Пилим статью на Хабр
Среди основных причин, по которым многие продвинутые айтишники бояться писать на Хабр, чаще всего называют синдром самозванца (полагают, что не настолько круты). Плюс банально опасаются быть заминусованными, ну и сетуют на отсутствие интересных тем. И с учетом того, что все мы когда-то пришли сюда из «песочницы», хочу подкинуть пару хороших мыслей, которые помогут найти правильный подход к самому себе.
Под катом пример поиска темы (с обобщениями), адаптации ее для технической аудитории и формировании правильной структуры статьи. Плюс немного про оформление и читаемость.
P.S., а в комментариях можно похоливарить про российское вино, поскольку речь пройдет, в том числе, и о нем.
Сам пост — дополненная версия моего доклада с GetIT Conf, запись которого лежит на YouTube.
Пару слов о себе. Экс-руководитель контент-студии Хабра. До этого работал в различных СМИ (3DNews, iXBT, РИА Новости). За последние 2,5 года через мои руки прошло около четырех сотен статей. Мы много креативили, делали ошибки, выдавали хиты. В общем, практика была разнообразной. Не буду претендовать на самого талантливого хабраписателя, но, так или иначе, у меня накоплен богатый опыт и всевозможная статистика, которой я с удовольствием готов поделиться.
Почему айтишники бояться писать
Это не полный список. Но именно на них будет дан ответ далее по тексту.
Кстати, если у вас есть свои причины, по которым не пишите, или вы видите за другими какие-то подобные «грешки» (кроме лени), напишите в комментариях. Обсуждение всех этих историй наверняка поможет многим сдвинуться с мертвой точки.
Зачем вообще нужно писать?
Я просто положу сюда коллаж, собранный мною из цитат в этой статье.
Ну и еще есть вот такие вещи.
По мне, тут важен последний пункт про систематизацию. Когда вы разобрались в какой-то теме и готовы переложить часть знаний или опыта на бумагу, вам придется отвечать перед читателем за каждое слово, каждый термин и каждый сделанный в процессе работы выбор. Настает время собственного фактчекинга. Например, почему вы сделали выбор в пользу той или иной технологии? Если напишите, что «посоветовали коллеги» или «был уверен, что она круче», к вам в комментарии придут люди с цифрами и начнут отстаивать свою точку зрения. Поэтому цифры и факты должны быть у вас изначально. И их надо собрать. Этот процесс, в свою очередь, наверняка обогатит вас дополнительными знаниями или подтвердит существующие установки.
Самое главное — выбор темы
Вот несколько примеров того, что попало в самый топ за последний год:
Кэп подсказывает, что актуальный и полный список можно посмотреть тут. Нам же из всего этого интересен лишь жанр. И вот что мы получаем: примерно треть во взятом мною TOP 40 занимают всевозможные расследования, четверть — разоблачения, 15% — познавательное и научпоп, наболевшее и нытье по 12%, ну и еще есть вкрапления DIY и рассказов о том, что и как работает.
Если вы хотите хайпа, то эти жанры ваши.
Разумеется, выбор темы — штука непростая. У тех же журналистов есть «блокнотики» в смартфонах, куда они записывают все, на что только наткнутся в течение дня. Иногда классные мысли приходят совершенно внезапно, например во время чтения чьих-то комментариев или споре с коллегами. В этот момент тему надо успеть записать, поскольку через минуту вы ее уже наверняка забудете.
Накопление случайных тем — это лишь один из способов. Но с его помощью чаще всего удается найти что-то хитовое.
Другой способ исходит из области ваших экспертных знаний. Тут нужно задаться вопросом, какой уникальный опыт я получил? Что интересного я могу рассказать коллегам из того, с чем они еще не сталкивались? Какая часть моего опыта поможет им решать свои задачи? Вы точно так же берете блокнот и стараетесь записать в него ~10 тем, которые вам придут в голову. Пишите все подряд, даже если вам кажется, что тема не очень интересная. Возможно, позже она трансформируется во что-то более весомое.
После того, как у вас накопилась пачка тем, нужно приступить к селекции. Цель — выбрать одну самую-самую. В редакциях этот процесс проходит каждый день на редколлегиях. Там темы коллективно обсуждаются и забираются в работу. И мнение коллег в этом вопросе оказывается немаловажным.
Откуда брать темы айтишнику
Есть вот такой список.
Примерно такой же список, но в интерпретации для блогов компаний, лежит вот тут в хелпе Хабра. Загляните в него, там можно почерпнуть еще несколько идей.
Если вы хотите поглубже окунуться в работу с темами, 5 ноября в офисе «МегаФона» у меня будет бесплатный часовой семинар. Там будет различная статистика и всевозможные советы с примерами. Места пока есть. Детали и форму регистрации можно найти вот тут.
Тема: «какое российское вино пить»?
Далее я хочу привести небольшой пример того, как и откуда можно взять тему и адаптировать ее под читателя. Плюс обратить внимание на вещи, которые важны при написании и подаче.
Почему для примера взята тема про вина?
Во-первых, она как бы не айтишная, и это может служить примером того, на что надо сделать упор в подаче, чтобы на Хабре ее восприняли с интересом.
Во-вторых, я не сомелье и не винный критик. Это обстоятельство ставит меня не место тех, кто считает, что они не такие звезды, как те, кто занимает топовые строчки рейтинга Хабра. Однако я могу рассказать вполне интересную историю. Вопрос лишь в том, кому и как я ее адресую. О чем ниже.
Откуда взялась эта тема
Тут все просто. После экскурсии на один из крымских винзаводов, я написал статью про сторителлинг и маркетинг. Тему самих вин особо не трогал, но в комментариях она обсуждалась, и там проскочило два сообщения:
Под ними только открыто вопрошающих скинуть им информацию в личку набралось почти три десятка. Очевидно, что тема хайповая! И ее можно брать себе в копилку. Но появляется другой вопрос, а кто я такой, чтобы рассказывать про российские вина?
Не боги горшки обжигают, и не Шумахеры учат в автошколах. Поэтому любители со стажем тоже могу рассказать много всего интересного при условии, что они перепроверяют и систематизируют свои знания. Ну, а если затронуть тему хайпа, то тут все еще интереснее. Например, в хабе «Управление персоналом» почти все топовые статьи написаны вообще не HR-щиками.
Итак, тема вина меня заинтересовала несколько лет назад. Но я стараюсь относиться к ней не как старый алкоголик, а с исследовательской точки зрения. У меня распухший Vivino на смартфоне, плюс несколько лет опыта самостоятельного изготовления вин из винограда с подмосковной дачи. По меркам виноделов этого маловато. Но в моей практике (виноделия) есть как успехи, так и не особо удачные заходы, которые и заставляют подолгу штудировать интернет в поисках подсказок от профи и проверять их. В итоге у меня накопилось много информации, которой я могу поделиться с теми, кто по-простому спрашивает «а какое мне вино купить?»
Что сделано до нас
Самое время глянуть, на то, что предлагает нам по этой теме Рунет. Если брать только советы или информацию для новичков, то никаких системных или системообразующих вещей мне найти не удалось. Есть публикации на Лайфхакере и ему подобных, есть блоги дистрибьюторских компаний, есть блоги всевозможных сомелье. Но это все не то. В непрофильных источниках вы найдете либо общие советы, которые по факту никак не помогут вам сделать выбор, либо чьи-то больные фантазии. А в профильных… там обычно рассказывают для тех, кто давно в теме.
Вот пример советов действительно крутого эксперта, преподавателя школ сомелье (имя не называю, поскольку отношусь к нему с уважением). Эксперт заходит в магазин, встает в винных рядах, оглядывается, берет одну из бутылок и говорит, что это вариант неплохой. Он с такого-то региона Чили. У него интенсивный аромат черных фруктов, черной смородины, фиалки, ванили и поджаренного хлеба. Ставит бутылку на место, бреет другую. В отношении нее высказывается примерно аналогичный набор существительных и прилагательных, но в другом порядке. А в качестве добавки звучит что-то про нотки ежевики и искорки шоколада. Далее все это повторяется еще раз 15–20, но с другими бутылками. Состав существительных и прилагательных при этом слегка меняется, но я уверен, что новички потерялись еще на первой.
В чем причина? В несистемном подходе и ориентации на продвинутую аудиторию. Если вы уже попробовали хотя бы четверть из того, за что подержался эксперт, то сможете по его советам подобрать себе очередную бутылку. В остальных случаях это будет пальцем в небо.
И это я еще не говорил про то, что происходит в YouTube с их засилием 18-летних «сомелье», которых уже успели откуда-то уволить.
С чего начинается статья
После выбора темы нужно сформулировать рабочий заголовок.
Рабочий заголовок задает точное направление. От него зависит, сколько воды потом будет в тексте, и сколько раз вы будете его кромсать и переписывать.
Если рабочий заголовок будет звучать как «Какое вино пить» — это все и ничто одновременно. Мы в этой теме потонем. Нужна конкретика. В заголовке «Какое российское вино пить» появляется намек на то, что мы должны рассказать о том, чем отличаются наши вина от вин из других регионов. Уже лучше. И время задаться вопросом, что именно мы хотим сделать и для кого?
Очевидно, что нагугленные нами ранее походы были не системными. Я считаю, что люди с техническим складом ума пытаются все классифицировать и разложить по полочкам. Им будет сложно тренировать свою встроенную нейросеть на принципах, которые предлагаются теми же профессиональными сомелье. Печень не выдержит, да и для кошелька тоже окажется накладным. Поэтому рабочее название может быть таким: «Какое российское вино купить: гайд для айтишника». Им мы очерчиваем свою аудиторию и сами для себя определяем, что информация будет подаваться систематизировано. Плюс внутри будет гайд по покупке, а не только абстрактная теория. Да и «Хабр» уже не будет спрашивать, с какой стати тут появилась статья про спиртное.
Подбиваем фактуру
На этом этапе важно понять, сможем ли мы ответить на все вопросы в рамках темы. И если нам что-то не хватает, пробелы нужно восполнять до того, как мы начнем писать.
1. Отправная точка, как подсказывает Кэп, это виноград. Сюда же добавляем тему купажей. Она вообще бескрайняя, но отталкиваясь от сортов винограда можно представить, чего ждать в каждом конкретном случае.
Еще важно помнить про сахар. Винные дрожжи погибают, когда в сусле оказывается около 14% спирта. Если к этому моменту (или ранее) сахар в сусле закончился, вино будет сухим. Если виноград был сладким, дрожжи не смогут «съесть» весь сахар, и он останется. Соответственно, тут огромное поле для экспериментов, начиная от времени сбора винограда (чем дольше висит — тем больше сахара набирает), и до остановки брожения различными способами.
2. Но если спросить виноделов, то на первое место по значимости они, скорее всего, поставят не виноград, а терруар.
Терруар, в упрощенном значении, это участок, имеющий свои климатическо-почвенные особенности. На одном склоне холма тепло, с другой стороны может быть уже ветрено и прохладно. Плюс разные почвы. Соответственно, виноград на вкус будет разным.
Хороший пример терруара — массандровское вино «Мускат белый красного камня». По их версии это один из мускатных сортов, который собирают на небольшом участке в 3–4 гектара с каменистыми красными почвами. Единственное, для меня загадка, как 3–4 гектара являют свое круглогодичное присутствие на всех винных полках страны. Но это уже другая история.
Аппелласьон — это уже регион, к которому применяются строгие винодельческие правила (использование сортов, купажей и масса других). Например, в Бордо около 40 аппелласьонов.
Ну и в целом огромное значение имеет региональный климат. И тут мы подходим к российской теме.
В чем проблема российских вин
Во-первых, как мне видится, виноделие у нас только зарождается. В прошлом веке оно было многократно поломано революциями, войнами, перестройками и кризисами. Практически во всех местах нарушена преемственность, что для виноделия весьма критично.
Вторая беда — климат. У нас холодновато, и погода не стабильна. Винограду нужно много солнца. Без него в ягодах будет много кислоты и мало сахара.
Это вырезка из справочника российских вин. В ней стоят годовые оценки климатических условий для отдельных регионов. Если мы возьмем аналогичную подборку для той же Испании, плохих годов там практически не обнаружится.
В качестве живого примера приведу вот эти маленькие шарики на фото, сделанное в конце сентября. Это то, что должно было стать виноградом у меня на даче, если бы не холодное лето.
Поэтому в этом году я остался без собственной изабеллы. Впрочем, его заменил ароматный сидр, который на данный момент уверенно перешагнул за 13 оборотов и все еще никак не успокоится.
3. Виноделию учатся, наверное, всю жизнь. Там миллион нюансов, которые надо держать в голове и не упустить нужные моменты. Запороть вино очень легко, а чтобы его выправить, нужен опыт. Говорить про это можно бесконечно. Поэтому в моем понимании вино — это стык искусства и технологий (знаний, методов, приемов).
Как оценить вино
Если по правилам, то нужно опираться на достаточно свежий ГОСТ за номером 32051–2013, созданный умными людьми. В нем прописано все до мелочей, в том числе и дегустационные процессы, включая чуть ли не толщину бокалов.
Однако есть главный принцип под названием «о вкусах не спорят». И если отдельные показатели качества вина могут быть общими, то виноград, купажи, терруары — это личное предпочтение каждого.
Например, мы с женой совпадаем в этом вопросе лишь процентов на 70. И какие бы ни были высокие оценки у очередной бутылки «Саперави», для меня оно, в лучшем случае, будет как «да, хорошее вино». Но не мое. И это самый главный принцип, от которого надо отталкиваться, в то время как общественность и сомелье оперируют лишь прилагательными хорошее/плохое, рекомендуя все хорошее подряд.
Также в процессе выбора помогают рейтинги и мнения экспертов. Например, на бутылки могут клеить метки с оценками этого вина от известных журналов типа Wine Enthusiast или Wine Advocate, сделанных по стобалльной системе Роберта Паркера. Но это касается более дорогого сегмента вин.
Для российского сегмента большую работу делает винный эксперт Артур Саркисян. С 2012 года под его редакцией выходит авторский гид «Российские вина», а в этом году совместно с Роскачеством он замахнулся на еще один проект — «Винный гид». В мае они закупили в московской рознице 320 бутылок отечественного вина в категории до 1000 рублей, собрали команду из 20 сомелье, по результатам работы которой 87 бутылок попало в категорию рекомендуемых.
Сейчас у них готовится второй раунд, для которого закуплено намного больше образцов. Планируют выпустить отчет ближе к концу декабря.
Кроме мнения экспертов частенько выручает «помощь зала». С помощью приложения Vivino вы сканируете этикетку и смотрите, какие оценки поставили вину другие алкоголики покупатели. По моим наблюдениям то, что набирает больше 3,8 балов, вполне можно брать на пробу. Единственное, после сканирования надо всегда проверять, правильно ли распознана марка вина и особенно год. Если нет, там же вручную можно подредактировать входные данные и получить искомое.
Алгоритм подбора
Для новичка он прост: отталкивайтесь от винограда (купажей), найдите свои сорта, найдите своих производителей. Оцените, насколько стабильным может быть качество их вин в популярных линейках на протяжении года. Поглядывайте в Vivino и справочники.
Да, еще есть такое понятие как «настроение»! В жаркую погоду, например, хочется холодного и легкого, осенью на шашлыках что-то более плотное, терпкое (танинное). Вариантов масса, и не надо пытаться запихнуть себя в шаблоны типа «красное к мясу, белое к рыбе, шампанское — на новый год». Это очень грубо и обобщенно.
В итоге у нас получается вот такая схема: текущее настроение → сорта (купажи) → регион → производитель → Vivino → бутылка. Но это не догма. Пробуйте новое, поскольку очень часто случаются интересные и неожиданные открытия.
Итак, если фактура собрана, и в рамках темы вы готовы ответить на все возможные вопросы, надо переходить к структуре. При обнаружении пробелов их надо восполнять до написания, иначе во время работы над текстом подхватите вирус неуверенности и заболеете прокрастинацией.
Структура статьи
Она подчиняется выбранному формату. У энциклопедического поста будет одной, обзора — другой.
Но в целом есть хорошее правило — все самое интересное должно быть как можно ближе к началу.
Читатель открывает статью, немного скролит, и если не видит ничего интересного, уходит. Вообще разговор про структуру — тема отдельного повествования.
В нашем случае она будет такой:
- Поскольку статья для Хабра, надо сразу объясниться, что вина будут делать на этой айтишной платформе. Тут мы поднимаем главную проблему, что информация по этой теме в большинстве источников годится лишь для обучения нейросетей и, по сути, является бигдатой. А нам нужен системный подход.
- На втором месте пойдет холивар «отечественное vs импортное». Он будет служить первым ярким элементом для читателя.
- На фоне холивара можно уже рассказать, чем вообще отличаются вина.
- Критерии оценки и маркировку можно дать большими врезками.
- Алгоритм покупки, где мы стартуем от настроения, винограда (купажа) и заканчиваем «помощью зала».
- Вставка про шлак — это вишенка на нашем торте. Так называемый прием «второго окончания», когда вы уже раскрыли всю тему и вроде как ставите точку, но следом даете еще порцию полезной информации.
Чтобы читатель смог дочитать
У текста есть понятие юзабилити. Чтобы читателя не сморило на полпути, нужно соблюдать одно правило: не оставлять целого экрана голого текста. И первое, что надо брать на вооружение — это подзаголовки.
В целом, тема юзабилити также огромна. Там возникает масса вопросов вроде «почему читатель ушел с такой-то части», «почему доскролил и закрыл» и главное — «почему прошел не далее второго экрана». Достаточно часто причиной становятся мелкие оплошности, поправить которые можно за полминуты. Например, проблема несоответствия заголовков. Подробнее про нее я писал тут.
В сухом остатке
- не бойтесь делиться своим реальным опытом
- адресуйте его тем, у кого его нет (новички — самая благодарная аудитория)
- темы надо копить, это процесс не быстрый
- начинайте писать с конкретного рабочего заголовка (никаких абстракций и обобщений)
- в структуре вытягивайте все самое интересное наверх (если позволяет формат)
- Ю — юзабили
И самое главное — писательские скилы нарабатываются, и тут нужна практика.
Да, осталась недосказанность в теме про вина, на примере которой мы разбирали кухню подготовки поста. Чтобы не загромождать пост, уберу под спойлер.
Рекомендовать конкретных отечественных производителей сложно. Обычно в их ассортименте превалируют бюджетные линейки, которыми набиты все прилавки, а что-то более стоящее быстро появляется и быстро исчезает. Это логично, поскольку там небольшие тиражи. Если линейка вина стоит на ступеньку выше базовой, на этикетке может появиться слово Reserve, которое можно использовать как дополнительный ориентир.
На слайде выше я написал несколько марок и заводов, которым при случае можно уделить внимание.
С виноградом проще. Самые популярные в мире — это каберне совиньон и мерло. С ними во всю можно оценить значение таких понятий как регион, терруар, а также магию виноделов. Всего же сортов винограда более восьми тысяч. И в России есть свои автохтоны, например цимлянский черный, красностоп, сибирьковый. Первые два можно легко найти в различных сетевых магазинах, и я бы рекомендовал их попробовать.
Если говорить о конкретных винах в бюджетном сегменте, присмотритесь к этим вариантам:
Первые два — из топа Саркисяновского рейтинга. Купаж Alma Valley Red 2016 — действительно интересное вино, и его стоит попробовать. Розовое в центре — из винограда цвайгельт. Не шедевр, но поможет составить представление о розовых российских винах, которых на рынке вообще очень мало.
Справа — классический купаж для вин из Бордо — каберне и мерло, урожая 2016 года. Парни из «Нового русского вина» объезжают различные винзаводы, выбирают что получше и закупают большие партии. Но это в теории. На практике выдержать качество в больших объемах даже на одном заводе сложно. Поэтому надо быть готовым к тому, что сегодня вы купили один напиток, а через месяц в аналогичной бутылке на полке магазина может быть уже другой. Разумеется, это проблема для всех вин больших серий, и у старых алкоголиков любителей есть правило, что если ты купил вино, и оно тебе понравилось, надо вернуться в тот же магазин и взять про запас. Потому как в следующей партии оно уже может быть из другой «бочки».
Have fun!