Остановись, паденье: Яндекс стабилизировал свою долю на российском рынке поиска

image
Отчет Morgan Stanley показал, что в 2015 году компания «Яндекс» прекратила сокращение своей долю на рынке интернет-поиска. Несмотря на сильную конкуренцию с Google за компьютеры и планшеты пользователей, российская компания стабилизировала свою долю именно за счет этого сегмента.

Однако в 2016 году аналитики прогнозируют, что падение «Яндекса» продолжится. По их оценке, оно будет совсем небольшим — всего на 0,5 п. п. Зато в 2017 году доля «Яндекса» снизится до 55%, если ситуация не изменится на фоне разбирательства между Google и Федеральной антимонопольной службой (ФАС), отмечают в Morgan Stanley.

До середины прошлого года доля поиска «Яндекс» в рунете снижалась. Это происходило в связи с ростом популярности продуктов, так или иначе связанных с Google. Летом доля «Яндекса» стабилизировалась на уровне 57%. По данным Liveinternet, в декабре 2015 года на «Яндекс» приходилось 57,2% поискового трафика в рунете. В 2014 году его доля составляла 59,3%. Google не терял времени даром и за тот же период нарастил долю на 3,4 п. п. — до 35,5%.

По данным «Евросети», в первые девять месяцев 2015 года доля Android-устройств в общем количестве всех проданных в России смартфонов составила 86%. В декабре 2015 года, по данным Liveinternet, 42,9% российских пользователей мобильных устройств и настольных компьютеров выходили в интернет именно с устройств Android.

На компьютеры и иные устройства под управлением семейства операционных систем Windows от Microsoft пришлось 39,7%, на iPhone и iPad — 14,2%. Впервые Android обошла Windows по доле в августе 2015 года, и с тех пор разрыв между ними увеличивался.

В марте 2015 года «Яндекс» подал жалобу на Google в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). По мнению российской компании, Google заставляет производителей устройств под управлением Android отказываться от предустановки конкурирующих с Google приложений, в том числе и «Яндекса». Косвенно это подтверждалось тем, что сразу три производителя мобильных устройств — Fly, Explay и Prestigio расторгли соглашения с «Яндексом» о предустановке его сервисов.

14 сентября Федеральная антимонопольная служба признала корпорацию Google нарушителем антимонопольного законодательства.

Согласно законодательству РФ, нарушителю закона «О защите конкуренции» грозит так называемый оборотный штраф. Сумма штрафа может составить 7% от оборота онлайн-магазина приложений Google Play в России. Об этом сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев.

ФАС потребовала от Google устранить нарушение закона «О защите конкуренции» до 18 ноября. 9 ноября «Мегамозг» писал, что ФАС пошла навстречу Google и продлила на месяц срок, в течение которого компания должна устранить нарушение закона.

Однако компания подала на решение ФАС жалобу, которую Московский арбитражный суд рассмотрит только 25 января.

«Яндекс» был заявителем по этому делу и ему удалось добиться победы по своей жалобе в ФАС, говорит руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Виталий Дианов. В его интересах получить статус третьего лица и сделать все от него зависящее, чтобы это решение устояло в суде.

Представители «Яндекса» считает, что его доля в поиске стабилизировалась благодаря качественным изменениям. «В несколько раз выросла база поиска, сейчас мы видим в сети больше документов, чем год назад», отмечает сотрудник его пресс-службы. Компания усовершенствовала и расширила механизмы машинного обучения алгоритмов поиска, усилила борьбу с недобросовестной оптимизацией результатов поиска (когда ссылка за деньги размещается на более высокой позиции). Кроме того, на долю поиска повлияли рост популярности «Яндекс.Браузера». По данным Morgan Stanly за 2015 год в сравнении с 2014 годом, доля браузера выросла с 14% до 16% на настольных компьютерах, с 15% до 22% на ноутбуках и с 13% до 17% на смартфонах. Свои плоды принесло и партнерство с Microsoft и Firefox, добавляет представитель «Яндекса».

«Мегамозг» писал, что сразу после решения Федеральной антимонопольной службы по делу Google представители компании «Яндекс» начали вести переговоры с производителями мобильных устройств о предустановке своих приложений. «Мы контактировали с ними и раньше, но в каком-то смысле у нас были связаны руки», сообщал гендиректор компании «Яндекс» Александр Шульгин.

Рассчитывать на рост доли «Яндексу» в этом году не стоит, рассказал «Ведомостям» аналитик инвестбанка «Открытие капитал» Александр Венгранович, но скорее всего она останется стабильной: Google, пока идет судебный процесс с ФАС, не станет делать резких движений, чтобы нарастить долю, а у «Яндекса» уже нет инструментов, чтобы серьезно изменить ситуацию.

© Megamozg