Ответы на комментарии к статье «Что делать, когда преследует бывший… работодатель?»
Syn ack, Хабр!
Статья Что делать, когда преследует бывший… работодатель? очень хорошо была воспринята айти сообществом. Та самая статья набрала более чем в 2 раза больше просмотров, и это благодаря вашей поддержке!
Большое спасибо всем, кто прочитал, комментировал и повышал карму!
Честно говоря, я не предполагал, что мой 2022 г. начнется именно с такой статьи, но Леха поменял все мои планы на публикации.
В этой статье я постараюсь ответить на самые частые и важные вопросы, которые вы задавали в комментариях к публикации.
А где название компании?
Даже если и так понятно
Если та самая статья является вымышленной, то вот мое преследование и шантаж вполне реальны. Почему тогда я не называю имя компании, которая организовала всю эту историю с Лёхими парнями? На это есть несколько причин.
Во-первых, нельзя просто так взять и обвинить большую компанию в какой-либо незаконной деятельности — для этого нужны веские доказательства, а еще лучше решение суда или материалы следствия (при условии, что их можно разглашать) иначе она просто напросто подаст в суд на вас за клевету.
Конечно, всегда можно прибегнуть к филологическому кунг фу и к имени любой компании добавлять вводные слова: наверное, может быть, точно, но не факт. В этом вопросе разбираются, кстати, наши товарищи с antijob.net — они будут отставивать ваши отзывы о работодателе до последнего, и даже когда их будет блокировать роскомнадзор.
Я для себя рассматривал такой вариант, но посчитал, что, по крайней мере на текущий момент, он является скорее деструктивным, чем необходимым.
Во-вторых, есть шанс, что меня просто пытаются использовать для определенных игр, например, собственники компании, решающие свои внутренние противоречия таким образом. Просто подумайте с точки зрения логики — зачем было устраивать весь этот цирк? Любому, кто знаком с темой удаления материалов в интернете и знает как это делается «по-нормальному», ясно что то, что происходило со мной — это просто какой-то сюрреализм. Конечно, проще всего все списать на тупость заказчиков, но я всегда стараюсь до последнего отвергать этот вариант особенно со стороны тех, кто обладает внушительными капиталами. Ну и всегда остается вероятность, что это какая-то личная инициатива сотрудника, который еще и захотел себе премию перед Новым Годом, поэтому так неаккуратно форсировал преследование и шантаж.
В-третьих, моя статья о преследовании и изложенный в ней материал стали большой неожиданностью для сотрудников бывшего работодателя, и даже среди топ-менеджмента (возможно неожиданность от некоторых наигранная, но сути это не меняет). Это подтверждает правильность выбора моего пути, позволяет компании разобраться и принять меры по отношению к тем, кто подсылает ко мне Лёхих парней, и сделать это лучше как можно раньше, пока с Лехой не заговорил следователь. Потому что Леха, как мы знаем, действовал от имени компании.
Более того, если компания найдет, кто посылает ко мне Лёхих парней, и примет меры по отношению к ним, то лично я буду считать конфликт завершенным.
Зачем было вываливать грязь на бывшего работодателя?
Черно-белая оценка убивает мысли
Я не вывалил грязь на бывшего работодателя. Я придумал вымышленную историю, но даже эта вымышленная история оставила неоднозначную оценку у аудитории. Многие задавались вопросом: «А в чем собственно была проблема такого же отношения к сотрудникам, как к клиентам? Пока ты работал, все же было классно, и, даже когда тебя уволили, тебе потом выплатили пособие. В чем суть вопроса вообще?».
Наличие такого рода вопросов уже говорит о том, что компания из вымышленной истории не красилась однозначно в черный или белый цвет. Как же сложно, оказывается, выразить в интернете мысль, которая не сводится к черной или белой оценке, но я все же попробую: я не давал какую-либо оценку деятельности ни вымышленной компании, ни какой-либо существующей в реальности. Я использовал вымышленные события для того, чтобы донести простую мысль — отношение к клиентам и способ заработка компании отражается и на сотрудниках!
Надо было сразу обращаться в МВД, ФСБ, ГРУ, ЦРУ, МФЦ и КГБ
Как же его не хватает
До того, пока Леха не пришел ко мне, мне вообще-то не о чем было заявлять. На тот момент у меня были только видео с камер ЖК с мутными мужиками и показания жены. Я не разбираюсь в уголовном праве, но, мне кажется, этого не достаточно для того, чтобы было заведено дело.
Более того, с конца сентября и до конца декабря я жил своей жизнью, работал и занимался своим open source проектом. У меня были все основания считать, что конфликт исчерпан.
И вот только когда Дед Мороз Леха принес мне мешок артефактов, а потом стал угрожать по телефону, у меня появилась хорошая доказательная база для заявления в полицию.
Интересно, что многие в комментариях реально считают, что этого в принципе достаточно — просто написать заявление в полицию и придет антиудолятор и порешает ваши проблемы. Но нет, на самом деле, все намного сложнее. Например, у меня есть основания полагать, что Леха может «по-тихому» решить вопрос с заявлением, и, в том числе, поэтому нужна публичная огласка.
Кто такой Леха?
Кто понял, тот понял
Как оказалось, кто такой Леха, не знают и сотрудники компании бывшего работодателя. Оно и понятно — в штате такие люди не числятся, на корпоративы не ходят и предназначены для «специальных задач».
Вообще Леха производит впечатление мужчины возраста, примерно, 31 года. Не смотря на то, что он пытался установить дружеский контакт со мной, он не выглядит человеком, которому можно доверять — возможно, это было проблемой для него и на прошлом месте работы, и ему приходится теперь ходить и «удолять» статьи по заказу.
А вообще, если компания бывшего работодателя действительно хочет понять -а кто такой Леха, и кто его ко мне подсылает, она всегда может обратиться ко мне, и я смогу предоставить всю имеющеюся у меня информацию.
Автор — левый марксист, поэтому статьи неправильные
Мы на разных уровнях
Ну что же, самое время совершить coming out — по убеждениям я — левый марксист! И кстати, увольнение из компании бывшего работодателя послужило хорошим катализатором в сторону принятия мной моих современных убеждений.
Да, я люблю левые идеи, но знаете кто еще их любит? Наши горячо любимые АйТи компании! Потому что как иначе объяснить то, что когда ты хочешь получить прибавку к зарплате, твоя компания будет придумывать тебе справделивые системы для распределения благ, вместо того, чтобы просто заплатить тебе рыночную цену. Да, многие уже давно забили на всю эту пропаганду performance review и просто получают оффер в других компаниях, но левая пропаганда капиталистических айти компаний на этом не ограничивается и сводится к сплочению коллектива, чтобы все мы были как одна большая семья с равными возможностями — только работай усерднее и тебя обязательно заметят!
Только остается не ясным, если мы все одна большая семья, почему сотрудников на ключевые должности назначаем не мы? Почему, как правило, их качество оставляет желать лучшего? Или — почему новые члены семьи получают зарплату больше, нежели те, что давно работают в компании? Почему о рыночке вспоминают только когда нужно обьяснить зарплату топ-менеджмента (больше твоей в десятки раз), но когда речь заходит о твоей зарплате, о рыночке вдруг забывают, достают красные знамена, плакаты советских пропагандистов и тебе нужно доказывать, как хорошо ты поработал и на сколько хорошо ты вписывался в коллектив?
Обычно, в таких случаях все сводится к частности — ну, мол, просто собственники не такие, как надо, или сотрудники просто ленивые и не хотят работать или вообще: «Капитализм в стране неправильный». Таким подходом можно обьяснить вообще все что угодно, но марксизм — это, прежде всего, философская концепция, и она не терпит личностного подхода. Марксизм ставит вопрос не «Кто?», а «Почему?». И вот когда Маркс и Энгельс решили ответить на этот вопрос «Почему?», оказалась, что причина, по которой наши АйТи компании вынуждены прибегать к левой риторике заключается в основном противоречии капитализма:
Противоречие между общественным характером процесса производства и частным характером присвоения
Как правило, это противоречие сводят к неравномерному распределению прибыли между сотрудниками и собственниками, но, на самом деле, оно гораздо глубже! Проявляется оно как раз в те моменты, когда вам ставят абсолютно не разбирающегося в деле начальника или менеджера, но разгребать задачи в Jira приходится именно тебе и твоим коллегам! Ваш работодатель будет рассказывать вам о большой семье и о справедливом распределении благ, по сути являясь главным пропагандистом левых идей, хотя сам будет являться капиталистом, потому что вынужден это делать. Современные средства производства требуют коллективной, слаженной работы, а вот те, кто присваивают себе прибыль могут быть свободными и независимыми.
Еще больше это противоречие проявляется, когда собственник относится к компании, только как к источнику прибыли — когда он вообще не понимает, за счет чего живет его компания и каким образом производит продукт. Иногда такой конфликт выливается в скандалы, как мы видели с XSolla. Сторонники правой идеи, вы можете объяснить, как такое явление, как то, что было в XSolla, вообще возможно? Ну кроме личностных оценок собственников. А вот с точки зрения основного противоречия капитализма в этой ситуации нет ничего удивительного — собственник компании, скорее всего, не особо разбирается в том, как его сотрудники производят продукт, потому что не является частью коллектива, потому что независимый и свободный, но видит свою компанию как кошелек и поэтому ищет «не вовлеченное» — опять таки, чтобы увеличить свою прибыль. Вот в этом и заключается основное противоречие — коллективное против частного!
Поэтому, не смотря на то, какого ты убеждения, основное противоречие капитализма будет всегда с тобой, пока ты живешь в капиталистическом мире! И да, мне марксизм помогает разбираться в противоречиях и, в том числе, в этой ситуации с моим бывшим работодателем. Потому что марксизм — это, прежде всего, философский подход, который позволяет рассматривать проблемы с разных сторон, «не рубить с плеча», не ограничивать свое мировоззрение личностными оценками и не давать миру черно-белых оценок.
Как может помочь профсоюз в этой ситуации?
Инструкция к созданию профсоюза
В комментариях я утверждал, что если бы в компании бывшего работодателя был профсоюз, то проблема бы завершилась уже после второго похода ко мне домой. В этом случае, мне достаточно было бы просто связаться со своими бывшими коллегами, чтобы они поинтересовались у своих руководителей о том, что происходит? Этот процесс уже начался сейчас внутри компании, но для этого понадобилось выводить конфликт на широкую аудиторию, а так он был бы решен еще в самом зародыше.
Работодатели постоянно пропагандируют левую риторику о сплоченных коллективах, но только в интересах производственного процесса. Пока ты сплоченно вместе с разработчиками, тестировщиками, менеджерами, аналитиками, сетевиками, дизайнерами и другими коллегами делаешь продукт, ты — молодец. Но если вдруг ты начнешь коллективно отстаивать общие интересы — вот это все плохо, возвращение в СССР, членские взносы и подарки на Новый Год (примерно так представляют профсоюзы большинство айтишников).
Но вот в одной компании, где я работал, была действительно крутая практика — встречи всего коллектива в общем зале по пятницам. На этих встречах одна или несколько команд показывали результаты своей работы за какой-то период времени. Лично я эти встречи очень любил — они создавали драйв, ощущение того, что ты делаешь нечто большее, чем просто сервисы, и конечно ощущение коллектива. Что, если на этих встречах 15 минут уделять на решение рабочих вопросов? Ну например, пусть компания хочет уволить сотрудника Леху. Почему бы не спросить на этой встрече -, а почему компания хочет уволить сотрудника Леху? Ведь это поможет и работникам понять, что нужно и не нужно делать в работе, и намекнуть Лехе, что его как бы хотят уволить, и понять руководству, что нужно более ответственно относиться к своим сотрудникам, и просто по чьему-то капризу уволить не получится. Почему компания будет прислушиваться к этим встречам, а главное, к решениям этих встреч? Да потому что прибыль приносят не какие-то крутые сотрудники одиночки, а коллектив. И поэтому, собственник будет вынужден считаться с мнением коллектива.
Как видим — никакого СССР, членских взносов и подарков на Новый Год. Это просто сообщество. Мы, айтишники, уже обсуждаем технические вопросы коллективно, потому что отрасль АйТи далека от унификации и требует большого навыка коммуникации между сотрудниками для создания сложных систем. Все, что необходимо — это просто начать обсуждать рабочие вопросы в рамках уже существующих коммуникаций и это уже будет профсоюз. В конце концов, почему бы нам не поддаться тренду последних двух лет наших зарубежных коллег?
И, вот если бы такие встречи были бы у бывшего работодателя, я уверен, чтобы прекратить преследование и шантаж, достаточно было бы всего лишь одного вопроса на одной из них: «What the fuck is this?».
Ну, а если ты хочешь найти единомышленников по профсоюзной тематике, то можешь сделать это уже сейчас, или можешь начать преисполняться в теории профсоюзного движения:
Всем спасибо за внимание и до обсуждения новых, рабочих вопросов!