Особенности цифровых коммуникаций на Руси
И сопутствующие проблемы…
В октябре на Видео+Конференции 2023 прошел круглый стол про то, как много стало разных инструментов для работы и общения и как тяжело с этим жить.
Вел беседу Юрий Синодов, директор по развитию СМИ2, известный многим по Roem.ru. Участниками круглого стола стали:
• Григорий Любачев, сооснователь «Пачки»
• Олег Щепалин, ИТ-директор «Аквариус»
• Игорь Клушин, начальник отдела ВКС, Центр унифицированных коммуникаций «Газпром нефть ИТО»
• Дмитрий Одинцов, директор по развитию Труконф
• Михаил Чижиков, руководитель платформы коммуникационных сервисов для бизнеса VK WorkSpace
• Екатерина Пичелатова, руководитель направления продуктового маркетинга Webinar Group (теперь — МТС Link).
— Зачем нужна видеосвязь
— Безопасность
— BYOD — принеси свое устройство
— Марш Linux-ов и маркетов
— Спросите, что болит
— Экономика и халява
Зачем нужна видеосвязь
Неожиданную мысль озвучил директор по развитию Труконф Дмитрий Одинцов в самом начале круглого стола. У большинства офисных сотрудников день состоит из встреч. Не все айтишники. Редко встречаются ситуации, когда человек сел и что-то в одиночку программирует. Переговоры и обсуждения нон-стоп — это не побочные эффекты пандемии, это нормальная жизнь.
Как было в офисе: поговорили — что-то записали, что-то забыли. Как сейчас? Сейчас разговоры оседают на серверах в виде записей. Их можно конвертировать в пользу: извлечь планы, поставить задачи, назначить их исполнителям.
В допандемийном офисе длинные бесконечные совещания тоже никто не любил. С точки зрения Григория Любачева из «Пачки», цель видеосвязи — не повисеть в эфире, а большим количеством маленьких звонков закрыть важные моменты. «Пачка» — настоящий ветеран удаленки.
— Мы 10 лет на удаленке. Ковид не был стрессом. Мы поняли, что звонки — это очень дорого. Ты бронируешь время людей в огромном количестве и это финансово бьет по продуктивности.
Однако есть и альтернативная версия. В «Газпром нефти» видеоконференции — это не про «поговорить и запомнить», а для поддержки принятия решений. Начальник отдела ВКС Игорь Клушин рассказал, что когда на месторождении происходит инцидент, собирается оперативный кризисный штаб и в онлайне работает над устранением последствий. Стабильная надежная видеосвязь тут играет огромную роль и на асинхронную коммуникацию ее никак не заменишь.
— Каждое действие должно иметь административный след. Если конференция по принятию решений имеет какой-то результат, то он ложится в протокол.
— То есть от интерком-совещаний это мало чем отличается? — уточняет Юрий Синодов.
— Абсолютно верно. Это эволюционная ступень после селекторных совещаний.
Еще одна роль видеосвязи — дополнение к личным встречам, командообразующий инструмент. Но она не заменяет очный контакт, считает ИТ-директор Аквариуса Олег Щепалин:
— Химия коллектива рождается при личном общении, в очных встречах. Конференц-связь — инструмент дополняющий.
Недавно публиковали даже исследование на эту тему. При общении онлайн нейронная активность мозга существенно ниже. Меньше длится пристальный зрительный контакт, меньше расширяются зрачки. То есть в целом возбуждение от коммуникации было меньше. Слаженность тоже страдает по сравнению с личным контактом.
Михаил Чижиков из VK WorkSpace подчеркнул, что пользователи имеют свои уникальные потребности и ожидания от систем видеоконференцсвязи — кейсы существуют разные. Важно создавать комплексные продукты, которые могут закрывать разные потребности во многих сегментах:
— Мы стараемся, чтобы сотрудники максимально эффективно решали свои задачи за минимальное время.
— А есть специфические требования к продукту у крупных компаний?
— Есть, они направлены в область информационной безопасности, в область управления большим количеством групповых политик в продукте. Но самое важное — качество и стабильность того набора функций, который уже работает.
— Если стабильности нет, то о чем говорить… — резюмировал Юрий Синодов.
Безопасность
Тут, как водится, разговор зашел про облака и локальное развертывание. Про то что запись встречи может помогать сотрудникам в постановке задач, а может стать обязательным протоколом строгой отчетности. Про то что провайдер может начать диктовать свои условия. Про то что бизнесу информбезопасность и технологический суверенитет важнее функциональных «бирюлек».
— У нас есть требования у крупных компаний, чтоб это был on-premises? — прямо спросил Юрий Синодов. — Потому что утечка видеоархива может очень больно бить по коммерческим интересам компании.
Зал, конечно, повернулся в сторону Игоря Клушина.
Оказалось, что «Газпром нефть» чуть не свернула вендора мирового масштаба на on-premises дорожку:
— Мы даже думали договориться с Microsoft, чтобы организовать Teams в виде on-premises инсталляции для Газпрома… Но потом Microsoft отказался вообще рассматривать эту ветку развития продукта и полностью перешел на подписную модель.
А дальше в процессе обсуждения выяснилось, что политика безопасности — это чуть про другое. Неспроста во многих организациях есть несколько сервисов для видеоконференций. Не потому что они еще не выбрали. И в конце не обязательно останется только один. Что-то может быть развернуто локально в закрытом контуре для конфиденциальных переговоров, а что-то рассчитано на публичные мероприятия. Отдельные решения могут быть заточены под корпоративную учебу.
То есть безопасность — про оценку рисков в конкретной ситуации и применение подходящих инструментов. Про необходимость, достаточность и экономическую эффективность. Для вопросов формата «давай выйдем поговорим» используется одна связь, для публичных выступлений и новогодних поздравлений — другая. Дмитрий Одинцов привел пример, когда компания численностью 50 тысяч человек купила дополнительно ВКС-сервер на 500 человек для конфиденциальных переговоров. А компания из другого примера даже установила софт мимо айти-отдела.
BYOD — принеси свое устройство
Концепцию Bring Your Own Device, когда личные устройства используются для работы, сейчас довольно активно рекламируют западные вендоры. Они даже облегчают сотрудникам подключение к профессиональным камерам и звуку в переговорных, но со своего ноутбука или телефона, где все привычно и не нужно ничего искать.
Для больших серьезных предприятий это зона риска. Некоторым проще выдавать сотрудникам рабочие телефоны. Однако как быть с личной жизнью, семьей, детьми? Насколько гуманно отбирать личные гаджеты на проходной?
В целом участники согласились с тем, что это правильно и хорошо, хотя сотрудникам может быть неудобно.
— Я не понимаю, что такое неудобно. Есть «Вкусно и точка», там сотрудники носят шапочки — так это неудобно! — возмутился Игорь Клушин.
Оказывается, есть заповедный мир промышленной безопасности, где таких вопросов не возникает. Сотрудники на входе сдают всё в специальный ящик и получают служебные устройства, маркированные определенным образом. У любого на территории предприятия могут проверить подозрительный телефон.
Для взаимодействия с семьей и решения всяких нештатных ситуаций есть диспетчерский центр, номер которого всем известен. У сотрудников есть рации и служебные телефоны, ведется видеонаблюдение.
Однако есть и другая жизнь, где офис, кулер, кофе, спортзал и душ. Постоянная нехватка квалифицированных кадров вынуждает работодателей соревноваться за комфорт сотрудников, комментирует ИТ-директор Аквариуса Олег Щепалин. Отбирать у всех телефоны в таких условиях — провальная стратегия, работник уйдет к другому.
— Зачем устраивать технофашизм, если у вас не критическое производство… — поддерживает Юрий Синодов.
Но даже там, по словам ведущего, иногда возникает желание все-таки отделить личное от общественного. Хотя бы для того, чтобы быть эффективнее.
Пришли к выводу, что надо смотреть на то, где создается основная ценность — в онлайне или на производстве. Туда и смещается право голоса. Там сотрудники решают, как им удобнее работать и в каких условиях они продуктивнее. Баланс между удобством и безопасностью упирается в деньги.
Марш Linux-ов и маркетов
Говорить об отечественном ИТ, не упоминая российские операционные системы — как смотреть фильм без звука, в целом все понятно, но картина не полная. Эту тему стороной не обошли. Если раньше пользователи еще как-то обходились без Linux, то сейчас ситуация выглядит иначе.
— Наблюдаем за рынком, смотрим на спрос. С Astra Linux совместимость есть, за Авророй наблюдаем, — поделилась стратегией МТС Link (бывший Webinar) Екатерина Пичелатова.
Другая тактика у Труконф:
— Не хочешь делать под Linux — будет странно, возможно будете без денег. Мы поддержали четыре главные операционки, десяток не главных, еще пять десятков остальных…
Дмитрий Одинцов добавил, что в образовательных организациях всю жизнь изучают Windows. В результате — дефицит кадров, работающих с Linux-платформами, и высокая стоимость таких админов на рынке труда.
— По-большому счету, это ведь вопрос экономической эффективности? — уточняет Юрий Синодов.
— Конечно, это стоит дорого и по нервам в том числе. Но спрос есть! Наши офисные гики, которые всю жизнь сидели на Linux, подняли головы:»А мы вам говорили!»
Зашла речь о маркетплейсах. Григорий Любачев из «Пачки» добавил, что RuStore стал удобной площадкой для распространения продуктов, особенно когда возникали проблемы с Google-сервисами. Запрос на размещение в отечественных маркетплейсах шел в первую очередь от пользователей.
— Да, мы видим развитие отечественных магазинов. Это не что-то застывшее, — добавил Юрий Синодов. — К тому же это еще и вопросы информационной безопасности.
Спросите, что болит
В России и за рубежом очень отличаются и подходы к приобретению ПО. Иностранные компании рассматривают продукт в комплексе и принимают решение о его приобретении, исходя из всех его функциональных возможностей. В России заказчики хотят индивидуальный подход.
— На тебя посмотрят, тебе зададут кучу вопросов, вынут душу:»Если будет с перламутровыми пуговицами, тогда посмотрим…»
Михаил Чижиков рассказал, что большинство запросов пользователей по части функциональных доработок коммуникационного ПО оказываются уже давно закрытыми, однако реализация может отличаться.
— Оказывается, что мы уже решили вопрос, но по-другому. Может быть даже удобнее, чем, например, у Microsoft, но пользователь об этом не знает.
— Он просто формулирует неправильно, — соглашается Юрий Синодов.
— Он и не хочет формулировать. Вы просто пообщайтесь, спросите что болит. Это решит огромное количество проблем.
Екатерина Пичелатова добавила, что у пользователей вырабатываются определенные привычки, им морально сложно перестраивать рабочие процессы вокруг новых систем, они хотят идентичную с зарубежными сервисами и продуктами историю, даже если это не всегда удобно.
Дмитрий Одинцов отметил, что пожелания по индивидуальной доработке в случае с крупными компаниями неизбежны, такая ситуация во всем мире.
— Когда ты делаешь продукт для крупного бизнеса — будь готов к доработкам. Чаще всего они не ради хохмы пришли тебя доставать, они действительно без этого не могут. Надо договариваться, это часть бизнес-процесса.
Экономика и халява
Была тема про амбассадоров, которые в помощь вендорам помогают продвигать продукт в корпоративной среде.
Алексей Фомин из Хабра задал спикерам вопрос, не стоит ли начать распространять российский софт бесплатно среди пользователей, как это делают Zoom, Google Meet и прочие. Чтобы сформировать ту самую воронку, в которую потом затягивает предприятия спросом изнутри, идущим от сотрудников.
— Так, вендоры, где бесплатный продукт?!
Оказалось, бесплатно все дают попробовать. Вендоры недовольны только тем, что от бесплатных пользователей сложно добиться адекватной обратной связи, поэтому не сильно разбрасываются возможностями и функционалом, скорее предлагают «неторопливое тестирование».
Юрий Синодов добавил, что тенденция последней пятилетки — выдавливание бесплатных пользователей даже с привычных почтовых серверов. Все устали работать бесплатно, либо ты платишь деньги, либо уходи.
Проблем в области корпоративного общения всё еще предостаточно — границы между рабочими и личными коммуникациями стираются, что создает новые вызовы для инфобезопасности в организациях. Руководители пытаются защитить корпоративные данные, в то время как сотрудники хотят удобства и не очень хотят отказываться от своих привычек.
Более того, крупные компании также диктуют вендорам свои условия и часто нуждаются в индивидуальных доработках продуктов под свои требования, которые могут значительно отличаться в каждом отдельном случае. Вендоры признают необходимость адаптации своих продуктов под потребности пользователей, но в то же время не всегда могут подстроить их под каждого конкретного заказчика.
Найти »золотую середину» между безопасностью, индивидуальными пожеланиями и удобством еще предстоит, а вот посмотреть полную запись разговора (чуть больше часа) можно уже сейчас.