Остаться в живых. Токсичность в ИТ глазами девушки-лида
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с токсичными людьми. Но одно дело, когда ты встречаешь их среди прохожих на улице, другое — когда тебе приходится жить в токсичном коллективе каждый рабочий день.
Так как же действительно обстоят дела в сфере ИТ? Может, мы и правда «поколение снежинок», которое уже во всём видит оскорбление? Присутствует ли доля нездорового общения в наших кругах? Давайте разбираться. Иногда я просто не могу понять, где та тонкая грань между восприятием шутки и токсичностью.
В ИТ я уже более 15 лет. Не хотелось бы сейчас зудеть как бабка: «А вот в нашей молодости было по-другому…», да и не было. Само понятие токсичности получило широкое распространение лишь где-то в 2018-м, но, например, резкие высказывания на ревью были всегда. Другое дело, что на определённый процент всё зависит от того, как мы воспринимаем подобное. Я приведу несколько историй, которые в моём понимании чётко ложатся под определение токсичности. А потом постараемся сделать выводы по каждой из них.
История первая. Токсичность на ревью
Я наблюдала в проектах на ревью кода отсутствие нидсворков, потому что это токсично. Минимум комментариев — по той же причине. Люди шли обсуждать вопросы в личку, вместо того чтобы создать общий, видный всем тред и обсудить всё вместе. А всё потому, что такие треды могли разрастись в спорах и негодованиях на 100+ сообщений, но до истины можно так и не дойти.
На моём веку я встречалась с серьёзными проблемами из-за строки, где один коллега просил другого поправить файл в соответствии с нашими гайдлайнами без написания «пожалуйста». И я бы ни за что не поверила в подобное, если бы ко мне в личку, как к тимлиду, не постучались и не попросили бы защиты от токсичного комментатора.
Хорошо, если такая ситуация происходит один раз, но я видела систематичность. Пыталась объяснить ребятам, что в комментариях нет никакой угрозы. Обратно — действительно есть ситуации, когда треды из комментов превращаются в бескрайний омут злорадства и позора на весь проект. Вот тут и есть та грань, о которой я писала выше.
Вывод: никогда не принимайте нидсворк и/или комментарий, как нечто оскорбительное, адресованное вам ввиду предвзятого отношения. Я понимаю, это сложно, сама расстраиваюсь когда вижу НВ и комменты у себя. Читайте комментарии с холодной головой. Обдумайте предложенные решения или озвучьте свои. Но ни в коем случае не отвечайте, пытаясь задеть коллегу. Это доказано приведёт к огромной и ненужной дискуссии, потере времени и нервов.
История вторая. Токсичный коллега
Находясь в начале своего карьерного пути, я училась в универе и работала в классной международной компании. У нас был небольшой опенспейс, где в одном уютном уголке располагались 3 стола: тимлида и наши — мой и моего сокурсника.
Вроде бы, ничего криминального — всё как везде, если бы нам с моим сокурсником каждый день не приходилось выслушивать шутки о том, какие мы ничего не достигшие неудачники-джуны, и из нас не выйдет толк. Сейчас я понимаю, что это было, скорее, самоутверждение, чем правда, но тогда было крайне обидно.
Жаловаться мы не ходили (возможно, это наше упущение, тема холиварная), продолжали работать. Шли годы. Я меняла работу и сейчас считаю, что нахожусь в суперэмпатичном и лёгком коллективе. С тех пор прошло 14 лет. Недавно к нам в компанию постучался кандидат с опытом в той самой компании. Открыв резюме, я поняла, о ком идёт речь — это был тот самый тимлид. Шанс мы дали, он разговаривал с HR. Но годы своё не взяли, всё осталось по-прежнему. HR дала отрицательную обратную связь по софт-скиллам уже после первого общения, тех. скрининг был тоже слабо пройден.
Вывод: зная эту историю, почти все мои друзья и коллеги сказали, что нужно было его пригласить к себе на техническое собеседование, показать, кто тут теперь джун. Но мне всё ещё непонятно зачем. Опыт приходит с возрастом, иногда возраст приходит один.
Изменений конкретно в случае этого кандидата мы не увидели. От токсичности он никуда не ушёл, и мне не хочется тратить время на проведение априори провального мероприятия, из которого я не вынесу ничего нового. Тем более не хочется использовать те же инструменты взаимодействия, что были применены ко мне. Выводы сделаны, и, находясь сейчас в роли лида, я чётко знаю, как мне не следует поступать с ребятами.
История третья. Публичная кара
Другой случай связан с код-ревью. Тогда я была джуном в одной хорошей компании. У меня был лид, который публично разнёс меня на пул-реквесте, подзывая всех проходящих, показывая и высмеивая мои ошибки. Было, мягко говоря, неприятно. Тогда я просто сидела и молчала.
Вывод: публичная кара — метод прошлых поколений или даже веков. Он не является действенным орудием, когда есть цель — научить чему-то. А вот если цель —самоутвердиться, то выбор средств верный. Что тут можно сделать? Попробовать разрешить ситуацию путём мирных переговоров. Сказать о своих чувствах в момент проведения подобной манипуляции и попросить больше так не делать. Все мы взрослые люди и способны оценить происходящее.
Ну и напоследок я оставила десерт.
История четвёртая. Девчонки в ИТ
Тема сложная и, наверное, не новая. Как бы кто ни отрицал, гендерный барьер существует. Я сама с ним сталкиваюсь, хотя, надо заметить, всё реже. Поделюсь самой обидной и самой начальной моей историей в ИТ.
Это было собеседование на мою первую работу. Интервью проводили несколько молодых людей. Мне начали задавать вопросы а-ля как включить компьютер и тому подобные (на «уверенного пользователя ПК»)). Дали алгоритмическую задачу, которую я решила с ходу. Ответ был: «Тебе её кто-то рассказал». Через ряд вопросов я услышала, как один говорит другому: «Ну что, сливаем её?». Пошли вопросы из численных методов про преобразование Фурье. По случайности, это была тема моей курсовой. Ситуация разрешилась в мою пользу, крыть ребятам было нечем. Но осадочек, как говорится, остался.
И вот ещё одна неоднозначная ситуация. Тут меня явно никто обидеть не хотел, но разговор случился показательный. Недавно я сидела с коллегой, и мы говорили на технические темы. В конце разговора мой коллега обронил фразу: «Знаешь, я вот тебя слушаю и не могу поверить, что разговариваю на технические темы с девушкой, да и ещё со светлыми волосами». Directed by Robert B. Weide ©
Вывод: да, иной раз может перепасть за твой пол. Жизнь вообще несправедливая штука. Но где-то убывает, где-то прибывает. Их отношение — их проблема, но никак не твоя. Сделали вывод, шагаем смело дальше. Как я и говорила, тенденция развивается в лучшую сторону!
Как общаться с токсичными коллегами
Так вот, к чему я сейчас веду. Я ни в коем случае не обесцениваю неприятности вокруг нас, на код-ревью и в общении между коллегами. И очень дорожу выстроенной у нас атмосферой, хотя, безусловно, даже тут есть над чем поработать.
В целом есть несколько пунктов, которые я бы хотела подсветить, если вы сталкиваетесь с токсичным людьми на вашем месте работы.
1. Не стоит расценивать каждый комментарий и каждую просьбу как токсичность.
Я верю, что далеко не всегда у людей есть план вас задеть или оскорбить. Зачастую, совершая те или иные поступки, люди даже не задумываются о чувствах других людей, делая лишь то, что хотят или считают правильным. Если взаимоотношения в команде дороги (а я верю, что так оно и есть), попробуйте просто ртом проговорить те моменты, которые для вас в работе неприемлемы. Вот увидите, результат не заставит себя долго ждать. Подобные ретроспективы творят чудеса.
2. Каждый сам выстраивает границы дозволенного. А стена равнодушия, как и опыт, вырастает с годами.
И если сколько-то лет назад меня задевали унизительные комментарии в мой адрес, то сейчас я стараюсь объективно смотреть на оценки со стороны. Если критика конструктивна, почему бы её не принять? А если нет? Как говорится, если жизнь повернулась к тебе задом — не расстраивайся, а пристраивайся. И речь тут идёт не о том, чтобы становиться токсиком и общаться так же. Вовсе нет. Если до человека не доходит то, о чём вы говорили в п.1, то постарайтесь хотя бы не пропускать через себя весь этот негатив. Это чревато как минимум выгоранием, как максимум — проблемами со здоровьем.
3. Если проблема, на ваш взгляд, существует и носит систематический характер, попробуйте поговорить об этом на 1–1 со своим тимлидом или руководителем, пока не перегорели от сложившейся ситуации.
Нет нерешаемых проблем, есть их избегание, сокрытие. При правильном подходе можно решить любую проблему. И тут я бы дала совет руководителям: старайтесь выстраивать доверительные отношения со своими сотрудниками. Это поможет и вам лучше понимать взаимодействия в ваших командах, и вашим сотрудникам чувствовать опору и поддержку.
Кстати, в некоторых компаниях даже есть корпоративные психологи, которые могут выслушать и помочь справиться с давлением. А осознание проблемы — 50% успеха)
Давайте подводить итоги
Всё — опыт. Это далеко не все истории, а лишь одни из самых ярких. И они мне показали, как делать не надо. Не стоит мимикрировать под токсичного лида и не стоит взращивать свои токсичные копии у себя в коллективе.
Такие действия не приведут к развитию ребят, к повышению производительности и уж точно не будут способствовать сплочённости и ориентированности на результат.
На этом у меня всё. Ребята, делитесь своими историями в комментариях — как вы справлялись с токсичными людьми. Будет интересно почитать и вынести что-то полезное для себя. Всем мир и дружелюбного окружения ♥️