Переезд, как два пожара? Еще раз о релокации персонала
Однажды мы решили расширить географию своего присутствия и открыть R&D центр Parallels в Эстонии. Почему именно на эту прибалтийскую страну пал выбор и что делать, если вы вдруг решите пойти по нашим стопам, в рассказе директора по персоналу компании Татьяны Дьяконовой.
Окно Европы
Не секрет, что ежегодно нашу страну, к сожалению, покидают талантливые люди. Кто-то едет за границу в поисках лучшей жизни, кому-то хочется изменить жизнь и попробовать что-то новое. Так или иначе проблема «текучести мозгов» существует. Особенно тема актуальна для представителей интернациональных профессий: программисты, инженеры, врачи. Вот, например, список тех, кого ждут в Канаде.
Мы не стали сидеть сложа руки и ждать, когда вопрос «утечки мозгов» материализуется в нашей компании, поэтому решили действовать на опережение, предложив сотрудникам релокацию в одну из европейских стран.
С одной стороны, у компании на тот момент было уже более десяти офисов по всему миру, а с другой — все они были в значительном удалении от главного R&D центра в Москве. Так возникла идея перевести часть команды разработчиков в Таллин.
Но почему именно Эстония?
Мы рассматривали различные варианты для релокации. Германия, Чехия, Польша, все они прекрасны, но имеют ряд особенностей. В пользу Эстонии было то, что почти половина страны говорит по-русски, а до Москвы можно доехать на любом ночном поезде. Помимо этого, там очень продвинутая модель электронного правительства, значительно упрощающая все организационные аспекты. Кроме того, в стране ведется реальная работа по привлечению инвесторов, стартапов и других перспективных проектов. Не случайно Microsoft, Skype другие компании тоже тут поселились.
Кстати, каким должно быть электронное правительство на самом деле можно прочитать на Хабре, например, здесь.
Решено! Едем!
Итак, мы решили перевозить команду. Но делать нам это предстояло в режиме «ошпаренной кошки». Найти офис, жилье для сотрудников и членов их семей, оформить все необходимые документы, на все про все два месяца. На другой стороне: сохраненный персонал, высокая удовлетворенность, дополнительная мотивация и целостность всех рабочих процессов.
Нам было проще, поскольку изначально мы работаем на технологичном рынке, а для IT компаний в Эстонии благоприятный инвестиционный климат. Здесь есть национальные институты поддержки бизнеса, такие как Фонд содействия развитию предпринимательства (EAS), оказывающий всестороннюю поддержку. Посмотрите, как выглядит наш умный офис в Таллине.
Не так страшен чёрт, как его малютка
На самом деле все что касалось организационных моментов связанных с переездом, оказалось вполне реализуемым, особенно с учетом привлечения местных специалистов. Мы проанализировали рынок и нашли компанию, специализирующуюся на релокации персонала в Эстонию. Команда Movemytalent значительно упростила нашу жизнь. Поэтому, если вдруг судьба определит вам заниматься релокацией сотрудников в Эстонию, смело смотрите в их сторону.
Про стоимость жизни, зарплаты и компенсации
На самом деле, еще один вопрос, связанный с релокацией — это зарплата. Просто конвертировать московский оклад из рублей в евро будет недостаточно. Для выработки корректного подхода к компенсациям стоит ориентировать на два фактора: данные по зарплате на локальном рынке (Salary surveys) и показатели стоимости жизни (COLA).
В качестве барометра могу рекомендовать посмотреть здесь и здесь. Помимо этого, стоит учитывать различия в ставке подоходного налога, а также налог на специальные льготы. Парадоксально, но чтобы организовать в Таллине корпоративный праздник в стоимость его проведения стоит включать дополнительные налоги. Но это местная специфика и очень быстро привыкаешь с ней работать.
Еще одно открытие — медицина. Местные жители благополучно пользуются государственной программой ОМС. Работодатели редко предоставляют ДМС в качестве бенефита. На рынке вообще мало коммерческих страховых компаний. Например, тендер по страхованию сотрудников у нас не состоялся по причине практически отсутствия провайдеров ДМС на локальном рынке.
Миграционные аспекты
Все оказалось намного проще, чем мы думали! Здесь вас ждет всего три основных этапа:
- Регистрация краткосрочной работы в Департаменте полиции;
- Получение долгосрочной визы → въезд → трудоустройство;
- Получение вида на жительство
На всех этапах существует удобный удаленный процесс подписания и подачи документов в государственные органы.
Вместо эпилога
Мы перевезли около сорока сотрудников вместе с членами их семей. Это были ключевые разработчики с высокой мотивацией к переезду. В силу разных причин несколько первых «переселенцев» вернулись на Родину. Для кого-то было сложно жить вдали от родных, близких и друзей, кому-то показалось, что качество жизни в Европе и России мало чем отличается. Что касается наших задач, то в целом компании их удалось достичь: отряд не потерял своих бойцов, а NPS остался не уровне «здорового человека». А доводилось ли вам релоцировать команду? Поделитесь опытом в комментариях. Спасибо.