Почему 2016 не станет 1997
Я себя в последнее время все больше чувствую мамой-бельчихой, которой приходится успокаивать белок-истеричек. Вот и сейчас, после анонсов iPhone SE и iPad Pro 9.7″, много откуда раздаются крики о том, что Apple усложняет продуктовую линейку, «при Джобсе такого не было» и рассказы о том, как в 1997 году Джобс упрощал набор продуктов в Apple.
Смешнее всего это слышать, однако, от «знатоков», открывших для себя Apple где-то в период четвертого-пятого iPhone, и почему-то решивших, что, прочитав биографию Джобса, они хорошо знают историю компании и могут рассказывать «как тогда было». Я, кстати, тоже биографию Джобса прочитал, поэтому давайте лучше я вам расскажу, как оно было на самом деле, тем более, что с Маками я впервые столкнулся где-то в районе 1993 года.
Для начала давайте вспомним, что такое тот самый «магический квадрат Джобса» и откуда он взялся.
Вот так выглядела его первоначальная версия: два потребительских компьютерах, два профессиональных, из них два — настольные, два — портативные. Красиво, просто, понятно, да? Теперь заглянем в 1997 год на Apple и посмотрим, в каком состоянии находилась компания:
— Количество моделей Macintosh — более тридцати штук. Только самые упоротые гики могли назвать вам отличия Power Macintosh 6500 от Power Macintosh 7600, и еще не все пришли в себя от множества моделей Macintosh Performa, которые только прекратили производить в этом году. Мало кто мог толком ответить на вопрос «так какой компьютер мне купить?». Я тоже не понимал, зачем пользователю может понадобиться PowerMac 9600, если есть, например, PowerMac 8500.
Вот лишь часть компьютерной номенклатуры. Эти цифровые индексы зачастую представляли собой довольно разные модели, в отличие, скажем, от двух моделей MacBook Air
— Причиной этому разнообразию были, как рассказывает Джобс в автобиографии, внутренняя бюрократия компании и давление розницы (а Apple Store тогда не было), требовавшей от Apple разных модельных индексов для разных сетей магазинов.
— Кроме самих компьютеров (настольных и портативных), Apple продавала еще мониторы, принтеры, фотокамеры, Newton (наверно, лучшим термином для него будет в современном понятии слово «планшет»). Точнее, пыталась продавать, то есть тратила деньги на разработку и маркетинг, но их мало кто покупал. За год компания продала около 2,9 млн Маков.
— В итоге финансовое состояние компании было довольно плачевным. Выручка в 1997 году составила 7 млрд долларов (а за два года до этого — 11 млрд долл), а убыток — около 1 млрд долл. По-моему, Джобс потом рассказывал, что компании до банкротства на момент его возвращения оставалось 90 дней, и ситуация требовала радикальных шагов.
В ситуации падающих продаж и миниатюрного на тот момент рынка упрощение линейки было вполне логичным шагом, призванным не только упростить пользователям выбор при покупке, но и снизить расходы компании, избавившись от непрофильных архивов. В топку эволюции ушло все, что не продавалось, но требовало расходов (и заодно Newton, который был не только убыточным проектом, но и детищем Скалли, в свое время выдавившего из Apple Джобса). Это позволило компании перевести дух, и выпустить на рынок iMac, который стал хитом продаж и изменил ситуацию к лучшему. Дальше был iBook, потом iPod, а дальше вы, уже, наверно, и сами знаете.
Чем же отличается ситуация в 2016 году? Масштабами компании. Нужно ли вам в очередной раз рассказывать про сотни миллиардов долларов выручки Apple и десятки миллиардов долларов прибыли? Только за один 2015 год компания продала более 20 млн Маков, 55 млн iPad, 230 млн iPhone, и это не считая миллионов других устройств, которые успешно находят своих покупателей (в отличие от мониторов и принтеров Apple, которые пылились на полках). Если внимательно присмотреться к линейках современных продуктов Apple, то деление на потребительские-профессиональные устройства все равно прослеживается, а усложняет восприятие наличие старых моделей, которые временно доступны на рынке. Но надо понимать, что это продиктовано не желанием Тима Кука повторить «успехи» Apple 20-летней давности, а законами рынка. Диверсификация модельного ряда шагает в ногу с взрослением компании (и в первую очередь — с ростом ее масштабов), поскольку покупателей у компании большое количество, и интересы у них разные. Это в начале можно продавать одну модель iPhone, потому что его купят 2–3 миллиона человек, а по мере насыщения рынка требуется все большее количество разных моделей для того, чтобы лучше таргетировать этих пользователей.
Причитающим «при Джобсе такого не было» я бы советовал вспомнить историю iPod, который как раз эволюционировал как раз при Джобсе. Из одной модели iPod в самом начале под конец мы получили и Nano, и Shuffle, и iPod Classic, и iPod touch, причем многие из них были доступны в разных цветах и с разными объемами памяти. Это — демонстрация все тех же попыток компании достучаться до каждого сегмента рынка, подстраиваясь под него, предлагая новым покупателям то, что интересно именно им. Зрелость компании и ее масштабы требуют более точечной сегментации, и именно это мы видим сегодня. Я не считаю текущую продуктовую линейку Apple идеальной (как мне кажется, убрав пару модификаций из нее, ее можно было бы немного упростить), но это точно не повторение ситуации 1997 года: изменилось практически всё, и проводить параллели с тем временем просто несправедливо по отношению к Apple.
PS Бонус — самая первая версия квадрата, еще до анонса iMac и iBook
PPS еще бонус — цветные iMac в матрице. Кстати, были еще и цветные iBook.