Первый Pentium, Turbo Pascal и олимпиадная физика: разработчики вспоминают, как учились в школе
В День учителя мы вместе с разработчиками вспоминаем школьные годы, любимых учителей и первый компьютерный класс.
Правда ли, что успехи в математике и геометрии укорачивают путь в профессиональное программирование? А химия и физика?
Андрей Терешко, руководитель фронтенда Учи.ру: Путь в профессиональное программирование, в первую очередь, укорачивает любопытство и интерес к решению своих задач с помощью программирования.
Слева Андрей Терешко — руководитель фронтенда, справа — ученик 5 класса
Андрей Рынкевич, product owner МТС Big Data: В программировании много абстрактного. Любая дисциплина, которая развивает абстрактное мышление и формальную логику, поможет в его изучении.
Олег Дулецкий, ведущий backend-разработчик Ruby on Rails Учи.ру: Математика и геометрия нужны, скорее, для того, чтобы не бояться проблем, которые на первый взгляд кажутся нерешаемыми.
Иван Чернов, технический директор Ostrovok.ru: Мне физика помогла на пути профессионального программирования, потому что в старших классах я участвовал в олимпиадах по решению задач с помощью численных методов. Тогда все абстракции по алгоритмам и структурам данных наложились на реальный мир, и стало понятно, зачем уметь эффективно вычислять формулы, если они вдруг не имеют аналитического решения.
Я вижу более успешных программистов, чем я, — бывших филологов и поваров. В связи с чем сейчас думаю, что STEM — это хорошая база, но к ней надо иметь еще хороший кругозор и по смежным дисциплинам.
Насколько велика была роль учителей в вашей учебе? Вас приходилось мотивировать, «пинать» или у вас была хорошая самоорганизация?
Сергей Пимков, заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации продуктов Selectel: Мотивировать меня, насколько я помню, было весьма неблагодарной задачей. Работала только одна методика — позволить мне конструировать свою систему знаний самостоятельно. Это очень круто — наблюдать, как из разрозненных фактов и допущений выстраивается целая система, которая обладает предсказательной силой и вообще приносит профит, а не сама по себе. Если чем-то таким заниматься на уроке не получалось (например, на английском), для меня это была бездна угнетения и отчаяния. В оценки такое отношение конвертировалось тоже так себе.
Слева Сергей Пимков — первоклассник, справа — заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации
Николай Толли, руководитель отдела BI Учи.ру: Сильный преподаватель — всегда хорошее подспорье к изучению предмета. У меня не было особого желания изучать русский язык и литературу, но именно по этим предметам была самая сильная учительница, благодаря чему я их достаточно неплохо знаю. Профильными математикой и информатикой мне самому было интересно заниматься, и роль преподавателя была менее важна.
Артем Мезин, технический менеджер по продукту Behavox: Я думаю, у меня бы не было ни единого шанса получить образование и сделать карьеру, не будь в моей жизни моих учителей. В моей школе было четкое понимание того, что в первую очередь нужно научить учиться, а дальше ученики все освоят сами.
Олег Дулецкий: Мне повезло с учителями, одноклассниками и, в конечном счете, со страной. Учится было трудно, но интересно. А из-за того, что я был законченным ботаном, хилым физически, мне судьбой было написано хорошо учиться и давать списывать одноклассникам.
Расскажите об учителе, который вам запомнился.
Евгений Помыткин, руководитель отдела мобильной разработки Учи.ру: Учительница истории. Она горела своим предметом, показывала, что история — это не только сухие факты, это люди и народы, в развитии которых есть закономерности.
Алексей Вахов, технический директор Учи.ру: Сергей Евгеньевич Полянский — мой преподаватель олимпиадной физики. Яркий, харизматичный дяденька. Я впервые познакомился с ним на контрольной по физике в новой школе. В классе никто не решил ни одной задачи, а я решил половину одной — это были олимпиадные задачи из польского учебника. После этого мы с Сергеем Евгеньевичем начали готовиться к олимпиаде, взяли золото на международном соревновании по физике. Он не натаскивал меня, но давал кучу литературы, в этом не было принуждения. В поездках по российским олимпиадам он был внимателен, умел организовать быт детей, мог успокоить, когда нужно было — поднажать.
Слева Алексей Вахов — выпускник 11 класса и победитель международной олимпиады, справа — технический директор
Алексей Петров, директор по качеству «СберМаркет»: Наверное, самые яркие и теплые впечатления у меня остались от нашей классной руководительницы в старших классах — Раисы Григорьевны Миримской. Удивительный и прекрасный педагог, она преподавала математику и геометрию, поощряла свободу мыслей, пропагандируя при этом их строгость и выверенность, как это и подобает математику. Да, она была весьма экстравагантной женщиной, например, могла неожиданно прийти в школу с фиолетовыми волосами, а дома у нее жила дюжина кошек. Но с такой страстью и упоением рассказывать о равнобедренных треугольниках, многочленах, биноме Ньютона и теореме Чевы могла только она.
Александр Цветков, руководитель фронтенда проекта «Почта Mail.ru»: Очень трудно выделить конкретного учителя, хочется рассказать о многих людях. Но, наверно, самые теплые и хорошие воспоминания остались о моей первой классной руководительнице. Я был довольно активным ребенком, мне легко давалась учеба, но из-за постоянной спешки я часто был невнимательным. Именно классная руководительница не давала мне заскучать, придумывала новые задачки и направляла мою энергию в нужное русло. Когда я торопился и ошибался, не останавливала сразу, а дожидалась, когда я закончу, и показывала на финальном результате, к чему приводит спешка.
Учителя предполагали, кем вы станете? А вы сами?
Андрей Терешко: Хорошо запомнил, как учительница математики сказала: «Не будешь знать математику — не станешь программистом». И после этого я совсем на математику забил. Что, конечно, сильно мешало и мешает до сих пор в некоторых моментах. Во многом пришлось потом разбираться с нуля, что гораздо сложней, чем в школе.
Иван Чернов: Никто точно не говорил про управление или менеджмент. А сам я хотел быть физиком-теоретиком, а совсем в детстве — гаишником, но мечтам сбыться не удалось.
Андрей Петров, тимлид Ruby on Rails Учи.ру: И учителя, и я с 10 класса были уверены, что я пойду учиться на программиста. Я даже не рассматривал другие факультеты. Мне было удивительно, что многие понятия не имеют, что их интересует и на какую специальность им бы хотелось поступить.
Сергей Пимков: Сложно сказать, но учитывая, что я довольно много времени торчал в кабинете информатики (поближе к Turbo Pascal, ну и Doom, чего уж тут), полагаю, моя работа в сфере IT могла казаться учителям вероятным вариантом.
Алексей Петров: Учителя надеялись, что из нас «получится что-то путное».
Слева Алексей Петров — школьник в последний учебный день, справа — директор по качеству
Был ли в вашей школе компьютерный класс? Какой «Пентиум»?
Алексей Петров: У нас были Pentium 133 и один-два i386.
Андрей Терешко: Программировать я начал в десять лет, первым компьютером был советский аналог ZX Spectrum — «Ратон-9003». Он подключался к телевизору, и программы грузились с магнитофонных кассет. Я шучу, что начал кодить, потому что это было быстрее, чем загрузить игру. И это только отчасти шутка.
Сергей Пимков: Началось все с программирования в «Кенгуренке», который чертил линии на экране. Затем был Turbo Pascal: я купил книгу Фаронова и какое-то время увлеченно занимался рисованием красивых фигур. Потом информатик подарил мне эпическую подшивку древней документации по Turbo Vision, распечатанную на папиросной бумаге (или чем-то таком), явно из какого-то вычислительного центра, — и я нырнул в ООП.
В классе у нас, кажется, был один или два первых «Пентиума», несколько 486-х и 386-х. У меня первый компьютер появился в 10 классе, это был Celeron 233 Mhz.
Евгений Помыткин: Компов тогда было мало. «Пентиум»? Хе-хе. У нас был один комп на класс, что-то советское. Я старый.
Андрей Рынкевич: В школе компьютерный класс был, но занимались мы в нем совсем базовыми навыками использования ПК. Соприкоснуться с программированием получилось только в институте. До сих пор помню, как на первом занятии учитель выдал задание и все кинулись его выполнять. Я же не знал даже, как управлять курсором в MC.
Школьные фото Андрея Рынкевича
Андрей Петров: У меня в 8 классе был первый двухъядерный AMD.
Иван Чернов: Мой отец работал программистом, еще когда меня не было. Поэтому дома у нас был компьютер еще до моего рождения, а ближе к нулевым мне подарили свой, с ЖК-дисплеем и Pentium 4. Школа тоже была оборудована компьютерным классом, мы изучали программирование с помощью черепашки Logo. В какой-то момент школе подарили свитч, и на переменках стали собираться турниры по Doom 2.
Алексей Вахов: У нас школа сильная была, было много компьютерных классов. Это был 97 год. Pentium, наверное, был MMX 133.
Олег Дулецкий: В школе не было ни класса, ни «Пентиумов» — до их появления оставалось 20 лет. Тогда только появлялись программируемые калькуляторы. Типа МК-61. Такой отец приносил с работы, вот его запомнил.
Артем Мезин: В школе я фанател от всего, связанного с компьютерами. Фильм «Хакеры» и роман «Нейромант» — просто библия школьных лет! Мой первый компьютер — персоналка с процессором Intel 80286 (это еще не Pentium, но уже близко). В более-менее сознательном возрасте были разные машины от P1 MMX 166Mhz (а тогда весь PC характеризовали процессором для упрощения) до AMD Athlon 800.
Николай Толли: В школе был компьютерный класс, вроде, там были Pentium 4.
Слева Николай Толли — на выпускном, справа — руководитель отдела BI
Александр Цветков: В школе был новенький компьютерный класс, обустроенный по какой-то государственной программе. Помню, как я наткнулся в интернете на официальный сайт ОС Ubuntu и на нем был баннер, сообщающий, что можно бесплатно заказать диск с этой операционной системой, что я незамедлительно и сделал, не особо веря в результат. Каково было мое удивление, когда через месяц в почтовом ящике был диск! Настоящий! В тот день астрологи объявили месяц бессонных ночей и красных глаз.
Как бы вы вели информатику, если бы оказались у доски? А если окажетесь ровно на один урок, что расскажете школьникам?
Олег Дулецкий: Программирование — это предмет не для доски. И за один урок ничего собственно о разработке, конечно, не рассказать. Но вот о ее значении — можно.
Сергей Пимков: Если бы я вел информатику, я постарался бы выстроить занятия так, чтобы они в итоге привели к достижению одной большой конечной цели. Сегодня мы пишем сортировку пузырьком, завтра сортируем какие-то полезные данные, которые еще раньше засунули в БД с помощью простенькой формы. А в итоге — большое работающее приложение, а не набор не связанных между собой лаб. И каждый из компонентов можно переписать, заменить и улучшить.
Артем Мезин: У меня есть некоторый опыт преподавания. Важнее всего — просто говорить с учениками на равных. По-настоящему хотеть понять, что интересно им, и этим и заниматься. Будет интересно напилить TikTok — напилим, будет интересно сломать школьный Wi-Fi — сломаем!
Артем Мезин слева — ученик старших классов, справа — технический менеджер по продукту
Алексей Петров: Уверен, что чем больше у учащихся будет доступа к воплощению своих идей, тем более интересным будет урок и тем более вовлеченными в занятие будут школьники. Например, я обучаю старшего сына азам программирования на Scratch, программирую с дочерью робота из Lego. Мы не просто учим циклы, переменные, условные операторы и функции, а тут же закрепляем эту информацию в реальном проекте: учим игрового персонажа бросать мяч по нажатию на кнопку или робота — ездить по необходимому маршруту.
Евгений Помыткин: Ландау как-то сказал: «Физику наших дней не обязательно знать физику, ему достаточно знать математику». Что-то подобное можно сказать про программирование. Здесь есть две важные величины: логика и неподдельный интерес к изучению и изменению мира. Имея оба инструмента, вы сможете легко освоить программирование. Именно это я бы и показал школьникам.
Алексей Вахов: На первом уроке я бы изучил, что за аудитория передо мной, чего они хотят, чем их зацепить. Сначала нашел бы с ними общий язык. Я считаю, что любая деятельность интересна — нужно только найти отклик у людей. Недостаточно заманить в программирование обещанием научить делать игры, например. Нужно показать в самом предмете какую-то красоту. Разделил бы аудиторию: кого не трогать и дать какие-то базовые вещи, а кого можно увлечь этой красотой.
О школе говорили:
- Алексей Вахов, технический директор Учи.ру;
- Сергей Пимков, заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации продуктов Selectel;
- Андрей Терешко, руководитель фронтенда Учи.ру;
- Алексей Петров, директор по качеству «СберМаркет»;
- Николай Толли, руководитель отдела BI Учи.ру;
- Иван Чернов, технический директор Ostrovok.ru;
- Евгений Помыткин, руководитель отдела мобильной разработки Учи.ру;
- Александр Цветков, руководитель фронтенда проекта «Почта Mail.ru»;
- Андрей Петров, тимлид Ruby on Rails Учи.ру;
- Андрей Рынкевич, product owner МТС Big Data;
- Олег Дулецкий, ведущий backend-разработчик Ruby on Rails Учи.ру;
- Артем Мезин, технический менеджер по продукту Behavox.