Пермские учёные разработали новое защитное покрытие для самолётов и авиационных двигателей

743fb843341bba12f90bdcb1a211c361

Учёные из Пермского Политеха разработали новое защитное противоударное покрытие для деталей самолётов, выполненных из композиционных материалов. Защитный слой получается тонким, лёгким и способен выдержать температуру до 250°С.

Поликомпозиты используются в авиапромышленности вместо металла для изготовления некоторых деталей. Однако, отмечают исследователи, такие материалы обладают низкой сопротивляемостью к высокоскоростному ударному нагружению (например, при столкновении с птицами). 

«У нас возникла идея применять в составе деталей авиационных двигателей из полимерных композиционных материалов защитные покрытия», — рассказывает ведущий инженер центра высокопроизводительных вычислительных систем, доцент кафедры «Авиационные двигатели», кандидат технических наук Николай Саженков.

Предлагаемый защитный слой представляет собой соединение производных аммиака (алифатических аминов) и изоцианата — основы для производства полиуретана. Толщина покрытия не превышает 0,3 мм, поэтому его нанесение не приводит к серьёзному утяжелению конструкции. Покрытие подходит для разных погодных условий: диапазон температур, которые оно способно выдерживать без потери функциональности, лежит в границах от -60°С до +250°С.

Покрытие уже опробовали на корпусных деталях авиационных двигателей из композитов. Эксперимент показал, что оно повышает баллистический предел конструкции на 18,4% при повышении её массы на 6,5%.

Сфера применения разработанного защитного покрытия не ограничивается авиацией, отмечают в университете. Оно подойдёт также для повышения прочности спортивного инвентаря (шлемов, мотоциклетной брони), лобового стекла и корпусных деталей автомобилей, а также корпусов легкомоторных лодок.

© Habrahabr.ru