Перспективы роботизации: андроиды в космосе и на кухне
Привет, Хабр!
Дискуссионный тезис о том, что советская плановая система экономики была не так уж и плоха и ее надо бы вернуть, перестал быть предметом дискуссий. Теперь это реальность. Глава государства и правительство РФ ставят задачи, а ведомства разрабатывают соответствующие планы по отраслям. Стратегическое планирование коснулось и области высоких технологий. В частности, на недавнем ПМЭФ-2024 Владимир Путин заявил о нетривиальной цели: «Россия за короткий срок должна войти в топ-5 стран мира по плотности роботизации». Глава государства отметил, что производство роботов следует развивать на собственной технологической базе.
О том, на каком уровне находится сейчас эта база, достаточно ли у нас ресурсов для выполнения такого масштабного плана мы поговорили с председателем правления Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления Евгением Дудоровым.
«Начинать с детсада!»
Первое, о чем мы спросили Евгения Александровича:, а реально ли выполнить наказ Президента о том, что страна в ближайшее время должна войти в топ-5 по роботизации?
Задача поставлена крайне амбициозная. Но её можно решить. Однако, давайте сначала разберемся, где, в какой точке отсчёта мы сейчас находимся. И куда нам нужно будет прийти. Если мы возьмем позицию 2023 года, то по последним данным Росстата и Минпромторга у нас порядка 19 роботов на 10 тысяч рабочих мест, или занятых в производстве. Параметр, к которому нам необходимо будет прийти — это 145 роботов на 10 тысяч занятых в производстве.
Если взять общие цифры, то по ситуации прошлого года у нас 12 841 робота. А к 2030 году нам нужно будет прийти к тому, чтобы было около 100 тысяч. То есть количество роботов необходимо увеличить в 8 раз за 6 лет. И тогда мы войдем в топ-5, да. Будем где-то на уровне Великобритании. Сейчас в Великобритании 98 роботов на 10 тысяч рабочих мест. Но учитывая, что через 6 лет, они примерно к этому показателю — 100 тысяч роботов — тоже придут. И мы, соответственно, должны сразу смотреть не на то, что есть к текущему моменту, а сразу в будущее.
В будущее мы сможем смотреть увереннее, когда появится соответствующий федеральный проект. А он появится, скорее всего, уже в этом году. И будет предусматривать целый ряд мероприятий, направленных на развитие робототехники, на развитие компонентной базы, на развитие программного обеспечения и других различных решений.
Сейчас необходимо, конечно же, очень интенсивно разгонять отрасль, чтобы мы могли все вместе двинуться в этом направлении. Но разгонять отрасль можно только в том случае, если мы четко понимаем, какие нам необходимо выполнить процедуры. На данный момент мы в рамках консорциума робототехники как раз стараемся оконтурить те задачи, которые нам необходимо решить для того, чтобы достигнуть обозначенных параметров.
В число задач, которые уже обрели свой контур, входит адаптация под наращивание роботизации образовательного процесса, начиная…с детского сада. Да, с детского сада! И далее — школьное, среднее специальное, высшее образование. Ну и, конечно же, дополнительное профессиональное образование, а также переподготовка кадров.
Процесс должен быть сквозным. И надо, чтоб он был связан с внедрением либо углубленным изучением целого спектра предметов, имеющих отношение к инженерным наукам, программированию, и, конечно же, с робототехникой. При этом мы должны учитывать, что дети, которые будут заходить в этот процесс, да и взрослые тоже, должны получать знания и работать на нашем отечественном оборудовании, с нашими системами. Только тогда мы сможем привить определенную культуру и сформировать потенциал для развития наших технологий. Поэтому все реализуемо. Но есть много вопросов, которые нужно будет отработать
Что нужно для рывка?
Во-первых, деньги. Федеральный проект по роботизации несомненно будет предусматривать определенное финансирование для разработчиков. Кроме финансовых будут прописаны и другие меры стимуляции. Например, поддержка интеграторам робототехнических решений и тем компаниям, которые установят у себя робототехнику.
Конечно, в России есть своя специфика относительно объема и количества потребляемых робототехнических решений или промышленных роботов. У нас экономика в большей степени сервисного плана. Мы имеем не такое большое количество автомобильного производства и производства микроэлектроники, электронных компонентов, как, допустим, в той же Южной Корее, где порядка 1012 роботов на 10 тысяч населения. Или в Сингапуре, где 730 роботов на 10 тысяч населения.
Но, тем не менее, у нас есть свои отрасли, которые предполагают высокое потребление промышленных роботов. Это обрабатывающая промышленность, железная дорога, черная металлургия, нефтегазовый сектор.
При этом мы видим, что грань между промышленным роботом и сервисным роботом постепенно стирается. Промышленные роботы часто применяются в сервисных задачах. И наоборот — сервисная робототехника участвует в задачах обеспечения промышленных предприятий. На такие моменты тоже надо обращать внимание и делать, может быть, какие-то корректировки, в том числе для учета уровня роботизации на предприятиях.
Технологическая ромашка
Достаточно ли у нас собственной технологической базы?
К сожалению, сейчас ее недостаточно. Надо наращивать. Давайте представим робототехнику в виде ромашки. Где в центре находится робот. А вокруг него, как лепестки, сферы применения. Робот может применяться в воздухе, морской среде, наземной, космической…
Для создания роботов, способных выполнять определенные функции в этих сферах, существует около 10-ти ключевых технологий. Это бортовые вычислители, различные системы управления, системы навигации, технического зрения, пункты управления, системы энергетики, приводной техники и так далее.
Так вот, по ключевым технологиям развития робототехники мы сейчас находимся где-то на 5–6 уровне готовности технологий. И к 2027 году нужно выходить на 7 уровень, а к 2030 уже на 9 уровень. И по сути везде, по всем направлениям обеспечивать серийное производство.
Это непростая задача ввиду того, что для одной только робототехники разработка и серийное производство определенных технологий нецелесообразна. Но все технологии или решения, например, какие-то датчики, приводы, редукторные системы по факту могут применяться как в роботах, так и в других отраслях (допустим, машиностроение, автомобилестроение, самолетостроении и тому подобное). Вот если расширять сферу применения технологий, то они будут развиваться более интенсивно. То есть робототехника должна стать межотраслевой индустрией, которая будет в себя забирать очень много из промышленных разработок. И в то же время будет отдавать в другие отрасли большое количество различных решений.
Кстати, если вернуться к образу ромашки, где лепестки — это сферы применения. Самый высокий процент роботизации на сегодняшний день наблюдается в автомобилестроении, в обрабатывающих производствах — то есть там, где роботов ставят на станки для подачи заготовок и, например, для обслуживания станков.
Где ещё много роботов?
В сфере производства различных электронных компонентов и модулей. В том числе для бытовой техники. То есть больше всего роботов применяется в тех сегментах промышленности, где детерминированы определенные условия труда, где монотонное производство, где присутствует конвейер. Вот туда активно интегрируются робототехнические решения.
Высокими темпами развивается логистическая робототехника. Все, что касается склада, перемещения товаров как по складам, так и за их пределами — это одно из самых перспективных направлений развития как во всем мире, так и в РФ.
Роботы все чаще используются в медицине, нефтегазовой и железнодорожных отраслях. Замечу, что для России применение роботов на РЖД будет одним из ключевых драйверов развития. Потому что в РЖД достаточно серьезная инфраструктура и требуется большое количество занятых в цикле обслуживания и выполнения задач. Соответственно, для того, чтобы все эти задачи решать, необходимы кадры. А учитывая, что увеличение человеческих кадров в ближайшее время не предвидится, то, конечно же, здесь роботы будут очень активно применяться. Мы даже создали для роботизации в РЖД совместное предприятие с холдингом «Телематика» и «Андроидная техника». Уверен, что и дальше роботизация транспорта будет происходить в интенсивном режиме. И в таком же режиме роботы внедряются и будут внедряться в сельскохозяйственную отрасль
Санкции не страшны
Как скажется на планах по роботизации недавние санкции, включающие в себя ограничения в отношении софта?
Скорее всего, особо не скажутся. Сейчас софт очень активно замещается. И мы видим, что появляются различные системы и ПО отечественного производства. Ну или, так скажем, условно доработанный и русифицированный вариант. Поэтому в робототехнике сейчас многие разработчики создают собственный софт, при этом делают его открытым. Поэтому один разработчик может взять у другого софт и поставить на своего робота. Здесь мы особых проблем не видим. Да, какие-то вопросы сейчас возникают, но они решаемы. И есть компании, которые готовы работать, а некоторые уже сейчас работают по созданию своей операционной системы для роботов
Есть чем гордиться!
Расскажите о наших уникальных разработках.
У нас уже есть такие разработки, которые я бы выделил особо. Например, в сфере логистической робототехники уникален опыт Яндекса. Они внедрили свои робототехнические решения, которые доставляют товары. Да, подобные решения применяются и в Китае, и в Соединенных Штатах, и в других странах. Но насколько активно развивается данное направление в России и каким образом робототехника позиционируется в сознании людей, как трогательно наши люди относятся к роботам-доставщикам… Такого, наверное, нет нигде. То есть это вообще один из таких явных и очень крутых примеров применения роботов.
В медицине у нас есть целый ряд инноваций, которыми мы можем по праву гордиться. Это, например, революционные комплексы для реабилитации людей после инсульта, после травм и для реабилитации детей с ДЦП. Этим комплексам нет аналогов в мире. В них совмещается роботизация и так называемый мозг —машинный интерфейс, благодаря которому происходит снятие энцефалограммы, на основе которой формируется биологическая обратная связь.
Ещё я бы выделил как направление роботизации железнодорожной инфраструктуры проект научно-исследовательского института автоматизированной системы РЖД. В рамках которого сначала НПО «Андроидная техника» и далее уже предприятие «Р—Телематика» разработали робота для расцепки вагонов, который в режиме реального времени на скорости может синхронизироваться с железнодорожным составом и выполнять расцепку.
Есть передовые проекты, связанные с антропоморфной робототехникой. Это то, что мы делали еще 8–10 лет назад. Я говорю про знаменитого робота Фёдора. Он был создан для наземных задач. Но потом мы его адаптировали для полета в космос. Полет состоялся почти 5 лет назад. Это был уникальнейший эксперимент. На основе этого эксперимента сейчас мы разрабатываем новый робототехнический комплекс, который называется «Теледроид». И примерно в середине следующего 2025 года он должен будет полететь на МКС. Робот будет выполнять задачи не только внутри, но и на внешней поверхности космической станции. Этот робот, как и Федор, тоже антропоморфного типа. Правда, у него есть только верхняя торсовая часть. «Теледроид» будет управляться в копирующем режиме: как с борта МКС, так и, в перспективе, с Земли.
Имеются также совершенно уникальные разработки более секретного, скажем так, характера. И вот все перечисленное — это уникальные, прорывные решения, которых больше ни у кого нет.
Заглянем в будущее
Если заглянуть лет на 20 вперёд, то там роботы будут уметь очень многое. А что именно — зависит от нас. Во-первых, насколько мы вообще готовы к будущему в окружении роботов. Во-вторых, насколько мы будем роботам отдавать те или иные задачи. Сейчас появляются ролики, демонстрирующие применение робототехнических систем различного рода, включая и антропоморфных роботов на промышленных предприятиях. И это как раз одна из вех развития робототехники.
Применение человекоподобных систем предполагается в условно детерминированных или вообще не детерминированных условиях. То есть, в тех условиях, где, по сути, мы не можем поставить какие-то классические решения в виде промышленного манипулятора. И необходимо, чтобы робот выполнял очень схожие с человеком функции. И при этом, чтоб не просто стоял на одном месте, а еще мог перемещаться, что-то анализировать, передавать и мог работать фактически с тем же инструментом, с которым работает человек.
Думаю, что через 20 лет наряду с беспилотными автомобилями и с беспилотными аэротакси (хотя здесь больше как раз вопросов, потому что все, что поднимается в воздух, должно соответствовать особым стандартам безопасности) появятся наземные робототехнические системы. В том числе бытовые. То есть человекоподобные роботы будут выполнять полезные функции по дому: уборка дома, работа на кухне, выгул собак и тому подобное. Конечно, у таких систем вряд ли будет такой же функционал, как у человека. Ведь человек формировался и оттачивал свой функционал многие тысячи лет. Невозможно искусственным образом полностью воспроизвести человека. В частности — моторику, которая зашита в наших манипуляторах, и связь этой моторики с головным мозгом. Сложно сделать робота, который работал бы точно также как и человек. Но тем не менее целый ряд наборов функций можно будет передать этим роботам. И настанет такое время, когда андроиды станут такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как и телефоны. Или как автомобили. Сейчас почти в каждой семье есть автомобиль, а то и два. Вот так в будущем почти каждая семья обзаведётся домашним роботом.
Собственно, поэтому сейчас многие автомобильные компании взялись за антропоморфную робототехнику. Они в этом видят будущее. Путь к нему предстоит непростой. Необходимо вкладывать серьезные инвестиции. Но автопроизводители движутся в этом направлении. Они готовы через энное количество лет выпускать на своих заводах не автомобили, а именно антропоморфных роботов, продавать их через свои доверенные дилерские системы, обслуживать их там же. Остается только новый продукт завести на рынок. Где будущее — за робототехническими системами, полезными для человека.
Восстание машин: реально ли это?
Сейчас многие говорят, что интенсивное развитие ИИ несет в себе некоторые риски. В связи с этим возникает, конечно, и вопрос:, а как насчёт интенсивного развития роботов, оснащённых ИИ? Не грозит ли нам восстание машин как в фильмах про Терминатора?
Я считаю, что в первую очередь нужно бояться не роботов, а людей. Почему? Потому что человек склонен к применению силы, человек склонен к различным, зачастую неадекватным действиям, к принятию эмоциональных решений. И порой очень серьезный человек поступает не совсем разумно. Именно в этом кроется опасность.
Искусственный интеллект как таковой не несет в себе угрозы. Угроза возникает только тогда, когда достижения прогресса попадают в руки к нехорошему человеку, который может воспользоваться ИИ в какой-то негативной ситуации. А если ИИ окажется в руках человека, понимающего и разумно воспринимающего различные уровни задач, который старается действовать во благо, то проблем, в принципе, никаких быть не должно. Поэтому необходимо все-таки сделать так, чтобы искусственный интеллект не попадал в незаконные сферу, в плохие условия.
Кроме того, пресловутый искусственный интеллект может навредить в рамках некой сети. Но перестроить функционал робота так, чтобы он выполнял негативный сценарий в ближайшие 20–50 лет не сможет. Поэтому не стоит бояться восстания машин, того что они вдруг станут по-другому себя ассоциировать и начнут бороться за место под солнцем с людьми. Скорее всего, такого не случится.
Спасибо Евгению Александровичу, что нас успокоил! Теперь мы можем смело смотреть в будущее — как в ближайшее, где Россия действительно вырвется в лидеры по роботизации, так и в отдаленное, где домашний андроид будет варить нам кофе по утрам и выполнять всю работу по дому.
Благодарим за внимание, будем рады услышать ваше мнение по поводу развития роботизации в комментариях.