеспечить коллег удобными инструментами и своевременной подачей необходимой информации.

Лектор. Лектор собирает материал, оформляет презентации. Важно отточить навык ведения лекции. Нельзя просто выйти и прочитать по бумажке — нужно рассказать материал так, чтобы его поняли. Перед этим придется сделать множество прогонов для самого себя и друзей, потом еще для коллег, а после выйти и рассказать это ученикам.

Ментор. Ментор ведет студентов на протяжении всего их обучения. Ментор проверяет домашние задания и отвечает на вопросы. Ментор помогает решить сложные задачи если студент не справляется сам. Это самый близкий друг студента на протяжении курса. 

Определить границы

Если ответ на вопрос «Действительно ли я этого хочу?» положительный, то стоит сразу же определить свои границы:

  • Количество времени, которое вы готовы уделить студенту.

  • Временные промежутки, когда вы готовы помогать.

  • Проблемы и вопросы, с которыми вы готовы помочь студенту.

  • Роли, которые вы готовы на себя взять.

И любые другие рамки, которые вы считаете важными. Лучше сразу осознать, что в данный момент это не то, чем хочется заниматься, а не бросать потом все на середине пути. 

Люди

А еще важно понимать, что люди все совершенно разные. Здесь нет никаких гарантий крутых результатов. Кто-то готов тратить каждую свободную минуту на изучение материала и будет рваться к знаниям. А кто-то уверен, что преподаватели обязаны волшебным образом впихнуть знания в его голову.

Часто результатом долгой и упорной работы может оказаться впустую потраченное время. Это очень демотивирует, когда понимаешь, сколько сил было вложено в то, чтобы донести информацию человеку, который не готов ее принимать.

Итоги

  • Один из способов приумножения собственных знаний — делиться ими!  

  • Связи — наше все. Если что-то трудно сделать одному человеку, это не значит, что это трудно сделать другому. 

  • Можно быть очень крутым профессионалом, но если об этом никто не знает — пользы мало. 

  • Личная мотивация — кратчайший путь к эффективности. 

Именно это и заставляет людей тратить так много времени на других. Это не альтруизм — это ситуация win/win, в которой выигрывают обе стороны. 

© Habrahabr.ru