Переход Apple через ОС
Чем больше я читаю отзывы на дизайн iOS 7, тем больше мне это напоминает другую радикальную смену дизайна у Apple — переход с классического серого интерфейса Mac OS 9 в самых ранних Developer Preview Mac OS X на интерфейс Aqua, тот самый, который должен был стать таким классным и реалистичным, что, по словам Джобса, его должно было захотеться облизать.
Наверно, одно из самых важных отличий от теперешней ситуации — тогда это все было доступно в первую очередь только для разработчиков, а пользователей с интернетом и возможностью поставить себе девелоперскую версию системы было гораздо меньше (как и вообще пользователей техники Apple — «а то, илитный клуб!»). Сейчас же бета-версию iOS громоздят себе на телефон вообще кто попало — даже тренер жены в спортзале показывал ей уже iOS 7, рассказывая ей о том, какая она глюкавая, да и я периодически натыкаюсь на размышления разных блондинок из серии «мне показали iOS 7, вот думаю, не поставить ли ее себе?» НЕ ПОСТАВИТЬ! Но вот похожестей с той ситуацией все равно очень много. Шок, который испытали тогда разработчики, не особо отличался от той реакции, которую мы все почувствовали неделю назад. Еще бы, посмотрите вот сюда — так выглядела Mac OS X в версии Developer Preview 2:
Большинство из вас, конечно же, не знает, как выглядела Mac OS 9, но поверьте мне, что чисто визуально то, что показано на картинке, очень похоже на Mac OS 9, пусть и «под капотом» там уже совсем другой двигатель.
А на выходе в виде Public Beta, которая стала доступна уже всем желающим окунуться в новый «водный мир»:
Что-что, а шока при взгляде на новый (на тот момент) интерфейс Aqua было предостаточно — все эти прозрачности, новые шрифты, «водяные» пульсирующие кнопки», «матрасный» фон, анимации, супер-качественные иконки, Док выглядели как из совсем другого мира и необязательно приветливо для разработчиков. Каждый из них прогонял в голове мысли о тех усилиях, которые придется потратить на модернизацию интерфейса приложений для новой системы («а зачем, если она пока ни у кого не установлена, и не умрет ли Apple раньше этого времени?»), не говоря уже о том, что многие приложения надо было просто переписать с нуля на Cocoa. А как это все тормозило на технике тех времен, когда даже мощный по тем временам PowerPC G3 не справлялся с отрисовкой всей этой красоты (а акселлератор графики Quartz Extreme с пробросом рендера на GPU тогда еще не придумали). В итоге, от таких мыслей возникали большие обсуждения по поводу необходимости вообще таких изменений, а уж критики на многие интерфейсные решения было читать не перечитать. Одно только яблоко посреди полоски меню чего стоило (см. выше).
А уж сколько функциональности было выброшено при переходе на новую систему — считать не пересчитать. Навскидку из особо запомнившихся была поддержка огромного количества устройств, драйвера для которых надо было переписать. Или отсутствие поддержки DVD-плеера или возможности записи диска, которые, если мне не изменяет память, появились где-то в районе 10.2 — через полтора года после выпуска первого официального релиза Mac OS X 10.0 в марте 2001 года. «Нет, Apple никогда такого не делала!» — пишут в интернете критики, даже примерно себе не представляя что Apple делала в прошлом, когда эти критики пешком под стол только начинали ходить. Mac OS X в начале 2000-х годов эволюционировала очень быстро — уже через полгода вышла версия 10.1, которая существенно «ускорила» работу операционной системы, вытерпеть которую до этого мог только очень терпеливый человек. Через год появилась 10.2, добавлявшая многие недостающие функции, а где-то примерно в районе 10.3 (еще через год) Mac OS X примерно восстановила набор функциональности, сравнимый с Mac OS 9, существовавшей до этого. (Но официально Стив Джобс похоронил Mac OS 9 в 2002 году на WWDC в Сан-Хосе, причем реально похоронил — я, наверно, никогда не забуду тот гроб на сцене и огромную коробку Mac OS 9 в нем).
Сегодня Apple способна развивать операционную систему гораздо более быстрыми темпами — это совсем другая компания, чем 10–12 лет назад. Движение в сторону радикального упрощения интерфейса, чтобы затем постепенно его развивать и улучшать — это именно то, как Apple всегда работала, и продолжает работать. Постепенное убирание «матраса» в OS X, снижение прозрачности и проч — именно так выглядит настоящий процесс: real artists ship. Постоянно дорабатывать продукт, не выпуская его на рынок, чтобы собрать реальный фидбек от реальных пользователей — это увеличивать вероятность провала выпуска идеального (по мнению разработчиков) продукта, где это мнение может радикально разойтись с мнением пользователей.
Многие жалуются на низкое качество иконок в iOS 7 и вообще графики. Я уже неоднократно говорил о том, что Джони Айв был назначен ответственным за интерфейс всего 8 месяцев назад — этого, очевидно, достаточно, чтобы придумать концепцию, но явно недостаточно, чтобы вылизать все детали. Оставшиеся 2–3 месяца до релиза в Apple будут посвящены в том числе и этому — многие разработчики в компании этим летом не уйдут в отпуска, и будут работать с овертаймом, чтобы компания смогла выпустить законченный продукт. Разработчикам и так непросто, в условиях «удвоенной безопасности», которую пообещал Тим Кук год назад, меры, предпринимаемые Apple и правда беспрецедентные — разработчики получили графические ресурсы в последний момент, а используемые ими прототипы для разработки могут содержать в себе защитные экраны, искажающие цвета. Кстати, обратите внимание, что iOS 7 доступна пока что только для iPhone, у разработчиков просто не хватило времени довнедрить все графические ресурсы в iPad, что вполне объясняется вышеуказанными причинами.
Я как человек, который ответственен за не один десяток приложений в App Store (и не только для этой платформы), в новой версии iOS вижу очень много интересного, что позволит создавать еще более функциональные и еще более привлекательные визуально приложения, с интерфейсом, который будет гораздо более понятен пользователю и сфокусирован на том, что важней всего для пользователя. А интерфейс iOS 7 будет совершенствоваться со временем, как дорабатывался и совершенствовался интерфейс OS X, включая новые визуальные решения, новую функциональность, новые API для разработчиков. И разработчики подтянутся, что позволит в целом вывести платформу на совершенно другой уровень — факт, возможно, пока что плохо доступный для всех тех, кто продолжает нытье по поводу дизайна новой версии iOS.
А вот эти записи из блога, любовно отобранные нашими заслуженными роботами, могут оказаться по теме статьи:
Ответы Apple по поводу местоположения пользователей Правда про Apple, безопасность Маков и ответственность 5 тактик Apple по привязке к себе пользователей