Перспективы, вызовы и тренды на ИТ-рынке: итоги дискуссии К2Тех на ЦИПР-2024

07fa17d79fc3e4910e280101e5f00853.jpeg

На конференции ЦИПР-2024 К2Тех провел сессию «Внедрять нельзя откладывать. Построение ИТ-инфраструктуры сегодня» с лидерами ИТ-рынка — крупными заказчиками и вендорами. В ходе диалога участники сессии обсудили  текущую ситуацию в отрасли, актуальные вызовы и перспективы импортозамещения.

В этом материале мы поделимся итогами дискуссии на ЦИПР. И расскажем об основных трендах ИТ-рынка, статусе перехода компаний на российские решения и подходах к построению ИТ-инфраструктуры. 

Больше двух лет новой реальности — что происходит в ИТ-отрасли?

С тех пор как привычные западные технологии стали недоступны, реестр отечественного ПО пополнился более чем на 60%. Прошли первые крупные внедрения и появились свои лидеры.

Прошлой осенью К2Тех провел масштабное исследование, согласно которому в 2023 году 68% крупнейших компаний России целенаправленно реализовали проекты по миграции на отечественные решения. Конечно, полный переход еще не произошел, но есть компании, которые продвинулись довольно далеко. А к 2030 году уже 80% российских компаний должны будут перейти на отечественное ПО. Четкие дедлайны достижения этих целей также установлены законодательством РФ.

Чтобы уложиться в тайминг, важно объединить усилия всех участников ИТ-рынка. Поэтому представители нефтегазовой и атомной отрасли, крупные производители аппаратных и программных решений собрались вместе обсудить ситуацию со всех сторон, узнать, как обстоят дела с развитием продуктов и найти пути решения своих проблем.

Представляем участников нашей дискуссии:

  • Диана Сюняева, начальник управления стратегии, развития ИТ и создания новых продуктов «Газпром нефть», заместитель председателя Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования в роли заместителя председателя;

  • Игорь Скобелев, генеральный директор «Цифрум» (Госкорпорация Росатом);

  • Андрей Климов, директор по работе с ключевыми заказчиками Группы «Астра»;

  • Алексей Зотов, руководитель направления ИТ-инфраструктуры К2Тех;

  • Евгений Шишков, управляющий директор Orion soft;

  • Андрей Андрианов, вице-президент по стратегическому развитию «Аквариус»;

  • Игорь Зельдец, заместитель генерального директора по развитию бизнеса К2Тех (модератор дискуссии)

Этапы построения новой ИТ-инфраструктуры: как расставляют приоритеты?  

Крупные компании озадачились переходом на отечественную инфраструктуру еще 10 лет назад и с тех пор системно занимаются этим. Необходимость перехода на российские решения в последние несколько лет не стала для них неожиданностью. Изменились приоритеты: в 2022 году процесс импортозамещения ускорился, усилился акцент на технологической устойчивости. 

Основные этапы перехода в разных компаниях схожи:  

Определение приоритетов. Сначала составляется перечень систем, которые должны пройти импортозамещение в первую очередь. И хотя поначалу этот список у заказчиков был небольшим, понятно, что с течением времени законодательство в этой области будет ужесточаться. Так что вектор, в котором следует двигаться, очевиден. Сейчас приоритет отдается всему, что относится к значимым объектам критической информационной инфраструктуры (ЗКИИ). Но в обозримой перспективе этот перечень ЗКИИ будет расширяться, а вслед за ним — и список систем на импортозамещение.

Модернизация и перевнедрение. Затем компании переходят к замещению дополнительных обеспечивающих информационных систем по мере того, как прежние решения устаревают либо требуется новая функциональность и автоматизация дополнительных процессов. Также поводом для замещения может стать отсутствие техподдержки или недоступность критичных обновлений, необходимых для полноценной работы того или иного продукта. 

По факту ситуация на рынке сейчас очень неоднородна: кто-то еще даже не приступал к импортозамещению, кто-то по той или иной причине «прыгал с головой» (внедрял решение и только потом адаптировался), а кто-то уже с 2014 года разработал стратегию импортозамещения и сейчас находится практически на финишной прямой. В итоге лидерами в переходе стали крупнейшие представители энергетической и нефтегазовой отраслей, и, конечно же, государственные компании. На текущий момент статус импортозамещения у них варьируется на уровне более 70%. Причем не только в части прикладного программного обеспечения, но и в части базового инфраструктурного ПО: операционных систем, СУБД, систем виртуализации, мониторинга, резервного копирования. Поэтому участники дискуссии, в целом, позитивно оценили интенсивный переход на отечественные решения.

Какие сложности у компаний возникают на пути перехода и как показывают себя российские решения?

При переходе на отечественные решения компании сталкиваются с вызовами. Вот основные моменты, которые подчеркнули представители бизнеса:

Повышение зрелости ИТ-продуктов. Сейчас ситуация на рынке инфраструктурных решений стабильнее, чем в 2022 году. И за последние два года российские производители значительно продвинулись в вопросе повышения уровня зрелости своих продуктов и развития их функциональности. Однако у российских вендоров еще есть точки роста. Например, по мнению участников дискуссии, создание готовых экосистем из совместимого друг с другом ПО — одно из самых перспективных направлений. Это нужно, условно, чтобы больше не приходилось интегрировать между собой 5–6 штук разнородного ПО от разных производителей, а можно было бы за один раз внедрить экосистему от одного производителя. 

Необходимость в консолидации отечественных производителей через заключение технологических партнерств — это, можно сказать, следствие предыдущего пункта. У компаний есть запрос на повышение уровня совместимости между решениями разных вендоров. И это применимо не только к программным решениям, но и к аппаратным. Запросы на программно-аппаратные комплексы растут кратно год от года. 

Необходимость синхронизации бизнес-целей заказчика и roadmap развития продукта. Еще не все производители хорошо понимают потребности своих заказчиков. Бизнесу приходится собирать отдельные команды, которые плотно взаимодействуют с производителями: определяют приоритеты бэклога, предлагают, как должна быть реализована та или иная функциональность.

Неготовность сотрудников быстро переходить на решения, не соответствующие ожиданиям после работы с более зрелыми продуктами. Чтобы справиться с этим вызовом, требуется комплексная работа с сотрудниками, дополнительное обучение и демонстрация использования отечественных решений.

Задачи и сложности в проектах у вендоров: как они решаются?

Российским поставщикам необходимо за минимальное время пройти путь, на который у таких гигантов, как IBM и Microsoft, ушли годы. Изучая опыт иностранных вендоров, они перенимают лучшие практики, собирают многокомпонентные экосистемы и заполняют ниши ушедших поставщиков. Сначала было страшно отказываться от привычных решений с их совместимостью. Но сложности стали драйвером появления новых подходов: разработки клиентских приложений, использования Java, Wine.

Тем, кто уже внедрил отечественные решения, вендоры помогают в масштабировании продуктов. Одним из основных вызовов становится миграция больших объемов данных и разнообразных систем. Вендоры предоставляют инструментарий для бесшовной миграции, ресурсную поддержку и предлагают услуги Technical Account Manager для крупных проектов. Совместно с клиентами они решают интеграционные проблемы на стыке инфраструктурных решений, ИБ и прикладных систем.

Также вендоры сейчас фокусируются на обучении сотрудников на стороне своих заказчиков и ИТ-партнеров. Пилотирование, внедрение, сопровождение и прочие этапы проектов влекут за собой довольно большой объем работы. И если персонал оказывается неподготовленным, то эти процессы занимают значительно больше времени. Поэтому российские производители решений сейчас стараются стать для заказчиков и ИТ-партнеров источником информации: предлагают демо-оборудование для изучения, разрабатывают не только собственные программы обучения, но и партнерские, совместно с другими вендорами.

Роль системных интеграторов сегодня. Как перейти на импортонезависимые решения?

В ходе дискуссии прозвучало мнение о том, что до 2022 года системные интеграторы играли существенную роль в построении ИТ-инфраструктур российских компаний. А за последние два года их вклад стал менее заметным по сравнению с производителями отечественных решений и их заказчиками. И действительно, на фоне растущего запроса на импортозамещение в информационном пространстве гораздо большее внимание стало уделяться именно вендорам. Однако, опираясь на собственную практику, мы в К2Тех наблюдаем настоящий бум ИТ-консалтинга. Представителей крупных российских компаний все больше интересует комплексный подход к импортозамещению: на какие решения переходить, в каком порядке их внедрять, как построить дорожную карту, как новые решения будут работать с текущей инфраструктурой, как мигрировать уже накопленные данные и так далее. 

Объясняется это тем, что изначально курс на импортозамещение был взят еще в 2014 году, когда появился единый реестр отечественного ПО. И если тогда в нем насчитывалось лишь несколько десятков решений, то сейчас их уже десятки тысяч. Ранее в каждом сегменте присутствовали 1–2 крупных производителя, преобладали моновендорные решения — множество тесно интегрированных продуктов одного производителя. Сейчас же в реестре одних только операционных систем 70–80 и еще почти 40 платформ виртуализации. Разобраться в этом многообразии непросто.

В результате заказчики вынуждены формировать лонг-листы, выписывать все решения, которые присутствуют на рынке прямо по реестру, затем составлять список критичных функциональных требований, фильтровать и тестировать решения на соответствие заявленным возможностям и совместимость друг с другом. И вот роль системного интегратора выходит на первый план, потому что тут важна насмотренность, экспертиза и опыт внедрений в разных классах решений. К2Тех, как интегратор, получает много запросов на консалтинг по выбору решений, построению дорожных карт перехода. За последний год поступило более сотни подобных запросов на ИТ-консалтинг.

Следующий этап после выбора решения — пилотный проект в инфраструктуре заказчика. Оптимальный вариант — приобрести лицензии для нескольких десятков или сотен пользователей и внедрить решение. Кроме того, сейчас становится актуален подход с созданием гибридной, горизонтально-масштабируемой инфраструктуры. То есть параллельно с текущей инфраструктурой ставят рядом еще один контроллер домена / почтовый сервер / платформу виртуализации , с которой настраивают связь или доверительные отношения. И далее работают в такой гибридной среде. Можно перевести часть пользователей в эту пилотную зону на случай если потребуется экстренный переход — тогда в компании уже будут обученные пользователи, команда технической поддержки и администраторы, готовые оказать помощь.

После внедрения требуется сопровождение систем: передача знаний, обучение конечных пользователей, техническая поддержка. Причем ситуация такова, что из-за ажиотажного спроса вендоров физически на всех не хватает. Команды у них растут, но заказчиков слишком много. Поэтому получила распространение практика, когда 1 и 2 линии поддержки (L1, L2) отдаются партнерам-интеграторам, а L3-кейсы (с действительно сложными проблемами, которые требуют доработок и написания патчей) берет на себя вендор. Таким образом, интегратор становится единым окном для заказчика, где можно решить все вопросы. Российские просторы и размах предполагают, что вендоры в своей части могут оказывать поддержку третьего уровня, но без серьезного интегратора и единого удобного окна обычно не удается обеспечить нормальную кросс-платформенную совместимость.

А что в планах по разработке: какие технологии сейчас наиболее востребованы и насколько сложно их разрабатывать?  

Что касается разработки, то некоторые производители пересматривают свои стратегии, уделяя больше внимания инфраструктурному слою, программному обеспечению, экосистемности и связанности компонентов для создания интегрированных вертикальных пакетов решений.

Наибольший спрос сейчас наблюдается на технологии, связанные с 3D-VDI, особенно в промышленности. В крупном энтерпрайзе наблюдается тренд на развитие в направлении мультиклауда (multicloud). Это подход, при котором компания использует несколько публичных или частных облаков от разных провайдеров. В том числе появилось «Гособлако», часто у заказчиков есть собственные инсталляции. Поэтому запросы у них в основном на автоматизацию, оркестрацию и сокращение ручных операций администраторов. А также на удобные инструменты по работе с различными видами инфраструктуры.

Еще одно важное направление развития — переход от монолитных систем к микросервисам, что приводит к росту спроса, например, на Kubernetes. Также отмечается спрос на комплексный зонтичный мониторинг для программных продуктов и детальный контроль отдельных компонентов.

В последнее время особенно актуальны инфраструктурные системы для смежных отделов, в первую очередь для специалистов по информационной безопасности. Здесь важна работа с ролевыми моделями и доступами. И конечно же, устойчивость и надежность, ведь заказчики по-прежнему ожидают непрерывности  в работе своих основных сервисов. Увеличиваются требования к объемам информации, скорости и расстояниям для репликации данных между площадками, что становится еще одним трендом на ближайшее будущее.

На этом всё! Если хотите посмотреть полную версию дискуссии, переходите по ссылке на YouTube. 

© Habrahabr.ru