Период вращения потенциально опасного астероид Фаэтон уменьшается на 4 мс в год

0855539cf26ba3d54773b7612977319b.jpeg

Международная группа исследователей, возглавляемая обсерваторией «Аресибо» и Университетом Центральной Флориды, в предверии миссии DESTINY+ тщательно изучила все имеющиеся данные о потенциально опасном астероиде Фаэтон. Исследователи обнаружили, что по неизвестной пока причине его период вращения сокращается в среднем на 4 мс в год.

Фаэтон имеет диаметр около 5,4 км и является одним из крупнейших астероидов, достаточно близко подлетающих к Земле, чтобы классифицироваться как потенциально опасный. При этом орбита астероида известна достаточно точно, чтобы установить, что он на текущий момент не опасен для Земли. Фаэтон совершает оборот каждые 3,6 часа, и этот период вращения уменьшается примерно на 4 мс в год.

В 2024 году космические агентства Германии (Deutsches Zentrum für Luft — und Raumfahrt, DLR) и Японии (Japan Aerospace Exploration Agency, JAXA) планируют запустить миссию DESTINY+ по отправке к Фаэтону аппарата для изучения астероида и межпланетной пыли, а также для демонстрации возможностей технологий изучения дальнего космоса. Полученные данные об изменении вращения помогут тщательнее подготовиться к миссии.

Возможно, период вращения Фаэтона уменьшается за счёт его кометоподобной активности, наблюдаемой в декабре 2020 года во время прохождения ближайшей к Солнцу точки орбиты (перигелия). Однако точная причина этого явления неизвестна. Обнаруженный факт делает его 11-м известным астероидом, изменившим свою орбиту в ходе наблюдения, и самым крупным из этого списка.

Фаэтон интересен исследователям в первую очередь благодаря своей орбите. Перигелий астероида к Солнцу в два раза меньше перигелия Меркурия — он проходит в пределах 21 млн км от Солнца. Также в декабре 2017 года было зафиксировано рекордно близкое прохождение Фаэтона от Земли — на расстоянии 10 млн км (около 27 расстояний Земли от Луны). Кроме того, орбита астероида пересекает орбиты сразу четырёх планет Солнечной Системы — Меркурия, Венеры, Земли и Марса.

В сентябре НАСА провело свой эксперимент с астероидом Диморф. Врезавшийся в него аппарат DART должен был изменить его траекторию, что и произошло. Это первый случай, когда человечество намеренно меняет движение космического объекта, и первая полномасштабная демонстрация технологии отклонения астероидов. До столкновения с DART Диморф вращался вокруг Дидима почти по круговой орбите с периодом 11 часов и 55 минут. Зонду удалось изменить период на 32 минуты — до 11 часов и 23 минут. При этом изначально НАСА рассчитывало на изменение в виде 73 секунд или более.