Переезд SRE в Германию. Поиск работы и виза
Всем привет.
Хочу поделиться историей своего переезда в Берлин на роль site reliability engineer в ковидную эпоху. Дальше я расскажу свои мысли и опыт от принятия решения по поиску работы до переезда в Берлин.
Причины
Начало 2021 года было не совсем радостным, ковид продолжался, рубль обесценивался, все дорожало, нужно в очередной раз просить повысить зп чтобы не откатиться в реальных доходах, в России во время и после митингов били людей и сажали в СИЗО. В Санкт-Петербурге, где я жил, многое стало меня сильно огорчать и раздражать. В этот момент я по настоящему серьезно задумался о том, что было бы неплохо попытаться поработать и пожить где-то за пределами РФ. До этого момента я тоже подумывал о переезде, но меня останавливали мысли о моих навыках английского и что это все жутко сложно.
Английский
В марте я нашел нескольких преподавателей на italki и стал заниматься по 3–6 часов в неделю. Мой уровень был где-то на pre-intermediate. Но разговорный навык был еще хуже и разговаривал я с трудом. Результат от занятий был неплохой, я стал хорошо строить предложения и уверенно говорить. Но надолго меня не хватило и в начале лета я подзабил на все, прекратил занятия и пытался отдохнуть. В августе я возобновил занятия с уклоном в разговорную практику. К середине-концу сентября я решил, что я смогу что-то наболтать о себе и надо бы попробовать походить на настоящие собеседования и посмотреть как там оно.
Мои исходные данные
Мне 28 лет на момент переезда. Супруге было 26. У меня есть диплом бакалавра по направлению «Прикладная информатика». Я работал на позициях системного администратора, DevOps, SRE в крупных компаниях РФ. У меня был большой опыт в инфраструктуре и построении разных по размеру и сложности систем. Их траблшутинге, мониторинге и различных улучшения и т.п. Я знаю go, python — делал различные сервисы на этих языках (cli, api, web-view, пилил различные фичи в форки opensource проектов облегчающие внутреннюю эксплуатацию). И могу немного в js, например сделать более-менее красивую и удобную форму или админку.
Немецкий язык я не знал, кроме фраз из фильмов о 2-ой мировой войне и счета от 1 до 11. Конкретно про Германию мы не думали. Обсудив планы с женой, мы решили попробовать перебраться в Нидерланды (high skilled migrant) или Германию (blue card). Мы были в этих странах, немного представляли, а жизни в них. Также в этих странах относительно простые миграционные правила.
Поиск работы
Я хотел пойти на позицию SRE или инженера связанного с инфраструктурой и платформой. Также поглядывал в сторону DevOps — позиций, но часто я не был уверен насчет соответствия моих и требуемых навыков. Также из-за специфики российского рынка (хотя сейчас уже многие компании используют инфраструктуру облачных провайдеров) у меня много опыта в построении инфраструктуры и приватных облаков на своем железе.
В публичных облаках навыков у меня особо нет, не считая каких-то мелких проектов для обучения или пет-проектов в aws/gke и построении инфры для мелкого сервиса в одном из публичных облаков от российских провайдеров.
В Европе же на кучу позиций SRE/DevOps требовался опыт в aws/gke/azure в несколько лет. В меньшем количестве позиций опыт с публичным не требовался или подходил навык работы с аналогами публичных облаков.
Для поиска вакансий я использовал stackoverflow (уже закрылся), linkedin, xing и сайты понравившихся мне компаний. По моему опыту, можно откликаться на немецко-язычные позиции и получить приглашение на собеседование. Но скорее всего будет отказ, мне ответили только 2/5 компаний.
Для начала я решил отправить пару откликов на позиции чисто для тренировки, нашел несколько подходящих вакансий в Нидерландах и Германии и отправил резюме + сопроводительное.
Первые собеседования
Спустя несколько дней получил один отказ и 2 приглашения. Я обрадовался и испугался, так как было очень страшно общаться на английском с кем-то от кого зависит твое приглашение на следующие этапы. Еще я представлял, что у всех будет просто идеальный английский. Но это было мое заблуждение. Еще одно переживание было о том, что могу попасть на кого-то с жутким акцентом, но мне повезло с этим и не пришлось смотреть видео про разницу веб и апликейшн серверов для тренировки навыка распознавания акцентов.
И вот 1-ое интервью, я жутко нервничал и переживал перед ним. Но когда мы начали общаться, то я немного расслабился, так как у интервьюера был вполне понятный английский. Но я все равно нервничал достаточно, чтобы ошибаться, путаться и делать ошибки. На следующий день получил фидбек с отказом, что у меня недостаточно навыков коммуникации и бизнес мышления для их компании, что меня расстроило, особенно часть про коммуникацию.
Перед 2-ым интервью на меня стал давить еще и фидбек от первого и я переживал насчет английского. Но все прошло хорошо, мы мило пообщались. Выяснив детали и требования работы в компании, и обсудив мои скиллы, мы решили, что это не совсем то, кого они ищут и что я хочу. На следующих собеседованиях все стало спокойнее и проще для меня и я уже не так переживал.
Собеседования продолжаются
Я начал искать интересные продуктовые компании в Германии и Нидерландах, также фильтровал позиции по требованиям об опыте работы в публичных облаках. Таких вакансий было не очень много, но достаточно. Я составил шаблон сопроводительного, который бы подходил на 95% позиций и стал рассылать везде и всюду.
Также ко мне приходили люди в LinkedIn и Xing, но релевантных предложений было около половины. Остальная половина рекрутеров c релевантными предложениями узнав, что я в России и мне нужно делать визу, часто отвечала, что нужен кто-то уже с необходимыми документами. На Xing в основном мне предлагали позиции с обязательным знанием немецкого языка. В итоге только около 20% от всех написавших мне были готовы пообщаться.
После массовой рассылки резюме, мне начали приходить отказы и приглашения. Часть компании вообще не отвечала долгое время. От 2-х компаний в Нидерландах я получил приглашение на 1-ый собес больше чем через месяц, когда уже принял оффер.
После 3–4 интервью, я стал чувствовать себя достаточно уверенно и мог почти без проблем рассказать про себя, свой опыт и обсудить что-то.
Про уровень английского у собеседующих, в целом у всех был up-intermediate и выше. Было несколько нейтивов, но проблем особо не возникло. Если у вас уровень intermediate+ , то смело можно идти.
Для меня статистика по откликам/собеседованиям получилась какая-то такая:
Процесс собеседований
В большинстве компаний процесс интервью похожий. У меня спрашивали похожие типы вопросов. По типам интервью почти везде у меня было примерно так:
Скрининг интервью с hr
2–3 технических собеседования и иногда общение с командой в которую открыта позиция
Собеседование с head of infra или кем-то, кто понимает в бизнесе
Если все ок, то встреча и обсуждение условий оффера.
Но в основном я отправлял отклики в не очень большие, по российским меркам, компании — 100–500 человек. В крупных компаниях все может быть иначе.
Распишу подробнее про каждый этап:
Скрининг - тут все стандартно. «Tell me about yourself» и вопросы про опыт, твои цели, что ищешь, что нравится в вакансии, компании и т.п. У меня ни разу не спросили вопрос про «твои сильные/слабые стороны». Хотя я читал много отзывов, что часто спрашивают этот вопрос. Ничего сложно в целом.
Технические интервью — обычно структура этого этапа была примерно такой:
Вопросы про технологии на текущем проекте. Что использовал, как и зачем, какие проблемы решил. Интервьюеры хотят получить ответ с техническими деталями и задают дополнительные вопросы по ним.
Вопросы про технологии из резюме или достижения. Если написал про какую-то свою разработку или улучшение, то надо быть готовым рассказать и ответить на вопросы об этом. О достижениях обычно хотят услышать про то, что было до, что сделал, что стало после.
Теоретические вопросы. У меня спрашивали про Linux, сеть, программирование и разные технологии из моего резюме. Хороший список вопросов по разным топикам есть в этом репо.
Вопросы по стеку технологий используемых в компании. Тут обычно спрашивали про технологии и задачи, которые были указаны в описании вакансии. Как правило мои знания и требования пересекались, так что проблем не возникало.
Еще можно попробовать поискать доклады или технические статьи от компании, куда вас пригласили. Можно поискать также какие-либо доклады или выступления от людей, которые будет вас собеседовать. Обычно в приглашениях на созвон есть имена. Часто можно найти что-то интересное, что может помочь лучше ответить на все вопросы.Какие-либо задачи.
5.1. Кодинг. Просили написать что-то простенькое на python/go или ansible/salt/puppet (небольшой сценарий для ansible/salt/puppet; дернуть что-то из api и подсчитать результат; прочитать данные и отправить/записать их в другое место). Я бы не отнес это к прямо к типичным кодинг интервью, так как задачи были на 10–15 минут плюс около 5 минут обсуждение. Просто смотрели действительно ли я могу в то, что написал в резюме. Алгоритмических задач у меня почти не спрашивали.
5.2. Вопросы про system design, процессы и тп. Просили спроектировать отдельный кусок или полную архитектуру сервиса. Или рассказать как бы я настроил мониторинг какого-либо сервиса или построил пайплайн.
5.3) Решение или поиск проблемы (в консоли, grafana/prometheus, k8s). Озвучивают проблему и дают доступ куда-либо (ssh/grafana/k8s cluster). Нужно что-то потыкать, поглядеть и починить. Или понять когда проблема началась и из-за чего могла возникнуть и предложить пути решения.
Собеседование с head of infra — меня спрашивали про мотивацию, причины поиска работы, цели, чем я хочу заниматься и т.п. Еще могут спросить пару базовых технических вопросов. Также много где еще интересуются про опыт работы в мультикультурных командах, узнают про твое отношение к разным национальностям и ориентациям.
История одного проваленного собеседования
Я также подавался на SRE в одну большую и известную компанию. Там 1-ый раунд — это пара достаточно простых задач на алгоритмы и несколько траблшутинг задач в консоли. Если прошел, то приглашение на разговор с hr. И если все друг другу понравились, то следом идет алгоритмическая часть. После задачек из 1-ой части, я был уверен, что смогу решить и эти. Но я очень сильно ошибался…
В итоге решил только одну из 2-х задач, но и и то это был неэффективный способ и совсем не то, что хотели увидеть. Так что навык leetcode-а весьма полезен.
Потом вроде бы должны были быть систем дизайн и поведенческое интервью. Но на них я не попал.
Результаты собеседований и оффер
В итоге я получил приглашение где-то на 10 интервью, отправив 20–25 откликов. В итоге получил 2 оффера. На один из этих офферов я очень рассчитывал и принял его в итоге. Плюс я был еще в процессе интервью в еще одну компанию, но после оффера решил не продолжать о чем и сообщил им.
Про другой оффер — он был плюс-минус хороший, но мне не очень нравилась компания и отзывы про большое количество бюрократии в ней.
Про SRE зарплаты в Берлине — в среднем на интервью я слышал про цифры в диапазоне 65–75к для уровня middle. Вероятно, что можно найти и условия лучше, особенно в крупных компаниях. В 2-х компаниях расположенных в западной и юго-западной части Германии мне озвучивали цифры вокруг 60–65к.
Также рекомендую воспользоваться калькулятором зарплат чтобы подсчитать сколько останется на руки. Возможно между неприятной с высокой з/п и приятной с более низкой з/п компаниями будет не такая уж большая разница в деньгах. И возникает вопрос, а стоит ли тратить больше своих ресурсов.
На весь процесс от первого собеседования до подписания оффера у меня ушло чуть меньше полутора месяцев.
И вот когда оффер подписан и можно открывать сайт консульства и пытаться записать себя и супругу на ближайшее время, когда по плану должны быть готовы все документы и переводы и начинать активно продавать вещи.
Немного про зарплаты
Если находится уже в Германии, то рынок доступных позиций и их компенсаций возрастает
Blue card и документы
PS. С началом войны вероятно некоторая информация про визу и документы могла устареть.
Лучший и простейший вариант — это получить Blue Card. Но нужно выполнить 3 условия:
1. Высшее образование по специальности, которое признается в Германии. Тут может пригодится наш диплом, не только же его под селедку подкладывать. Топаем на anabin в раздел institutionen→Suchen и ищем свой университет. Если у него рейтинг H+ или H+/- , тогда повезло и нужно распечатать страницу с информацией об университете. Если университета нет или рейтинг не соответствует требованиям, тогда нужно пройти признание диплома через ZAB. Стоит это около 200 евро и занимает недели 2+ если на руках есть контракт (подробности лучше поискать в интернете).
Затем нужно найти свою специальность в списке на странице университета и тоже распечатать страницу с информацией о специальности. Нужно будет приложить эти распечатки к списку документов на визу.
Если специальности нет в списке университета, тогда стоит поискать ее в разделе hochschulabschluesse на anabin. Нашли там? Тогда печатаем и все хорошо. Если нет — то читаем про признание диплома через ZAB.
2. Рабочий контракт по профилю. У нас уже есть.
3. Хорошая годовая зп. У нас тоже должна быть. Для IT это 43.992 евро на декабрь 2021.
Из плюсов Blue Card — ваш партнер не должен подтверждать навык немецкого языка и может работать кем угодно в Германии.
Компания предоставила мне услуги релокейт агентства, которые могут помочь с подготовкой документов (но можно и самому без проблем найти список необходимого), могут проверить документы и подсказать как лучше сделать, пообщаться с государственными конторами в случае необходимости. Также из их плюсов — это простая запись в Ausländerbehörde (Ведомство по делам иностранцев).
Под требования я подошел без проблем. Осталось сделать перевод диплома и свидетельства о браке на немецкий (в Санкт-Петербурге это стоило около 4к). Также на свидетельстве о браке должен стоять апостиль, и лучше подумать про это и сделать до оффера, так как занимает 1+ неделю.
Список необходимых документов для рабочей визы и визы для воссоединения семьи можно найти на сайте посольства. Ничего сложно нет.
Кстати, сейчас посольства Германии принимают копии рабочего контракта и других документов от работодателя, так что не нужно ждать доставки оригиналов по почте.
По срокам — визы сделали быстро. Я отнес документы в четверг — в понедельник виза была готова. Супруга отнесла в понедельник — в пятницу забрала визу. Вот и все, можно покупать билеты.
Медицинская страховка
Страховка в Германии обязательна. При подаче заявления на визу требуется предоставить incoming insurance, которую нужно покупать за деньги. Но если есть 2–3 недели до похода в посольство, то можно удаленно оформить постоянную страховку. Я оформил государственную страховку в TK посредством заполнения формы на их сайте. Спустя где-то 10 дней, я получил подтверждение которое распечатал и приложил к пакету документов на визу. В моем случае дата въезда в страну и дата начала действия страховки совпадали. Таким образом incoming insurance мне не потребовалась. И когда я вышел на работу, то там меня уже ждала карточка страхования.
Если ваш партнер не работает, то его можно вписать в вашу страховку. Также в страховку можно добавить детей. Для этого необходимо было заполнить еще одну форму и подписать ее, приложить свидетельство о браке и отправить все это через e-mail. Получение подтверждения заняло также около 10 дней.
Помимо государственной есть еще и частная страховка, которая покрывает больше рисков (частично стоматологию), но с возрастом и количеством болячек она будет дороже.
Поиск временного жилья
Пришло время озаботиться поиском и арендой жилья на первое время. Ибо постоянное ну очень снять сложно даже когда находишься уже в Берлине. Удаленно сделать это не реально. Для поиска я использовал wunderflats.com и www.wg-gesucht.de. На 1-ом больше предложений от компаний по недвижимости, на 2-ом предложения в основном от владельцев, которые уезжают на пару месяцев и могут оставить вам жилье. Но рынок по аренде жилья у владельцев полулегальный, часто многие не хотят платить налоги, поэтому могут предложить вам какую-то не совсем стандартную схему передачи денег. Но нужно быть осторожным и внимательным, все хорошо проверять и не нарваться на мошенников. Нормально просить документы, прежде чем что-то подписывать или переводить.
Также что важно во временном жилье — это возможность зарегистрироваться в нем (anmeldung) и возможность повесить листочек со своей фамилией на почтовый ящик. Не все владельцы позволяют это сделать.
Мы нашли жилье через wg-gesucht на 3 месяца. В целом это было не очень сложно, единственно что — это нужно понравиться владельцу в процессе интервью, чтоб случился мэтч и владелец был готов оставить вам жилье на время своего отсутствия.
Переезд в Берлин
И вот наступил момент, когда вещи проданы, квартира арендована, билет куплен и почти пора выдвигаться.
И вот мы прилетели, здравствуй Берлин. Но на границе нас ждала здоровенная 2-x часовая очередь из желающих въехать, которая продвигалась жутко медленно.
На этом мой рассказ подходит к концу. О первых шагах на месте было рассказано достаточно много в других статьях, но возможно позднее я тоже распишу свой опыт.
Все спасибо за чтение.