«Письмо в студию»: 5 правил общения удалённых разработчиков от CSSSR
«Письмо в студию» — это гостевая колонка, которая будет время от времени рассказывать аудитории «Мегамозга» о тех проблемах и способах их решения, с которыми сталкиваются различные компании и специалисты в своей работе.
Нижеприведённое «письмо» пришло к нам от компании CSSSR, поделившейся с нашими читателями »5-ю правилами общения удалённых разработчиков». CSSSR — это небольшая компания, занимающаяся фронтедом веб-приложений и сложных сайтов, основана 12 апреля 2012 года (в День космонавтики). Поэтому ребята, работающие удалённо в CSSSR (у компании нет офиса), по собственному утверждению «такие же чёткие, как и космонавты». Распределённая структура организации не мешает ей создавать продукты высокого уровня, а основными движущими силами развития являются здравый смысл и здоровый перфекционизм.
От вступления — к содержанию. Слово Феликсу Экстеру — ведущему разработчику компании, который и подготовил правила общения с удалёнными сотрудниками. Пригодится не только удалённым сотрудникам.
xxx [16:00:00]: привет!
xxx [16:01:01]: ты тут?
yyy [16:01:17]: привет
xxx [16:04:56]: не отвлекаю?
yyy [16:05:13]: нет
xxx [16:07:28]: отлично
xxx [16:08:01]: мне нужна твоя помощь.
xxx [16:09:29]: у меня не работает тут кое-что…
xxx [16:10:09]: сек
xxx [16:13:12]: сори, отходил
xxx [16:14:25]: ты тут?
yyy [16:14:30]: да
Ничего не напоминает? Сколько раз у тебя был такой диалог? Очень эффективно, не правда ли? Так вот, сынок, если ты это читаешь и узнаёшь себя, то этот пост именно для тебя. С этого момента сразу сохрани его в закладки или в свой любимый сервис. Пусть настоится и потом когда-нибудь обязательно прочитай. Всё как обычно.
Вся команда CSSSR работает полностью удалённо, и со временем мы поняли: чтобы эффективно общаться онлайн, нужны правила. Просто представь ситуацию в офисе: ты подходишь к сотруднику, который находится в потоке сознания и сосредоточенно что-то печатает. Приветствуешь и спрашиваешь: «Ты тут? Не занят?». Смешно, не правда ли?
Мы решили составить базовые правила для эффективного удалённого общения и работы.
1. Не засоряй эфир дежурными фразами
Не пиши «Привет!» и не жди взаимного приветствия. Поверь, когда ты пишешь коллеге в личку, тебя уже рады видеть и слышать. Как-то неуважительно, скажешь ты? Но для удалённой работы это нормально: просто предупреди коллег, что в чате лучше сразу переходить к делу.
«Ты тут?». Да, он там и ждёт твоего вопроса. А ты тем временем ждёшь его ответа. И вы играете в игру «кто кого переждёт».
«Не занят?». Занят! У него всегда есть дела, ему дорого время. А тебе?
«Не отвлекаю?». Обратился к человеку — ты уже его отвлёк. Смирись с этим. Плюс, ты не единственный — и кроме тебя в это же время ему могут писать другие ребята. Помни об этом.
Тебе действительно важно получить ответы, которые ты уже знаешь, на все эти шаблонные вопросы, или всё таки хочешь решить свою проблему?
Диалог должен иметь ценность. Прелюдии излишни, потому что для сути беседы они не важны. Если беседу нужно будет кому-то скопипастить и показать, то в ней будет куча мусора, которую приходится фильтровать.
2. Давайте пообщаемся в три часа
Не нужно выжидать и действовать ровно по минутам. Инициируй обсуждение сразу, как появился повод для разговора. От того, что на твоих на часах в минутах будут нули, вопрос быстрее не решится. Если все участники беседы могут прямо сейчас, почему бы не начать сразу? Если не могут, они об этом скажут.
Это, конечно, страшная глупость, но встречается удивительно часто. Наверное, остается после офисной работы с необходимостью бронировать корпоративную переговорку заранее.
3. Сначала сформулируй, потом пиши
«У меня снова как в прошлый раз, кошмар какой-то…».
«Опять ничего не работает и ошибки появляются…».
Не подскажешь номер телефона для записи на курсы телепатии?
Твой собеседник не должен гадать, какие у тебя проблемы. Последовательно расскажи о них сам! В словах должен быть заключён смысл. Рассказы о твоём личном отношении к проблеме прибереги для своего психолога.
Постарайся уложиться в одно сообщение. Если предложений много, переноси их на новую строку. Длинные по ширине строки тяжело воспринимаются. Тебе это должно быть знакомым из редактора кода.
Научись определять свою проблему. Максимум конкретики: в каком месте она возникает, как её воспроизвести — смотри в консоли, следи за терминалом, не забывай про сторонние модули и т.п. Если проблема сложная, разбей на составляющие.
… и пробуй решить проблему сам!
Серьёзно. Без шуток. Дебажить свой код (да и в целом — в любой профессии — находить и исправлять собственные косяки) должен уметь каждый, способов и инструментов для этого предостаточно.
Если тот, кто помогает новичку, будет позволять всё время это делать, то новичок далеко не продвинется. Удалённая работа только вскрывает проблему: бесконечные диалоги — хуже самостоятельного решения. Да, спрашивать нужно, но не стоит этим злоупотреблять.
4. Пользуйся поиском
Казалось бы, без комментариев, но большинство новичков поиском не пользуются и сразу бегут в личку. Привей себе эту привычку.
… и пользуйся поиском правильно!
xxx: всё обыскал, ничего не нашёл…
Чаще всего, проделав то же самое за джуна, находишь ответ в первом же пункте из результатов поиска. Новичок жаждет длинных вопросов, на которые поисковик даст только больше мусорных результатов. А значит:
- Сузь круг поиска: оставь только ключевые слова. Исключением могут быть ошибки из, например, консоли, содержащие сообщения с константами и кодами ошибок.
- Если проблема в какой-либо библиотеке, попробуй сразу поискать в ишью репозитория этой библиотеки.
5. Расскажи о своей беде утёнку
Грамотно составленный вопрос содержит ключ к решению.
… так что используй Метод утёнка!
xxx: как сделать то-то?
…
xxx: решил проблему)
Метод такой: поставь на стол игрушечного утёнка, которому ты будешь задавать вопросы как живому человеку. Правильная формулировка вопроса содержит как минимум половину ответа, а еще и даёт толчок мыслям, направляя их в нужное русло. Это точно сработает. Кстати, не забудь сообщить сразу же, как только решил проблему, если уже успел написать свой вопрос. Сам понимаешь, зачем.
6. Отчаялся? Спроси у всех сразу
Шанс на успех увеличивается в несколько раз, когда задаёшь вопрос сообществу. У нас в Slack есть специальный канал для ревью и вопросов, возникающих при разработке, в котором тебе готов помочь коллективный разум. Это очень удобно, и гораздо лучше, чем донимать занятого коллегу в личке.
Правила обращения к сообществу те же самые, что и для личного общения (см. 1 пункт). Если вопрос касается чего-то специфичного, можно обращаться к узкому кругу специалистов через группы в Slack.
Бонус: тестируй
Решить проблему не означает, что на этом можно закрыть задачу. Важно тестировать то, что ты накодил. Проводи тест-кейсы. Если ты умеешь писать тесты — отлично, используй их, прогоняй почаще и держи в актуальном состоянии. Не позволяй багам уходить мимо тебя к твоим коллегам и пользователям. Не надейся на тестировщика и тимлида. Лучше всех своё детище протестируешь только ты сам.
Заключение
Способность общаться конструктивно очень важна, и её нужно нарабатывать. Учись экономно расходовать время коллег и не превращай личную переписку в простыню на несколько десятков страниц.
Итого:
- Сначала погугли;
- Обращаясь в личку, сразу избегай прелюдий;
- Формулируй и задавай предметные вопросы;
- Опиши формулировку и контекст задачи (как должно быть и как сейчас);
- Перечисли, что ты уже пробовал делать;
- Опиши результат (ошибки, непредсказуемое поведение и т.п.);
- Желательно прикладывай сниппет и скриншот;
- Если есть, где потестировать, покажи, где и как воспроизвести;
- Обращайся к сообществу.
Следуя советам из этого поста, ты станешь мастером удалённой коммуникации.
Если у вас есть экспертиза, которой вы хотите поделиться на «Мегамозге» — пишите нам «письмо в студию» по адресу editor@megamozg.ru
© Megamozg