От 20 до 200 человек за полтора года: как мы строили дизайн-департамент Samokat.tech

9fbce20bab435dac52ecd16a09618107.png

Привет! Меня зовут Олег, я руковожу дизайн-направлением Samokat.tech. За последние пару лет наша команда выросла в 10 раз и стала одним из крупнейших департаментов компании. 

Подобные темпы масштабирования неизбежно приводят к потребности быстро и сильно меняться: оптимизировать процессы, пересматривать методики и принципы управления. Необходимо постоянно наращивать скорость работы, не теряя в качестве, и пересобирать структуру, сохраняя лояльность команды. В этой статье я поделюсь тем, как мы решали эти задачи. 

Надеюсь, мой рассказ будет полезен дизайнерам и руководителям, которые находятся на пороге или в процессе больших перемен. Они смогут сравнить наш опыт со своим и найти для себя пару-тройку инсайтов. 

О каком дизайне идёт речь

Дизайн в ИТ нередко выполняет сервисные функции. Он по сути обслуживает бизнес как повар в ресторане,  производя на заказ «блюда» из стандартного меню: интерфейсы, брендинг, маркетинговые материалы. Часто в структурах компаний нет отдельного дизайн-департамента, а специалисты являются частью продуктовых или коммуникационных команд. 

Наш подход — другой. Для нас дизайнер — это скорее инженер, изобретатель. Человек, способный системно мыслить и преобразовывать мир вокруг себя, создавая что-то новое из ничего. На практике это означает что мы не ограничиваем себя в том, чтобы искать решения для задач в самых разных областях методами дизайна. Чем быстрее растёт бизнес — тем выше число таких задач, тем больше направлений для нашей работы. Именно так появляются новые практики.

Точка А

Я буду вести отсчёт с момента своего прихода в компанию, то есть с марта прошлого года. Тогда в Samokat.tech работало порядка двадцати дизайнеров и четверо исследователей. У них были изолированные бэклоги, так что формально было мало поводов пересекаться друг с другом в рабочем контексте. Одни дизайнеры были частью маркетинга, другие подчинялись CPO, исследователи — работали каждый в своей продуктовой команде независимо друг от друга. Целеполагание и ритуалы носили локальный характер, не было единых стандартизированных процессов. 

В целом это был переходный период: из молодого бизнеса с атмосферой стартапа мы становились крупным игроком. Моей первостепенной задачей на новом месте было построить сильную дизайн-команду, способную выдержать темпы масштабирования и выдавать стабильный результат. Это была программа-минимум. План-максимум звучал более амбициозно: реализовать концепцию дизайна как инжиниринга, вывести его за пределы сервисных функций и создать условия для экспериментов и инноваций. 

Формирование первичной структуры

Первым шагом стало объединение всех дизайнеров и исследователей в единый департамент. Он разделился на три практики: коммуникационного, продуктового дизайна и исследований. Это были автономные команды, каждая — со своим целеполаганием. По факту ребята в основном продолжили работать над текущими задачами, но с точки зрения иерархии они теперь подчинялись не директорам по маркетингу или продукту, а руководителям соответствующих практик, которые, в свою очередь, отчитывались перед дизайн-директором. Параллельно мы усилили найм по каждому из направлений.

Главой практики продуктового дизайна стал Андрей Зорин, присоединившийся к компании за пару месяцев до меня. На предыдущем месте он получил опыт управления командой и выстраивания процессов с нуля. Воспользовавшись своими наработками, Андрей создал в отделе систему ритуалов, позволяющую синхронизировать взаимодействие специалистов и более эффективно управлять качеством. Он также внедрил в своей команде единый дизайн-процесс, который практически не менялся со временем и был в дальнейшем масштабирован на другие практики. 

Примерно в то же время было запущено и систематизировано проведение полевых исследований и юзабилити-тестов, а также стартовала работа по созданию единой дизайн-системы для десктоп и мобильных приложений в B2B и B2E-продуктах на React и React Native.

Ещё одна важная вещь, которую внедрил Андрей, — карта компетенций сотрудника, методика оценки навыков и практика составлять индивидуальный трек развития. Благодаря этому подходу, команда заметно прокачалась: порядка половины дизайн-лидов в продуктовом дизайне выросла с рядовых позиций.

1c846656aa750042712cce75c5f12064.jpeg

Руководителем практики исследований стал Константин Коваленко. До Samokat.tech он работал исследователем в агентствах и ИТ-компаниях, а также запускал собственные проекты и преподавал в Skillbox и Практикуме.

На тот момент штатные специалисты проводили исследования точечно для некоторых продуктов в формате агентства. Чтобы повысить уровень понимания роли исследований в компании, Костя сделал обучающую презентацию и прошёлся с ней по отделам. Довольно быстро поток задач вырос —, а вместе с ним и команда. 

Сегодня исследователи активно включены в продуктовые процессы. Удалось настроить быстрый и эффективный путь проведения исследований: большая часть продуктовых решений принимается на основе данных о пользователях, сокращается time to market. Команда также обучает дизайнеров, продактов и копирайтеров проводить исследования своими силами.

Вскоре мы нашли руководителя для практики коммуникационного дизайна — Андрея Сивкова. У него был мощный опыт в брендинге, креативе и управлении проектами в международных рекламных агентствах, медиа и ИТ-компаниях. Его первоочередной задачей было повысить скорость подготовки и передачи материалов и их качество, а также обеспечить условия для дальнейшего масштабирования. Поэтому Андрей ввёл оценку работы в часах, ведение проектов в Jira и ритуалы планирования и уточнения спринтов. Параллельно было запущено ревью текущего визуального стиля и пересборка всех гайдов.  

Рост штата ускорялся: к зиме прошлого года в коммуникационном дизайне работало порядка 25 человек, а этой осенью мы разделили практику на две команды. Всё, что связано с брендом Самоката, возглавил новый хэд с сильным агентским бэкграундом и релевантным нам опытом в фудтехе — Юрий Лебедев. 

Рекламная кампания «Скидкотека» от Самоката

Рекламная кампания «Скидкотека» от Самоката

Новогодняя рекламная кампания «Праздник — это вы»

Новогодняя рекламная кампания «Праздник — это вы»

Поиск подхода к упаковке

Свою продукцию Самокат выпускает с 2019 года. К середине 2020 года под собственной торговой маркой продавали порядка 100 товаров, к сентябрю 2021 — более 600, в 2022 — перевалило за тысячу

Долгое время задачи, связанные с упаковкой продукции Самоката, закрывали коммуникационные дизайнеры. Сперва они делали это параллельно со своими основным обязанностями, а когда объёмы стали увеличиваться,  в отделе появилась небольшая группа, которая фокусно занималась только упаковкой. Такой подход неплохо работал, но выход на новый уровень требовал большего внимания к направлению.

Текущие дизайн-концепции не были рассчитаны на тысячи наименований — потому в них было заложено недостаточно пространства для масштабирования и вариативности. Как следствие, при дальнейшем росте товары из разных категорий могли получаться похожими друг на друга. Одновременно у нас сформировалась гипотеза о том, что упаковка может быть технологичной, что с её помощью можно продолжать общение с потребителем в физическом мире. Всё это стало предпосылками для появления практики дизайна физических объектов.

Поиск руководителя для направления стал для нас вызовом. На этой позиции мы хотели видеть специалиста, обладающего опытом проектирования «офлайновых» вещей, с учётом их эргономики и функциональности. Найти такого человека удалось около года назад — им стал Даниил Остриков. В его портфолио был впечатляющий набор реализованных проектов — от дизайна респираторов до детских площадок. Вместе с Даниилом мы провели серию воркшопов с коллегами из отдела собственной торговой марки и категорийными менеджерами, по итогам которых полностью пересобрали команду и фреймворк. 

К лету 2023 года доля товаров собственной торговой марки достигла 40% от общего ассортимента Самоката — это больше 1000 наименований. А осенью мы представили редизайн всей упаковки СТМ.  

Сегодня практика делится на два направления: брендинг и рисёрч-девелопмент. Вторая — создаёт собственные уникальные товары с нуля. Области задач: фуд, товары для дома и готовки, бытовая химия, зоотовары, косметика и другие категории. Команда генерирует идеи, как сделать продукты функциональными, опираясь на обратную связь покупателей и исследования. 

Спецпроекты бизнеса 

Практика спецпроектов бизнеса появилась на стыке коммуникационных и креативных задач, которые не вписывались в существующие на тот момент направления дизайна. На начальном этапе в команде было четыре человека под руководством одного из хэдов — Ивана Смирнова. Они занимались визуализациями идей в продуктах, которые находились на стадии концептирования, и другими проектами от бизнеса. 

560c51ebb0354ac976dd1d821140abeb.png

Параллельно в практике появилась важная задача проработать презентации как отдельное направление. В компании мы постоянно делимся друг с другом важной информацией, рассказываем о проектах, планах, изменениях, новостях и многом другом. Качество презентаций здесь играет важную роль — если их тяжело читать, на слайдах много лишнего текста, плохо структурирован контент, падает качество коммуникации. При этом, как правило, для дизайнеров презентации не являлись приоритетной задачей — они часто создавались в последний момент и по остаточному принципу.

0d3bed11823803df4132ee1242fb5ab3.png

Чтобы усилить направление, к практике присоединились талантливые дизайнеры и редактор. Команда обновила шаблоны, внедрила новые инструменты, расширила свои компетенции, в том числе в области редактуры и копирайтинга. В ходе опроса среди руководителей мы выяснили, что запрос на презентации в компании огромен и решать его через увеличение штата дизайнеров — нецелесообразно. Был выбран курс на повышение уровня автоматизации. В следующем году команда совместно с отделом обучения и развития планирует выпустить обучающие материалы для повышения квалификации в области презентаций для сотрудников компании. 

Сейчас в фокусе практики визуальные материалы для важных внутренних и внешних мероприятий, в которых участвует компания, проработка идей и концепций, решение нестандартных задач.

Оседлать нейросеть

В конце прошлого года с подачи руководителя Samokat.tech Сергея Землянского мы начали изучать тему генеративного дизайна. Понемножку экспериментировали с нейросетями, пробовали решать с их помощью простые задачи. К лету у нас накопилось приличное количество кейсов разной степени успешности, и мы поняли, что пора выводить все это в отдельное направление. Мы хотели охватить не только процесс создания графики, но и других артефактов — например, маркетинговых текстов или скриптов операторов колл-центра.

Главой практики генеративного дизайна стал Константин Сиваков. Ранее он руководил собственной студией разработки, был разработчиком в сфере машинного обучения и занимался исследованиями поисковых технологий. Костя собрал небольшую команду, которая начала свою работу с серии встреч с представителями различных вертикалей, чтобы выяснить, в какие процессы можно встроиться, оптимизируя их с помощью генеративных технологий. Это помогло сформировать дальнейшую стратегию развития направления.

В текущей структуре команда делится на три группы. Первая — занимается исследованиями и создаёт модели машинного обучения. В ней трудятся дата-сайентисты и их тимлиды. Вторая — это команда продуктивизации. Её задача — скорее инженерная — понять, что нужно для того, чтобы созданные модели работали на практике. Третья команда — команда внедрения, в которую входят продакты, команда разработки, архитекторы. Они находят области применения технологий, ставят задачи исследователям и занимаются внедрением. 

Команда пока находится на этапе формирования, но уже показывает результаты. Об опыте использования первых решений мы расскажем тут в блоге в 2024 году. 

Управляй как профессионал

Выстроенные процессы — ключ к эффективному масштабированию команды. В идеальном мире каждый сотрудник может заниматься непосредственно своей работой, не задумываясь об организационных вопросах: как заводить и принимать задачи, какой инструментарий и методики использовать, где взять ту или иную информацию, к кому обратиться за помощью. В начале года мы решили попробовать делегировать подобные вещи отдельной команде — то есть реализовать у себя концепцию ДизайнОпс

В начале это был небольшой отдел внутри практики продуктового дизайна. За направление дизайн-операций стали отвечать старший продуктовый дизайнер Любовь Шептуховская и проджект менеджер практики Ульяна Аникеева. Команда сфокусировалась на оптимизации инструментов, методов и процессов, чтобы дизайнеры могли сосредоточиться на своей непосредственной работе. В зону ответственности ДизайнОпс также входила стандартизация нормы качества дизайна для получения предсказуемого результата работы.

Подход хорошо зарекомендовал себя в условиях быстрого роста штата. Чтобы масштабировать его на другие отделы, этой осенью мы сделали ДизайнОпс независимой практикой. В её задачи входит помогать организовывать команды и налаживать сотрудничество со смежными департаментами, стандартизировать процессы и распространять ценности дизайн-мышления, а также определять и отслеживать метрики эффективности деятельности департамента.

Костяк команды — дизайн-менеджеры, но в процессе могут участвовать все желающие. Задача ДизайнОпс — создать систему в которой каждый сможет внести свой вклад в работу практики и прокачать себя как специалиста.

Точка Б

Сегодня в дизайн департаменте Samokat.tech работают более 200 человек. Он делится на семь практик, между которыми налажен обмен знаниями и опытом в рамках общих мероприятий и других ритуалов, а также междисциплинарных проектов. Мы даём специалистам много свободы и открыты к экспериментам: каждый может сам выбирать наиболее интересную область в рамках заданного направления, и инициировать поиск новых решений.

Мы продолжаем развиваться и набирать людей команду. У нас накопилось много управленческого опыта и интересных кейсов — и мы планируем активно делиться ими. 

Если вам интересно узнать больше о том, как устроены дизайн-процессы в Samokat.tech, — подписывайтесь на наш канал в Телеграме. Так вы точно ничего не пропустите. 

О каком из упомянутых выше направлений вам было бы интересно узнать подробнее? Пишите в комментариях!

© Habrahabr.ru