«Почему это не работает»: Телематика и снижение затрат на КАСКО
Привет, GT! Совсем недавно я решил запустить подкаст о тонкостях рынка страховых услуг. В качестве моего собеседника согласился выступить Михаил Михеев, страховой эксперт Insurance Team.
Сегодня мы решили отойти от аудиоформата и написали материал о том, почему на сегодняшний день сложно говорить о рабочем применении систем телематики и снижении затрат на КАСКО.
В сфере добровольного автострахования по-прежнему наблюдается спад. По оценкам ЦБ, компании заключили на 27% договоров по КАСКО меньше, чем в прошлом году: это связано со снижением продаж автомобилей, а также ростом цен на запчасти и техобслуживание. При этом есть несколько вариантов сэкономить на КАСКО. Один из них — распространенное за рубежом «умное» страхование.
Считается, что в автомобиль достаточно установить телематическое устройство (или просто скачать приложение на смартфон), которое будет собирать информацию о стиле вашего вождения. Получив большое количество баллов, водитель, по словам страховых компаний и производителей телематических устройств, может приобрести полис КАСКО со скидкой до 55%. Однако не все так безоблачно — такой, казалось бы, выгодной услугой, пользуются считанные клиенты страховых: разберемся, почему так происходит.
Что же такое телематика
Телематика, как можно догадаться из названия, подразумевает слияние телекоммуникационных технологий и информатики. Знакомые с технологией водители под телематикой понимают небольшое устройство с набором датчиков, которое подключается к автомобилю и собирает информацию по ходу движения.
Оно не только определяет такие параметры, как средняя скорость, пробег и время в пути: устройство также позволяет следить за состоянием авто — например, оно сообщит, когда следует зарядить аккумулятор и остались ли на машине повреждения после удара.
Рынок «умного страхования» в России
Начиная с позапрошлого года, услуги по использованию технологии в стране предлагает несколько крупнейших страховых компаний: «Интач страхование», «Либерти страхование», «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», «Росгосстрах» и ряд других. Процесс оказания услуги у большинства компаний не сильно отличается. Страховщик предлагает клиенту бесплатно установить телематическое устройство в его автомобиль. Перед тем, как им пользоваться, необходимо скачать приложение и указать в нем идентификационный номер устройства.
После этого в приложении можно просматривать подробную информацию о стиле своего вождения — например, видеть число опасных разгонов и торможений. Прибор по спутниковой связи передает данные о вождении на сервер компании, где они анализируются. Если водитель не создавал опасности на дорогах, система присваивает водителю высший балл. По окончании периода мониторинга, который обычно длится до полугода, добросовестные водители могут получить скидку на КАСКО.
Телематика среди российских водителей распространена не так сильно, как в Европе или США. По некоторым данным за все время было продано 40–50 тысяч «умных» полисов, то есть около 1% от числа всех полисов КАСКО.
Наиболее активно услугой пользуются молодые водители в возрасте 24–29 лет, которым из-за невысокого стажа сложно найти выгодное предложение по КАСКО, как поясняет представитель «АльфаСтрахования». Что интересно, 82% клиентов этой компании, установивших телематику в свои автомобили, получили высокий балл и, соответственно, максимальную скидку на страховку.
Стоит заметить, что «умное страхование» выгодно только аккуратным водителям. Лихачи же, зная, что им вряд ли удастся сэкономить, от телематики откажутся, и их агрессивный стиль вождения останется незамеченным.
Почему это не работает
К сожалению, один процент –, а именно столько автолюбителей пользуются «умным» страхованием — это очень мало. Пока телематические устройства и приложения не пользуются особой популярностью среди владельцев ТС.
За весь период работы в страховой деятельности мне приходилось выслушивать множество громких заявлений со стороны страховых компаний, дающих понять, что без этого оборудования клиенты не будут приниматься на страхование или же тарифы существенно возрастут.
На самом деле все обстоит иначе — при отсутствии спроса возникает вопрос в другом: как долго представители страховщика (их штатные сотрудники и агенты) смогут верить в подобную идею и продвигать ее в массы. Как показала практика — обычно «повальное увлечение» телематикой в страховой компании длится порядка 2–3 недель. А далее очень быстро находятся альтернативные источники сохранения клиентского портфеля.
Перед рынком «умного страхования» стоит еще ряд нерешенных задач. Во-первых, российские страховые компании сильно отличаются от своих американских и европейских аналогов. Поэтому зарубежные разработки так просто перенять не получится: все компоненты новых решений — в частности, программные и аппаратные средства — придется адаптировать к особенностям нашей страны.
Во-вторых, в России для внедрения подобных технологий пока нет законодательной базы. Сейчас ведется разработка государственных стандартов — работа, которая потребует усилий как со стороны властей, так и со стороны страховщиков. Кроме того, имеются существенные различия между страховыми рынками отдельных стран: это создаст дополнительные трудности при разработке глобальных стандартов в этой области.
Не так давно в СМИ обсуждалась идея оснащать транспортные средства системой «ЭРА-ГЛОНАСС» — аналогом европейской eCall — которая позволит службам быстрее реагировать на чрезвычайные ситуации. Но до реализации она так и не дошла.
Мысль была очень хорошая — решение «два в одном»: с одной стороны, посредством установления данной системы можно было бы отслеживать опасные маневры, ДТП и прочие правонарушения; с другой стороны, для безаварийных водителей существовала бы система скидок при заключении договоров страхования.
Но и при таком унифицированном подходе есть существенные минусы, о которых не стоит забывать. В этом случае на рынке фактически возникает монополия на телематику, что не может хорошо отразиться на здоровой экономической системе в стране.
Плюсы и минусы технологии
Подводя итог, попробуем обозначить основные достоинства и недостатки «умного страхования».
Плюсы:
Экономность. Несмотря на рост цен, водители (при наиболее благоприятном исходе) могут сократить стоимость полиса более чем в два раза, не говоря уже о дополнительных услугах и акциях. Кроме того, контролируя состояние своих авто, водители смогут вовремя выявить дефект или поломку, обеспечивая своевременный ремонт ТС. Компаниям же подобный механизм снижения цен в теории позволяет привлечь больше клиентов, а данные о стиле вождения помогут спрогнозировать убытки.
Безопасность. Разработанные системы поощрения вынуждают водителей осторожнее вести себя на дорогах, сокращая тем самым число потенциальных ДТП на 30%. Учитывая, что большинство устройств оснащено модулями GPS и GSM, снижается риск угона автомобиля.
Объективность. Доступные водителям данные о происшествиях не позволят страховщикам занижать размеры выплат и устранят лишние споры, что в принципе может снизить и уровень пробок на дорогах. Водители также не смогут обмануть систему, так как попытка отключить устройство автоматически лишает клиента скидки.
Минусы:
Телематика — не для всех. Лимит по пробегу и требования к езде не позволят получить скидку агрессивным водителям и тем, кто часто перемещается на своем автомобиле. Кроме того, как показывает практика, такие продукты достаточно строги даже к аккуратным водителям.
Например, один из пользователей подобной программы отмечает: на 200 километров допускаются лишь одно резкое ускорение и всего два резких торможения. Получается, что даже при безаварийной езде получить скидку по КАСКО с использованием систем «умного страхования» не так-то просто, а ее реальный размер в большинстве случаев оказывается намного ниже максимальной заявленной скидки.
Тотальная слежка. Одна из основных причин отказа от телематики состоит в том, что никто не знает, как страховщики будут использовать данные о стиле вождения своих клиентов.
Сложности внедрения телематики — как на уровне создания соответствующей законодательной базы, так и на уровне использования конкретных устройств и приложений. Хорошая инициатива оснащать все ТС системой «ЭРА-ГЛОНАСС» может превратиться в средство монопольного манипулирования рынком автострахования.
А в случае использования водителями альтернативных телематических систем, не аккредитованных страховыми компаниями, встает вопрос о том, как должна формироваться система скидок — особенно если страховая по тем или иным причинам не может или не хочет работать с конкретным производителем телематики.
Все это приводит к тому, что телематические устройства и «умное страхование» в целом не пользуются особой популярностью у водителей. Конечно, эта инициатива позволяет и быстро реагировать на сложные ситуации на дорогах, и поощрять аккуратное вождение, но в настоящее время она создает больше вопросов, чем ответов, а более жесткие условия предоставления скидок (по сравнению с Европой и США) попросту демотивируют автовладельцев — им оказывается проще оплатить полис КАСКО по полной стоимости и продолжать ездить так, как вздумается.
P.S. Больше материалов по теме можно найти в блоге Insurance Team.