От перфокарт до облаков: Как оставаться востребованным в IT в любом возрасте
В мире, где технологии несутся вперед со скоростью света, а стартаперы едва успели окончить школу, найти работу в IT после 60 кажется чем-то из области фантастики. Однако опыт Сергея Вяткина, senior software engineer в американской компании Moody’s Corporation, доказывает: в программировании возраст — это просто число в переменной.
От советских спутников до американских облаков
Карьера Сергея началась еще в СССР, когда персональные компьютеры были размером с холодильник. Его первой задачей был прием спутниковой информации с американского спутника. От работы с космическими технологиями до современных облачных сервисов — путь длиною в 40 лет. Сергей работал в таких компаниях, как Интернет-радио TuneIn, General Electric и Bank of America.
В 2000 году Сергей решил покорить американскую IT-индустрию. Время, прямо скажем, было не самое удачное — как раз грянул кризис доткомов. Сергей приехал с семьей: беременной женой, маленьким сыном и с грин-картой в кармане. Первое время они жили у друга, затем переехали в Окленд, штат Калифорния.
За 20 лет в США Сергей пережил три крупных кризиса: крах доткомов (2000–2003), финансовый кризис (2008–2010) и текущую рецессию. Каждый раз приходилось адаптироваться и искать новые пути.
В последний раз Сергей искал работу 10 месяцев в возрасте 63 лет. Статистика впечатляет: 640 отправленных резюме, 60 ответивших компаний, 20 финальных этапов собеседований и 1 оффер. В среднем это выходило 70 откликов в месяц, 20 в неделю, 3–5 заявок в день. Звучит, что поиск работы — полноценная работа? Так оно и есть.
Возрастная дискриминация: миф или реальность?
Вопреки ожиданиям, Сергей не столкнулся с явным эйджизмом. На этапе рекрутмента и при разговоре с нанимающим менеджером на возраст не обращают внимания. Однако есть нюанс — team fit. Если команда состоит из ребят до 30 лет, шансы найти общий язык существенно снижаются из-за разницы в подходах к решению проблем.
Несмотря на внешнее подтверждение эйджизма от рекрутеров и нанимающих менеджеров, Сергей все же волновался по поводу своего возраста и пытался это скрыть.
Маскировка по-айтишному
Для онлайн-интервью Сергей использовал старую веб-камеру с низким разрешением. Это создавало легкий размытый эффект, который помогал скрыть некоторые возрастные признаки, например, морщины на шее. Кроме того, он подкрашивал бороду в коричневый цвет, закрашивая седину. Сергей верил, что такие небольшие хитрости помогут ему создать более молодой образ во время видеособеседований. Хотя по факту это не сыграло никакой роли, потому что даже без этого он успешно проходил собеседования.
Секреты успешного поиска работы после 60
Что же на самом деле поможет кандидатам найти работу?
1. Учиться, учиться и еще раз учиться!
Каждые 2–3 года осваивайте новую технологию. Сергей прошел путь от работы с мейнфреймами и ассемблером в 80-х до современных облачных технологий и стриминга данных. Он подчеркивает, что как только освоишь что-то новое, следующую работу уже можно искать с этим обновленным навыком. Учитывая, что жизненный цикл в компании обычно составляет 2–3 года, это позволяет всегда оставаться востребованным специалистом.
2. Резюме: меньше дат, больше скиллов
Сергей советует фокусироваться на опыте последних 10–15 лет. Не надо указывать в резюме, что вы делали 40 лет назад. Он даже допускает небольшие корректировки дат, например, года окончания университета, объясняя это опечаткой, если вдруг кто-то обратит внимание. Или попросту скрыть год выпуска. Главное — подчеркнуть релевантные навыки и опыт работы с современными технологиями.
3. Legacy может быть козырем
Опыт работы с устаревшими системами может стать ключевым преимуществом. Сергей считает, что его взяли на текущую позицию во многом благодаря опыту работы с legacy-системами в корпорациях. Умение работать со старым кодом и переводить его в новые технологии особенно ценится в крупных компаниях, которые модернизируют свои системы.
5. Дополнительные проекты
Сергей подрабатывал на проектах по обучению AI, где платили от 40 до 45 долларов в час. Он упоминает компании вроде Data Annotation и Outlier AI, которые предлагают такую работу. Для Калифорнии деньги небольшие, но это позволяет не только получать дополнительный доход, но и оставаться в курсе новейших технологий. Работать можно столько, сколько позволяет время. Поэтому не брезгуйте не самой привлекательной работой, если она поможет вам изучать что-то новое.
6. Поддерживайте нетворкинг
В русскоязычном IT-сообществе США важно поддерживать связи и помогать друг другу. Сергей отмечает, что когда он поставил статус «Open to Work» в LinkedIn, несколько бывших коллег связались с ним, предлагая рекомендации и инсайдерскую информацию о вакансиях.
7. Open to Work? Open to All!
Зеленый бейдж «Open to Work» в LinkedIn может привлечь внимание рекрутеров. Сергей говорит, что благодаря этому ему стабильно писали рекрутеры примерно раз в неделю. Это помогает не только в общении с рекрутерами, но и в нетворкинге в целом.
8. Готовьтесь к марафону
Сейчас собеседования часто включают несколько раундов технических интервью. Сергей рассказывает, что сейчас нормальной практикой считается проведение двух кодинг-интервью подряд. Будьте готовы решать задачи и общаться с несколькими интервьюерами.
9. Кризис — не приговор
Все кризисы, будь то крах доткомов в 2000–2003, финансовый кризис 2008–2010 или нынешняя рецессия, в конце концов проходят. Главное — не опускать руки и продолжать поиски, даже если рынок кажется неблагоприятным.
От Senior к Super Senior
Опыт Сергея показывает: в IT возраст может быть преимуществом, если правильно его подать. Глубокие знания, опыт работы с legacy-системами, умение адаптироваться к новым технологиям — все это делает «возрастных» разработчиков ценными специалистами.
Сергей подчеркивает: если нужно искать работу, то просто нужно ее искать, не комплексуя и не задумываясь слишком много. В мире, где технологии меняются каждый день, опыт и мудрость могут быть не менее ценны, чем молодость и энергия. Главное — не переставать учиться и не бояться новых вызовов. Даже если вам за 60, в IT всегда найдется место для еще одного супер-сеньора.