Почему мы боимся джунов?

В 1999 году, когда я учился в первом классе, все мои друзья мечтали о том, чтобы стать бизнесменами. Мне тогда казалось, что друзья мечтают куда-то не туда, потому что я хотел стать киллером. Это смешное воспоминание натолкнуло меня на мысль, что зачастую стремление людей продиктовано не высокопарными представлениями, а банальной востребованностью в конкретном промежутке времени.

Несмотря на бурный рост IT-индустрии, я всё чаще сталкиваюсь с ужасным отношением к людям, которые хотят работать в IT. Практически под каждым материалом для новичков можно найти десятки комментариев с негативом. Я долго не мог понять, почему опытные специалисты презирают «свежую кровь», пока однажды не предположил, что дело в страхе.

Чтобы подтвердить или опровергнуть догадку, я обратился к коллегам с просьбой объяснить, почему они ненавидят джунов. И то, что я услышал, меня поразило.

86cde4a3f7e083e556f45570bf0705fb.png

Владимир, Senior Frontend Developer

«Нет большего проклятия, чем стажёр, которого тебе дали в качестве условия для PR (прим. Performance Review). Ничего личного, все были молодыми, но условия изменились. 

Когда на проект ставят новичка, ему сразу дают таски. Даже опытному разрабу нужно время, чтобы понять код, а что ожидать от стажёра?! Он начинает тупить, от чего постоянно ходит к тебе за помощью и отвлекает. Сам прикинь: на объяснение уходит полчаса-час, потом столько же времени исправить ошибки и, если повезёт, слить ветки без конфликтов. Примерно 20–25% рабочего времени в утиль! Кому это понравится?»

Ольга, HR-manager

«На курсах штампуют джунов, которые потом не тянут реальные проекты, а значит не приносят пользу компании. Самое смешное, что этим тюбикам обещают, что каждый получит зарплату в 120к. И они в это верят, прикинь?

Но есть и проблемные экземпляры. Если раньше можно было распознать новичка по типовым проектам на Гитхабе, то теперь их учат шлифовать резюме, крутить опыт, воровать чужой код и заучивать ответы. Я несколько раз велась на подобных товарищей. Думала, что отправляю на техсобесы мидлов, а потом выяснялось, что чуваки не тянут и на стажёров».

Максим, Middle Flutter Developer

«Ты спрашиваешь почему? Джуны ломают рынок! Многие готовы работать за еду или приплачивать за менторство лишь бы залететь в айти. Как раз из-за этого и падают наши зарплаты.

Работодатель не дурак, поэтому начинает манипулировать: «У меня за дверью очередь на твоё место, какое повышение зп?» Ты давно смотрел вакансии? В Москве уже 60к предлагают. И это на мидла! Как прожить на эти деньги, когда у тебя семья и ипотека? С такими темпами скоро на завод пойдём! Вот увидишь!»

Сергей, Chief technical officer

«Простой в компании составляет в среднем 15%. На него попадают как новички, так и опытные ребята. Например, когда заказчик резко уходит или срезает затраты на команду.

Держать людей с self-тасками долго не можем. Как правило, стараемся найти проект в течение месяца или двух. Мидлы и сеньоры долго не сидят в простое, а с джунами сложнее: продать их на проект задача со звездочкой. В некоторых случаях мы вынуждены расставаться после 1–2 месяцев работы. Конечно, стараемся разойтись друзьями, но есть и неприятные ситуации. Один новичок, который работал у нас полгода, писал мне в личку ещё три месяца. Жаловался, угрожал, просил вернуться».

Анализируя ответы моих респондентов, я пришёл к выводу, что негатив к новичкам существует, и он сопровождается разными чувствами: недоверием, презрением, усталостью и разочарованием. У всех разные причины, но всё-таки это не страх.

В заключение, хочу обозначить, что у меня нет претензий к джунам. Мы все когда-то начинали и все испытывали трудности на первой работе. Поэтому, я позволю себе роль кота Леопольда и скажу: «Ребята, давайте жить дружно».

P.S. Если вас не испугала статья, приглашаю в мой канал «Мама, я вайтишник». Там я даю советы новичкам, составляю программы обучения и рассказываю истории других людей.

© Habrahabr.ru