Патентные войны: место встречи — США

6c93656ef7fa474b99d2009969dd0875.png

Вот таким витиеватым заголовком хотелось бы обозначить данный пост. Он повествует о том, как мы в Parallels работаем с патентами. На самом деле у нас их очень много, и мы постоянно пополняем патентный портфель, и на то есть одна весомая причина. Из этой статьи вы узнаете зачем заниматься патентованием и где лучше всего защищать свои права.

Патентовать или не патентовать, вот в чем вопрос


Нужно ли патентовать свои разработки и изобретения? Если вы занимаетесь бизнесом и зарабатываете деньги, то конечно нужно. Ведь иначе кто-то может запатентовать, казалось бы, разработанную вами технологию раньше вас и ее использование станет проблемой. Финансовой проблемой.

40439d093ec049378893e23fc7170517.jpg

Патенты — это территориальные права. Патент защищает изобретение в той стране, в которой он зарегистрирован. То есть, если ты хочешь на кого-то подать в суд или наоборот защититься от иска, необходимо иметь зарегистрированный патент в конкретной стране.

Возникает вопрос, как и где нужно патентовать свои технологии? Существует масса различных подходов к патентованию: можно получить патент в России, воспользовавшись одной из международных конвенций — Парижской, Европейской, Евразийской или какой-либо другой, но многолетний опыт работы Parallels на рынке показал, что патентные споры чаще всего сводятся к решениям в американских судах. А в США, если вы не имеете американского патента (USPTO), значит вы проиграете.

e29c4616a40a42038f6b551b19976270.jpg

Почему так происходит? Дело в том, что за последние несколько десятков лет именно на территории США было накоплено больше всего интеллектуальной собственности, а объем патентования в Штатах — самый масштабный. Но и это еще не все — в Америке находится самый большой рынок ИТ-технологий, и именно там работают или имеют представительства подавляющее большинство ведущих технологических компаний. В результате площадкой де-факто для любых более-менее крупных патентных споров становится именно США. Нет, никто не отрицает возможности признания локальных патентов в разных странах, но в условиях доминирования североамериканского рынка эти потери будут куда меньше, чем отказ в интеллектуальной собственности на наиболее емком рынке. Так что, мы целенаправленно расширяем свой патентный портфель в Штатах, и практика показывает, что это вполне оправдано.

Что патентовать?


Прежде чем поделиться ответом на этот вопрос, который мы выработали внутри компании, расскажем немного о ситуации в патентном пространстве. Дело в том, что очень многие технологии и решения оказываются похожи друг на друга — точно также как телефоны Apple и Samsung. В результате выяснить кто все-таки прав, а кто виноват, может только суд, но очень часто патентные дела даже не доходят до суда, потому что у компаний копятся взаимные претензии по использованию интеллектуальной собственности. Очень часто оказывается так, что организациям проще договориться друг с другом напрямую, чем тратить значительные средства на патентные тяжбы, если не очевидно, кто окажется прав в суде.

282e7b9b3e6541f1968697df95b2c93c.jpg

Дело в том, что успешная компания всегда сталкивается с претензиями по использованию чужой интеллектуальной собственности. Вопрос состоит не в том, будут ли на вас подавать в суд — вопрос в том, когда это произойдет. И чем больше годовой оборот вашей фирмы, тем больше вероятность, что к вам будут претензии у кого-то из правообладателей уже в ближайшее время. И наличие собственных патентов на каждую «фишку» и разработку повышает ваши шансы отбиться от жаждущих наживы правообладателей и даже предъявить встречные претензии.

Учитывая все вышесказанное, мы уверенны, что рассматривать к патентованию надо все возможные идеи, которые появляются у разработчиков. Однако при этом необходимо учитывать 3 важных критерия: патентоспособность/новизна, полезность и неочевидность.
 

Стоимость патентования


Обращаясь в различные патентные агентства можно столкнуться с разнообразными предложениями и ценами, но в реальности на наш взгляд средства стоит тратить именно на американский патент. Во всяком случае приоритетной для Parallels страной являются именно США. Это один из ключевых для нас рынков. Хотя, например, для hardware продукта и блокировки его копирования, приоритетом может быть Китай. Стоить патент может $15–35 и более тысяч долларов, если мы говорим о lifetime-защите интеллектуальной собственности. Конечно, не каждый стартап может поднять такую цену, но на этот случай существует предварительная заявка, которая стоит $3 тысячи и может быть переведена в статус постоянного патента в течение года. Такой подход позволит защитить свою интеллектуальную собственность, отсрочив при этом основные платежи.

9d25bab3cf8f4692ae6210dd416dc454.jpg

Творчество приветствуется!


В Parallels, например, патентование является одним из краеугольных камней развития. Перед тем, как мы вводим новые функции в продукты, наши разработчики и инженеры получают возможность описать и формализовать их, чтобы заполнить очередную патентную заявку. Более того, мы всячески поощряем и награждаем творческих и инициативных людей за помощь в патентовании новых возможностей. Согласитесь, как приятно описать собственноручно созданный функционал, а также получить за это бонус от компании!

2a9b8445ecfc4d899b5a835b77dabf06.jpg

Сама процедура состоит из нескольких стадий. После представления описания изобретения человеку, отвечающему в компании за интеллектуальную собственность, необходимо выявить возможность патентования представленной идеи, опираясь на приведённые выше критерии. Далее патентными поверенными составляется заявка на изобретение, которая подается в патентный офис необходимой страны. Во время рассмотрения офисом заявки могут возникнуть некоторые вопросы касательно изобретения, которые могут затянуть весь процесс. В итоге, при успешном прохождении всех стадий вы получите грант на свое изобретение!

Впрочем, собственность можно и украсть, если кто-то начинает понимать ее ценность и незащищенность. Поэтому при работе с патентами мы руководствуемся следующими правилами:

1. Не обсуждать свои планы патентования в открытую
2. Ни в коем случае не обсуждать их с конкурентами
3. Работать только с четким и понятным договором с патентными поверенными
4. Не выпускать новые функции, пока по ним не поданы заявки

Такой подход уже доказал свою состоятельность для защиты интеллектуальной собственности по всему миру. Расширяя патентный портфель каждый год, мы успешно выигрываем в патентный войнах и стимулируем сотрудников создавать новые, интересные концепции, делая их работу более творческой.

3f624c40369c44c78ced0fba4aae6e55.png

Каждой компании нужно свое количество патентов, но по общепринятым нормам считается, что успешному стартапу требуется 3–5 патентов изначально плюс как минимум по 1 патенту в год на каждых 3 инженеров-разработчиков. Но если у вас есть возможность, и есть что патентовать — не стоит откладывать это в долгий ящик, даже если автор идеи говорит, что она незначительна. Ведь если вы что-то внедряете в свой продукт, значит в этом уже есть ценность, и значит у вас могут возникнуть патентные риски. Так что дело за малым: найти достойную идею и деньги на ее патентование.

Комментарии (1)

  • 31 октября 2016 в 10:20

    0

    Из поста не очень понятно что именно вы патентуете. Есть какие то конкретные примеры, когда патентование помогало? Были ли случаи отклоненных патентов? Пост по сути вышел пустым и без полезного контента.

© Habrahabr.ru