Почему linux должен быть единственной системой в образовательном процессе
Всем привет!
Недавно я сказал бывшему коллеге из сбера, что линукс должен быть единственной системой в образовательном процессе. Он сильно удивился, спросил почему. В этой статье я постараюсь объяснить почему использование проприетарных программ плохо влияет на образовательный процесс.
Взгляд назад
Eще всего 200 лет назад 12% людей умели читать и писать. У большинства в этом не было необходимости — эти способности не удовлетворяют базовых потребностей, владеть ими незачем. Сейчас мы смотрим на людей не умеющих читать и писать как на людей прошлого, хотя их уже практически не осталось (текущий уровень граммотности — 99%).
Уже сегодня более 70% взрослого населения на постоянной основе использует компьютеры, а ежедневно им пользуются более 35% людей. Большая часть работ постепенно оцифровывается и наша зависимость от программ продолжает расти — мы используем больше программ.
Значимость этих процессов продолжает увеличиваться, однако процент людей, понимающих как работает их операционная система, на данный момент крайне небольшой — зачем в этом разбираться, если это знание нельзя монетизировать.
Возможно, умение работать с терминалом и использование командной строки через 200 лет будет такой же обыденностью, как сегодня умение читать и писать.
Коробочное мышление
Windows и macos принципиально отличается от linux. Красивый интерфейс и базовое удобство рабочего процесса ставится выше, чем понимание принципов работы операционной системы.
Узкий взгляд распространяется на программы — их невозможно изучить, изменить или доработать. Программы воспринимаются как законченные коробочные решения, над которыми у пользователя нет контроля, за исключением предоставляемого интерфейса.
В то же время с линуксом, эта ситуация кардинально другая. Если в программе что-то не устраивает — её можно заменить, доработать, или написать автору сообщение на почту. Такой подход не типичен для пользователей проприетарных систем, хотя он позволяет эффективно выполнять задачи и развивать программные продукты за счет кооперации и коллективной работы.
Более того, проблема осложняется тем фактом, что проприетарные операционные системы выстраивают 'пользовательский путь', который действует исключительно на пользу компании, которая владеет операционной системой.
Линукс же, в свою очередь, состоит из большого количества компонентов, каждый из которых при необходимости можно заменить на какой-то другой. Это обеспечивает уверенность в том, что даже если определенные части системы станут закрытыми или перестанут поддерживаться, то их можно будет заменить другими элементами.
Сегодня дети получают свои первые электронные устройства в среднем в возрасте от 6 до 10 лет. Большая часть этих электронных устройств, однако, позволяет совершать только те операции, которые были заложены производителем, не смотря на достаточную мощность устройств для обучения, развития, познания и исследования.
Одно из ключевых отличий linux — командная строка. Терминал является одним из самых мощных инструментов для обобщения сложных абстракций. Он позволяет использовать разные программы, написанные на разных языках программирования для реализации различных задач, и далее переиспользовать эти программы для построения собственных программных решений. Умение использовать терминал с малого возраста могло бы позволить обучающимся в дальнейшем рабочем процессе значительно увеличить свою эффективность за счет автоматизаций, которые позволяет делать терминал и скрипты.
Сетевой эффект
В данный момент нас окружает огромное количество закрытых программ и форматов. Зачастую именно среда, в которой человек привык работать, определяет его дальнейший потребительский выбор. Так, если человек в рамках образовательного процесса научился работать только в ms office на операционной системе windows, то в дальнейшем очень трудно будет переучиваится на другие программы и что-то изменить в рабочем процессе.
Когда я учился в МГУ, в кабинете информатики на всех компьютерах стоял windows, а все студенческие работы принимались в .docx, .xlsx и .pptx. Странно ожидать, что будущие сотрудники компаний будут просить linux для работы, ведь рабочий процесс уже хорошо отлажен в рамках проприетарной парадигмы.
Эта ситуация создает массу негативных для экономики последствий. Во первых — сетевой эффект. Пользователи привыкшие к закрытым программам привлекают новых пользователей к использованию данных программ. Это происходит из-за несовместимости используемых форматов и недостатка открытых продуктов.
Во-вторых — барьеры переключения. Время имеет цену, работодатель не готов платить за переобучение своих сотрудников на новое ПО, тем более если открытые программы усложняют привычные для работы процессы.
Поэтому особенно важно, что бы ученики школ и студенты университетов в рамках обучающего процесса вообще не сталкивались с закрытым ПО. У будущих потребителей должна быть возможность выбора, сейчас есть только искуственная зависимость от проприетарного ПО.
Кооперация и эффективность
Люди, которые имеют доступ к лучшим инструментам разработки и новейшим технологиям находятся в заведомо выигрышном положении, чем те кто живёт в среде без таких возможностей. Иронично, не смотря на свою бесплатность и открытость, именно пользователи линукс первыми получают доступ к самым новым технологиям.
Значительным преимуществом открытого рабочего процесса является мотивация сотрудников. Если состояние рабочего процесса скрыто, то нет инструментов для оценки степени участия и качества результата. В тоже время если рабочий процесс открыт, то сотрудники более замотивированы, так как результат труда будет использован большей аудиторией. Работа делается не только для закрытого контура, но для общества и своей среды.
активность Линуса Торвальдса
Когда работа переделывается много раз для создания физических благ — это естественная издержка. Когда работа переделывается много раз для создания цифрового продукта — это потеря эффективности, особенно если группы в рамках которых эта работа повторяется работают на благосостояние общей среды. Программный код нужно переиспользовать, это экономит время. Для оптимизации рабочих процессов крупные компании делятся своими разработками. Это позволяет другим компаниям не переделывать одинаковую работу, специализироваться на решении более узких проблем. Так же это позволяет находить сотрудников, замотивированных в развитии открытых интсрументов, они могут присоединиться к открытому процессу разработки.
Среда детерминирует мышление. Человек — социальное существо. Сейчас образовательная среда построена на закрытых принципах. Это ограничивает количество генерируемых идей, их распространение и тормозит прогресс. Чем больше платформ, предоставляющих возможности для коллективной кооперации будет существовать, тем быстрее будут реализовываться новые концепции.
Специализация
Разные люди способны лучше делать определенные виды работ. Общество построено на способности индивидов специализироваться для решения определенных задач. Особенно сильно эта характеристика выражается в наукоёмких отраслях, при разработке программ.
Можно ли монетизировать отдельно крыло самолёта? Вряд ли, сложно монетизировать отдельно руль автомобиля или этикетку зубной пасты, пока нет завершенного для пользователя продукта. Так и в разработке — нет возможности монетизировать компилятор, JS-фреймворк, библиотеку для архивации или машинного обучения. Но конечные программные продукты всегда включают в себя огромное количество зависимостей, эта работа имеет огромное значение.
Конечный программный продукт — это не только код. Локализация, дизайн, маркетинг, документация, финансирование, сервис, техническая поддержка — все эти аспекты необходимо учитывать при написании качественных программ. Есть площадки, позволяющие людям вкладываться в открытые проекты в соответствии с их специализацией и областями интереса.
Открытые площадки (gitflic, moshub, codeberg, github, fmnx, svgrepo, flaticon, crowdin, aur итд) позволяют людям самостоятельно определиться с категорией задач, которые им хотелось бы решать или помогать авторам существующих проектов. Они помогают работодателям искать сотрудников, рабочие проекты находятся в открытом доступе.
Уровень вовлеченности в работу в рамках таких платформ фактически определяет количество программных продуктов в среде. Отечественные линукс дистрибутивы (alter, rosa, alt, astra, redos), технологические компании (mts, rostelekom, sber, yandex) и образовательные учреждения (мгу, мгимо, мфти) на сегодняшний день не предоставляют доступа к своим git репозиториям или другим платформам коллективной кооперации.
Работодатели вынуждены искать сотрудников полагаясь на предоставленную мукулатуру, а сотрудники должны тратить время на её создание, вместо реализации собственных идей. Публичные платформы — ключ к эффективной кооперации и честной оценке интеллектуального труда, надо работать над их развитием и популяризацией.
Статус линукса
Когда я предлагал своим друзьям попробовать систему собственной разработки, то сталкивался только с отказами. Люди не хотят тратить время и рисковать потерей эффективности, предпочитая продолжать использовать windows, macos, fedora, ubuntu, итд… Дело не в предвзятом отношении к отечественным программным продуктам — если процесс уже достаточно хорошо отлажен в рамках существующей системы, то нет смысла переключаться на другую, если это не позволяет решать задачи эффективнее.
Фокус нужно ставить на людях которые еще не знакомы с операционными системами в принципе. Попытка переключить пользователя с большим стажем на windows — тяжелый и сложный процесс. Пока человек сам не захочет познакомиться с новой системой — этого не произойдет. Первой операционной системой в жизни человека должен быть линукс, это единственная система не создающая искуственных барьеров переключения.
Линукс может работать как мощный инструмент сокращения макроэкономических издержек. Для этого усилия linux разработчиков должны быть направлены на доработку компонентов системы, из-за которых пользователи в предпочитают альтернативы. Оптимизация и улучшение программных интерфейсов, профессиональное ПО, программы для общения, рекреации. Будущие пользователи не должны хотеть переключаться на windows и macos. Для этого нужно создавать программы, которые решают повседневные задачи на linux лучше.
Не стоит воспринимать сетевой эффект созданный apple и microsoft, как безвыходную ситуацию. Внутреннее устройство linux позволяет адаптировать эту систему как для обычного использования, так и для создания сложнейших вычислительных систем.
PS1 — Если у вас есть желание изменить операционную систему своих учеников (и не важно кем они являются — школьниками, студентами или джунами), напишите пожалуйста мне на почту: dancheg97@fmnx.su. Дистрибутив, разработкой которого я занимаюсь хорошо подходит для начинающих разработчиков и новых пользователей операционных систем. Сетевой эффект можно пересилить только коллективными усилиями.
PS2 — Если вам нужна помощь в создании публичного инстанса gitea для вашей организации или команды, посмотите пример в этом репозитории или напишите мне на почту. Последние версии gitea обладают федеративными свойствами, позволяя пользователям на разных инстансах взаимодействовать друг с другом, это позволит компаниям и институтам эффективнее разрабатывать общие проекты и усилить кооперацию.
PS3 — В данный момент я занимаюсь разработкой децентрализованного пакетного менеджера, позволяющего быстро создавать, доставлять, распределять и адаптировать существующие программы для arch-based дистрибутивов. Всех желающих присоединиться рад приветствовать на своей платформе.