Параллельный импорт электроники в РФ привёл к нехватке складов и логопарков в СНГ

bf7bf755f3d72b0fd6e264c3fa3410b1.jpg

Число запросов российских компаний на склады в постсоветских странах к началу весны увеличилось вдвое, почти до 400 тыс. кв. м, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные NF Group. Интерес к рынкам СНГ начал резко расти в 2022 году, когда потребовалось налаживать логистические цепочки для параллельного импорта в Россию, отмечают аналитики.

Беларусь, Казахстан и среднеазиатские страны стали основным альтернативным каналом ввоза продукции из Европы, США, Японии в РФ и вывоза российских товаров на зарубежные рынки, пояснили в ГК «Деловые линии». Появление транзита через третьи страны увеличило спрос на кросс-доковые операции, добавил директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов.

По данным Федеральной таможенной службы, к декабрю 2022 года объём параллельного импорта достиг $20 млрд, или около 2,4 млн т товаров. Ряд международных компаний рассматривает работу в СНГ как возможность для продолжения бизнеса с РФ, добавил Евгений Макаров, вице-президент Noytech Supply Chain Solutions по складской логистике.

Основной спрос на склады в постсоветском пространстве формируют крупные ретейлеры из e-commerce, и логистические операторы, отметили в NF Group. Около 80% запросов исходит от Wildberries и Ozon, подтвердил коммерческий директор девелопера логопарков Ghelamco Александр Перфильев.

В декабре казахстанское издание «Капитал» сообщало, что Wildberries предложили два складских помещения и участки под строительство логопарков в Астане и Алматы. В компании сообщили «Ъ», что постоянно находятся в поиске новых складских площадей для повышения скорости доставки заказов и поэтому есть потребность в таких объектах в других странах.

В январе 2023 года Ozon открыл сортировочный центр и офис в Бишкеке, а в феврале запустил первый фулфилмент-центр на 10 тыс. кв. м в Казахстане, рассчитывая сократить сроки доставки в РФ в полтора раза. По словам операционного директора Ozon в СНГ Алексея Сапона, с 2021 года у маркетплейса есть логистическая инфраструктура в Беларуси, Казахстане и Киргизии, что позволяет увеличить на 50% число продавцов из этих стран на онлайн-площадке и снизить стоимость доставки.

Однако заметный рост спроса российских компаний на складские помещения в странах СНГ столкнулся с серьёзной нехваткой предложения. По словам партнёра NF Group Константина Фомиченко, в Казахстане, Грузии, Армении, Киргизии и Таджикистане свободных площадей практически нет, в Беларуси уровень вакансии в логопарках не превышает 2,8% из 1,6 млн кв. м готовых объектов, в Узбекистане — 4,5% из 207 тыс. кв. м.

В сложившейся ситуации один из выходов — заключение российскими компаниями в СНГ сделок built-to-suit (заказ строительства складов под свои нужды), считает старший директор отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антон Алябьев. Но, по его словам, проблема — в отсутствии на этих рынках профессиональных девелоперов логопарков, поэтому на этих рынках активно могут начать реализовывать проекты built-to-suit российские застройщики.

© Habrahabr.ru