Первый в России полигон для тестирования беспилотников «Полигон БАС» откроется под Тверью
По информации изания «Ведомости», в этом году Тверской области откроют первый в России полигон для тестирования беспилотников — «Полигон БАС». На создание полигона для испытаний и сертификации беспилотного авиационного транспорта Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ) выделил 496 млн руб. Проект реализовывается специалистами концерна «МАНС» совместно с ФГУП «ЦАГИ» и НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».
«Полигон БАС» размещается на базе лаборатории «Орловка» в Тверской области, аккредитованной Росавиацией для проведения соответствующих испытаний.
Конструктором проекта «Полигон БАС» является главный конструктор наземных систем АО «Концерн «МАНС» Антон Третьяк.
Фактически, «Полигон БАС» — это механизм обеспечения допуска на рынок сервиса услуг беспилотной авиации только сертифицированных беспилотных авиационных систем (БАС). Это решение впоследствии может быть тиражировано на другие регионы страны.
Сроки исполнения проекта «Полигон БАС».
На полигоне будут проходить испытания беспилотники вертолетного, мультикоптерного и самолетного типов. Площадки полигона предназначены для проведения летных испытаний и экспериментов, вычислительных экспериментов по моделям разработчиков, а также подготовки доказательной документации для предоставления в сертифицирующий орган. По оценке руководства полигона, в ближайшие пять лет не менее 40 БАС в России будут нуждаться в сертификации.
В рамках проекта помимо экспериментальной полетной площадки развернута «Цифровая платформа». Это программно-аппаратный комплекс (ПАК), с помощью которого можно в ускоренном режиме оценивать соответствие БАС нормам летной годности (сертификации), а также испытания БАС, находящихся на этапе разработки. Измерения траекторных параметров тестируемых БАС будут проводиться с использованием специальных навигационных приемников, а также оптических средств. Данные для ПАК будут также предоставлять две летающие лаборатории на базе коптера и небольшого самолета. Они долны сопровождать испытуемый БАС, фиксировать его состояние, траекторию и метеоусловия в точке его нахождения.
Первоначально у «Полигона БАС» стоят две цели — снять технологический барьер, так как для малой авиации не подходят сертификационные средства, используемые для больших самолетов, а также сформировать предложения по изменению текущей нормативной базы, чтобы транслировать ее для сертификации БАС.
Системы «Полигона БАС».
В настоящее время работы по проекту ведутся согласно плану-графику, месячные отчеты по их выполнению выкладываются на портале лаборатории «Орловка».
Первые тестовые испытания БАС на полигоне проводились в конце ноября 2020 года. Это были демонстрационно-испытательные полеты беспилотных воздушных судов вертолетного типа АО «Радар — ММС» и сверхтяжелого эвакокоптера разработки АО «Беспилотные вертолетные системы».
26 ноября 2020 на аэродроме «Орловка» состоялся круглый стол «Сертификация беспилотных авиационных систем. Практическая реализация в Российской Федерации»
15 февраля 2021 года ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева рассказали о созданном ими первом в России учебно-тренировочном комплексе для операторов мультикоптеров и других беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), который объединяет в себе программную часть с элементами виртуальной реальности, а также настоящий мультикоптер, заключенный в специальном кубе на конструкции «кольцо в кольце». Управляемый оператором аппарат находится в центре конструкции колец и «может занимать любое положение, оставаясь при этом на месте».