Первая тысяча трудоустроенных выпускников Яндекс.Практикума: как мы помогаем нашим студентам находить новую работу
Меня зовут Таня Гудимова, я работаю в Карьерном центре Практикума и отвечаю за карьерный трек. В этом посте я расскажу, как в Практикуме устроен процесс трудоустройства после окончания обучения.
71,1% выпускников Практикума выходят на новую работу
Целевую аудиторию выпускников Практикума можно разделить на две группы:
- те, кто пришёл учиться, чтобы сменить сферу профессиональной области и найти новую работу. Их больше половины;
- те, кто пришёл, чтобы прокачать свои навыки для роста на текущей работе, чтобы работать на фрилансе или запустить свой бизнес.
20 мая институт образования НИУ ВШЭ опубликовал исследование о том, сколько студентов Практикума находят новую работу после окончания обучения. Исследовали выпускников первой половины 2020 года. Результаты такие: среди тех студентов, которые пришли с целью сменить профессию и сохранили своё намерение, трудоустроились 71,1%.
Часть студентов устраиваются на работу по новой специальности ещё во время обучения. Большинство выпускников находит работу в пределах четырёх месяцев:
Как у нас получилось трудоустроить 71,1% выпускников
Ответ — бесплатный карьерный трек, который могут пройти все студенты Практикума за два–три месяца до окончания своего курса. На разных факультетах треки немного отличаются друг от друга, потому что есть специфика профессии, но подход у всех один.
В карьерном треке студенты узнают теорию о поиске работы, знакомятся с рынком труда и главное — готовят важные артефакты, которые приблизят их к получению оффера: резюме, портфолио, шаблон сопроводительного письма.
Карьерный трек состоит из пяти частей. Расскажу про каждую из них.
Часть 1. Целеполагание
Карьерный трек начинается с целеполагания. На этом этапе мы объясняем важность формулировки чёткой профессиональной цели и помогаем её сформулировать с помощью опорных вопросов.
Ещё мы рассказываем студентам о типах компаний (продуктовые, стартапы, студии, аутсорс) и о разных форматах работы: работа в офисе, удалёнка, фриланс. Объясняем, какие есть плюсы и минусы у каждого типа и формата, чтобы ребята выбрали для себя то, что им точно подойдёт.
Итог этого этапа — чёткое понимание, какие вакансии подойдут конкретному студенту, в каком направлении он или она хочет развиваться, что уже умеет делать и что стоит подтянуть.
Часть 2. Подготовительная программа и резюме
На этом этапе мы рассказываем студентам о разных процессах найма в компаниях, о текущей ситуации на рынке труда с учётом выбранной профессии, помогаем упаковывать данные о себе в резюме, которое точно заинтересует HR-специалиста.
Наша задача — сделать так, чтобы студент Практикума понимал, что просто прислать работодателю ссылку на своё резюме на hh.ru недостаточно. Нужно искать работу не только через специализированные сайты, но и, например, через соцсети или сайты компаний.
Помимо этого мы помогаем студенту написать хорошее резюме на базе наших методических материалов. По рекомендациям из методички выпускник оформляет резюме. Затем оно уходит на ревью к нашим эйчарам, которые дают подробную обратную связь. Обычно требуется несколько итераций, чтобы наши HR-специалисты сказали: «Да, теперь резюме в порядке».
Мы заметили, что выпускники не умеют описывать свой опыт и проекты — как правило, они рассказывают об этом слишком коротко и недостаточно точно. К примеру, если мне как эйчару кто-то пишет, что он аналитик, мне приходится сидеть и гадать, какой именно: продуктовый, маркетинг-аналитик или аналитик данных.Ещё одна распространённая ошибка — в том, что многие уделяют слишком много внимания нерелевантному опыту, тем самым уводя в тень действительно значимые проекты.
Часто специалисты указывают неполный список ключевых навыков, потому что не понимают, для чего они нужны. Например, вместо расширенного списка — HTML5, CSS3, JavaScript, MySQL, Git, API, ООП, БЭМ, Webpack — указывают только HTML, CSS и JavaScript. Но на HeadHunter, например, они используются как теги и повышают ваши шансы, что потенциальный работодатель увидит вас в поисковой выдаче.
Почти никто не умеет заполнять раздел «О себе» — там либо дублируют всё резюме, либо пишут что-то вообще не по теме.
Рита Головко, менеджер по трудоустройству на бэкенд-факультете
Резюме выпускника до и после корректировки (кликабельно). Обратите внимание, насколько изменилось описание опыта работы после наших рекомендаций
Итог этого этапа: наш студент может свободно рассказывать о своих навыках, возможностях и пожеланиях. Он знает, из чего состоят собеседования по его специальности, какие вопросы ему могут задавать, о чём ему стоит спрашивать рекрутера.
Часть 3. Сопроводительное письмо, портфолио и тестовое собеседование
Чтобы устроиться на работу своей мечты, одного резюме недостаточно. Поэтому каждый студент Практикума пишет тестовое сопроводительное письмо и отдаёт его на проверку нашим экспертам. Мы делаем это для того, чтобы у человека вырабатывался определённый набор навыков и шагов для самопрезентации.
Например, чтобы он понимал, что иногда от рекрутеров компаний будет приходить двусмысленная обратная связь, не всегда железное «Да» или «Нет». Нам нужно, чтобы в таких случаях выпускники Практикума понимали, что это диалог, в котором надо активно участвовать.
Практически ни у кого с первого раза не получается составить мотивационное письмо без формализмов и канцеляризмов. Мы предлагаем студентам написать сопроводительное письмо для отклика на конкретную вакансию, используя нашу методичку — она учит чётче доносить мысли. Важно, чтобы письмо давало понимание, почему работодатель должен заметить и нанять именно вас.Следующий шаг — портфолио. Здесь мы рассказываем, какие проекты можно включить в портфолио, как его оформить и где разместить. Для разных факультетов это будут разные рекомендации.Рита Головко, менеджер по трудоустройству на бэкенд-факультете
Выпускникам курса «Веб-разработчик» мы объясняем, что рекрутеры и тимлиды смотрят на портфолио по-разному. Рекрутерам важно, чтобы проекты из портфолио соответствовали навыкам вакансии, а тимлиды смотрят на качество кода и оформление проектов, как минимум Read.me. И мы этому тоже учим.Дальше мы готовим студентов к собеседованию. Для этого у нас есть ещё одна методичка. После её изучения они тренируются проходить собеседования в тренажёре. Весь процесс тренировки записывается на камеру. После наши эксперты смотрят на видеозапись тестового интервью и дают обратную связь.Анна Смирнова, менеджер по трудоустройству на веб-факультете
Несмотря на то, что вопросы тестового интервью достаточно простые, многие спотыкаются именно на этом этапе, потому что у многих просто нет навыка самопрезентации. Наш карьерный трек это исправляет.
Вот так выглядит тестовое собеседование студентки направления «Анализ данных». Когда она закончит, видеозапись её рассказа уйдёт на проверку экспертам. Итог — подробная обратная связь о том, что можно улучшить
В конце этого этапа наш выпускник понимает, как устроен рынок труда, где искать работу и на что смотрит работодатель. Он умеет проходить интервью, знает, как рассказать про себя и свои проекты. Понимает, как работать с негативным фидбеком и сохранять мотивацию.
Часть 4. Программа акселерации
Программа акселерации — этап, на который попадает человек, который определился с целью поиска работы и подготовил артефакты: составил резюме, сопроводительное письмо, портфолио, прошёл тестовые интервью. В акселерации люди приступают к активным действиям — поиску работы.
Смысл акселератора — сделать так, чтобы наш студент нашёл работу за три месяца. Для этого мы собираем всех студентов в чате Slack, в котором общаемся и поддерживаем друг друга: созваниваемся, чтобы узнать, как проходит поиск работы, студенты делятся с нами небольшими отчётами по своим воронкам трудоустройств, и мы вместе их разбираем.
В чате выпускники рассказывают статистику поисков, тут же можно задать любой вопрос по трудоустройству и тестовым, поделиться интересным кейсом или проблемой
Менеджеры по трудоустройству проводят регулярные и внеплановые встречи, чтобы ответить на наболевшие вопросы
Одна из главных задач на этом этапе — помочь студенту посчитать, сколько откликов ему нужно оставить, чтобы попасть на интервью. Их количество может меняться в зависимости от того, по какой специальности человек ищет работу, но за всё время работы карьерного трека у нас уже сформировалась своя статистика: из 100 откликов примерно 10 конвертируются в интервью, а 10 интервью — в один подходящий человеку оффер.
Если мы целимся в 100 откликов за три месяца, то студенту нужно отправлять по 10 откликов в неделю. Поначалу такой темп могут выдержать не все, но мы помогаем ребятам.
На этом этапе мы помогаем не только с поиском работы, но и отрабатываем проблемы выпускников: синдром самозванца, неуверенность, демотивацию, страх большого количества откликов. Проходить через эти барьеры помогают ребята из нашего комьюнити выпускников, чтобы на своём примере показать, что не всё так страшно. В сообществе выпускников ребята также обмениваются вакансиями, ищут коллег среди одногруппников. По результатам исследования 11% выпускников находят работу через это комьюнити.
Часть 5. Программа сопровождения
Программа сопровождения начинается, когда выпускник устраивается на работу. Здесь мы работаем в полупассивном режиме: человек только что устроился на новое место, ему сложно и непривычно, мы понимаем, что ему сейчас не до чатиков и Практикума. Отмечу, что мы отвечаем перед выпускником не просто самим фактом трудоустройства. Мы хотим, чтобы он успешно прошёл испытательный срок, чтобы закрепился в компании, чтобы ему там нравилось, и он не жалел о своём выборе.
Жизненный цикл выпускника в карьерном треке может быть долгим. Например, кто-то через пару недель после выхода на работу может написать нам: «Ребята, жуть, работать тут не могу, спасайте». Иногда так бывает, когда человек не сразу понял, что стартап — это не только модно и красиво, но ещё и ОЧЕНЬ быстро.
Кто-то может проработать в компании какое-то время, затем уволиться и снова прийти к нам за помощью.
В каких компаниях работают выпускники Практикума
Важно понимать, что на старте Яндекс.Практикума мы не задумывали это как проект, призванный пополнить штат Яндекса. Для этого существуют стажировки и Школы Яндекса. Мы хотели учить людей профессиям, с которыми они смогут пойти и устроиться в ту компанию, в которую захотят. Сейчас наши выпускники работают в десятках компаний, среди которых Сбербанк, ivi, Ozon, Барс Групп, Авито, Спортмастер.
Не так давно мы начали трудоустраивать и в сам Яндекс. Как вы знаете, Яндекс любит алгоритмы и любит спрашивать про них на собеседовании. Ранее, пройдя курс по какому-то языку программирования, было всё равно весьма сложно попасть в Яндекс даже джуниором, так как человек обучался именно языку программирования, а не алгоритмам. Курс «Алгоритмы для разработчиков» немного поменял ситуацию: теперь иногда опытные разработчики (да и джуны) проходят его, чтобы повысить свои шансы устроиться в Яндекс.
Наши менеджеры по трудоустройству много общаются с представителями компаний, в которые хотят попасть выпускники, — уточняют, готовы ли там в принципе брать джунов, чего от них ждут, какие навыки нужны, а также проводят глубинные интервью.
Мы выходим на компании, уточняем детали вакансии, потому что часто бывает так, что то, что написано в вакансии, и то, что на самом деле нужно команде от кандидата, — это разные вещи. Разбираем всё на берегу, берём правильное и подробное описание вакансии, приносим в наш чат акселерации и говорим: «Вот свежая вакансия от партнёра, посмотрите».
Сейчас мы продолжаем активно развивать такие партнёрские отношения с разными компаниями, как чисто в ИТ, так и в смежных отраслях. В планах, конечно, расширять этот список и помогать всё большему количеству наших выпускников находить работу.