Первый язык определяет лингвистические способности человека
Если до трёх лет вы говорили на китайском, а затем переехали во Францию и начали общаться исключительно на французском, то вы могли бы забыть первый язык. Но не ваш мозг. Исследователи из Монреальского неврологического института при университете МакГилла выяснили, что работа нейронов в мозгу, задействованных при обработке речи, зависит от самого первого языка, который узнал ребёнок. О влиянии русского и других языков визуальной информации пока нет.
На этом изображении зелёным цветом показана область, которую используют франкоговорящие при обработке речи. Дети, которые общаются на китайском и французском, задействуют области, подсвеченные красным. Активность детей, которые уехали из Китая до трёх лет и с тех пор не использовали родной язык, отмечена синим.
Бессмысленные слова для тестирования мозговых функций
Исследователи опросили три группы детей в возрасте от десяти до семнадцати лет, имеющих различное языковое прошлое. В первой группе были дети, которые родились и выросла во Франции, их семьи говорили на французском, и сами они использовали только этот язык. Во вторую группу вошли усыновлённые французскими родителями дети из Китая, которые ещё в детстве перестали говорить на китайском. Дети из третьей группы могли говорить и понимать оба языка.
Исследователи использовали функциональную магнитно-резонансную томографию, чтобы выяснить, как мозг ребёнка реагирует на бессмысленные слова.
В первой группе дети задействовали лобную извилину и островковую долю. У двух других групп были активны средняя лобная извилина, левая префронтальная кора височные извилины.
Звуки речи оставляют отмечаток в мозгу
Учёные выяснили, что у детей, которые с раннего возраста прекратили говорить на китайском и стали использовать только французский, мозг работает схожим образом с теми детьми, кто говорит на двух языках.
Автор исследования Лара Пирс: «В течение первого года жизни, как первый шаг к развитию языка, мозг младенцев настроен на сбор и хранение информации о звуках, которые релевантны и важны языку, который они слышат». Исследование показало, что китайские дети работают с французским языком не так, как это делают коренные французы.
Выводы позволяют говорить об уникальном и прочном влиянии раннего опыта разговора для дальнейшей организации мозга — созданные паттерны влияют на изучение языка и на способность мозга адаптироваться к новым условиям. Следующим шагом учёных может стать эксперимент, который выявит, насколько активность мозга будет изменяться у детей с более близкими языками, чем китайский и французский — например, французский и испанский.
Влияние раннего опыта
Говоря о влиянии раннего опыта в своей книге «После трёх уже поздно», Масару Ибука (один из основателей корпорации Sony), рассказывал историю о молодом человеке, который поехал работать за границу, а жену с новорожденной девочкой отправил к её родителям в Тохоку — регион Восточной Японии. Дедушка и бабушка много играли и говорили с ребёнком до того, как малышка начала говорить. Когда в Токио девочка заговорила, она начала использовать слова на диалекте Тохоку, хотя все члены семьи говорили на общепринятом японском. Девочка не могла избавиться от акцента даже в школе.
Диалект распространился по каналам мозга ребёнка до того, как ребёнок начал говорить. А исследование Монреальского неврологического института при университете МакГилла на данный момент подтверждает важность влияния языка на мозг в раннем возрасте.