Открытый микрофон #1. Как взаимодействовать со стейкхолдерами

Про тему доклада

Доклад получился скорее про то, как выявлять и инвентаризировать стейкхолдеров и делить их на группы. В этом смысле, как именно взаимодействовать рассказано немного. Оно в целом понятно почему — на таком уровне абстракции их сложно дать.

Про подход работы со стейхолдерами

С одной стороны, этот подход имеет существенные плюсы, например, он позволяет уйти от ловушек стандартных ролей типа «Заказчик», «Спонсор» «Product Owner» и т. д., на которые навешиваются функции, которые конкретный человек в конкретном проекте не в состоянии (не может/не хочет) выполнить.

С другой стороны, в таком виде подход становится слишком верхнеуровневым и абстрактным. Т.е., он формально правильный, но в деятельности никак не помогает. Этим страдают все стандарты энциклопедии в стиле *BOOK.

Пример верхнеуровневой и абстрактной диаграммы

Пример верхнеуровневой и абстрактной диаграммы

Вот классическая цитата в таком стиле из рекомендаций по Data Governance. Замените «Data Governance» на что угодно еще, и вы получите очень правильный, но абсолютно бесполезный план (начать, продолжить, закончить).

fecc1bcf1d5dfbe665006f788ca55301.png

На самом деле, стейкхолдеры нас интересуют всего в 2-х аспектах (Матрица влияния/воздействия скорее про это):

  • стейкхолдеры принимают/влияют на наши решения, которые мы принимаем (а это значит, что они могут остановить/перенаправить проект и т.д.);

  • наши решения влияют на стейкхолдеров (у них может что-то сломаться/починиться
    из-за нас).

Конечно, каждая ситуация уникальна, но хорошей практикой является все-таки выделять роли и с каждой ролью работать отдельно. При этом, хорошо, если матрица ролей составлена относительно важных процессов для команды проекта. Например, в разрезе полномочий и с какими правами (эксклюзивно решает, имеет право вето или просто как-то влияет):

  • кто инициирует процесс (старта проекта/команды);

  • кто решает вопрос финансирования;

  • кто имеет влияние на backlog;

  • кто принимает готовый результат;

  • кто устанавливает сроки;

  • кто может выделить необходимый ресурс (людей, оборудование);

  • и т.д.

И тогда уже для определённых групп людей можно проработать конкретные рекомендации по взаимодействию.

Вот тут, например, есть мои старые рекомендации по работе с группой ролей, которые могут ставить задачи и ожидают их исполнения. Еще полезно посмотреть про управления ожиданиями и восприятием.

Еще важно помнить, что Stakeholder — это очень грубое и проектно- или продуктоцентричное упрощение жизни.

a74ba19807adca993659d4f6cb81aa4e.png

Реально стейкхолдеры чаще всего заинтересованы в окружении продукта/проекта, а не в самом продукте.

6f2e2a6ce482c0c900ba1b67983f4783.png

Про управление требованиями

Слово «требование» тоже очень плохой термин. Он употребляется в 2-х разных смыслах: в широком и узком. Они часто путаются.

cba5e7f1b9a089a61251c982b7f5cddb.png2cd092e9ef5d6f9051431fa2333967a7.png

Про предлагаемые артефакты

  • Список стейкхолдеров мы используем. В частности, каждый FAST старается поддерживать в актуальном состоянии матрицу коммуникаций.

  • Матрица RACI. По моему опыту не работает совсем (write only документ).

  • Матрица влияние-воздействие. Полезна, но подходит скорее для того, чтобы погрузиться в тему, а не для того, чтобы использовать каждый день.

  • Матрица влияние-отношение. Это про политику в большой организации. Очень тонкая и скользкая тема и гораздо более сложная.

  • План коммуникаций.Мне кажется, что это подпорка для начинающих. В целом на уровне здравого смысла делается и так грамотным менеджером.

  • Луковичная модель хорошо иллюстрирует и довольно полно показывает группы стейкхолдеров, но она не отражает значимость стейкхолдеров для проекта/продукта (кажется, что в группе «Поставка решения» находятся самые важные стейкхолдеры — это не так); подходит скорее для того, чтобы погрузиться в тему, а не для того, чтобы использовать каждый день.

Диаграмма луковичной модели

Диаграмма луковичной модели

Про заказную разработку

Работал в заказной разработке 15 лет (Custis), обычно все это решается специальной ролью (account manager), который уже сам это не очень технологизированно ведет в своей записной книжке. Важно это становится в случае, если включается цикл вторичных продаж. Тогда все контакты мыслятся как Lead-ы и ведутся в CRM.

© Habrahabr.ru