Особенности цифровых коммуникаций на Руси

76888fe44c596e54d2c40139ed698e14.jpeg

И сопутствующие проблемы…

В октябре на Видео+Конференции 2023 прошел круглый стол про то, как много стало разных инструментов для работы и общения и как тяжело с этим жить. 

Вел беседу Юрий Синодов, директор по развитию СМИ2, известный многим по Roem.ru. Участниками круглого стола стали:

Григорий Любачев, сооснователь «Пачки»
Олег Щепалин, ИТ-директор «Аквариус»
Игорь Клушин, начальник отдела ВКС, Центр унифицированных коммуникаций «Газпром нефть ИТО»
Дмитрий Одинцов, директор по развитию Труконф
Михаил Чижиков, руководитель платформы коммуникационных сервисов для бизнеса VK WorkSpace
Екатерина Пичелатова, руководитель направления продуктового маркетинга Webinar Group (теперь — МТС Link).

— Зачем нужна видеосвязь
— Безопасность
— BYOD — принеси свое устройство
— Марш Linux-ов и маркетов
— Спросите, что болит
— Экономика и халява

Зачем нужна видеосвязь

Неожиданную мысль озвучил директор по развитию Труконф Дмитрий Одинцов в самом начале круглого стола. У большинства офисных сотрудников день состоит из встреч. Не все айтишники. Редко встречаются ситуации, когда человек сел и что-то в одиночку программирует. Переговоры и обсуждения нон-стоп — это не побочные эффекты пандемии, это нормальная жизнь.

Как было в офисе: поговорили — что-то записали, что-то забыли. Как сейчас? Сейчас разговоры оседают на серверах в виде записей. Их можно конвертировать в пользу: извлечь планы, поставить задачи, назначить их исполнителям.

В допандемийном офисе длинные бесконечные совещания тоже никто не любил. С точки зрения Григория Любачева из «Пачки», цель видеосвязи — не повисеть в эфире, а большим количеством маленьких звонков закрыть важные моменты. «Пачка» — настоящий ветеран удаленки.

— Мы 10 лет на удаленке. Ковид не был стрессом. Мы поняли, что звонки — это очень дорого. Ты бронируешь время людей в огромном количестве и это финансово бьет по продуктивности.

Однако есть и альтернативная версия. В «Газпром нефти» видеоконференции — это не про «поговорить и запомнить», а для поддержки принятия решений. Начальник отдела ВКС Игорь Клушин рассказал, что когда на месторождении происходит инцидент, собирается оперативный кризисный штаб и в онлайне работает над устранением последствий. Стабильная надежная видеосвязь тут играет огромную роль и на асинхронную коммуникацию ее никак не заменишь.

— Каждое действие должно иметь административный след. Если конференция по принятию решений имеет какой-то результат, то он ложится в протокол.
— То есть от интерком-совещаний это мало чем отличается? — уточняет Юрий Синодов.
— Абсолютно верно. Это эволюционная ступень после селекторных совещаний.

4bfdd1fbd36933024f38a43b6ebb1614.png

Еще одна роль видеосвязи — дополнение к личным встречам, командообразующий инструмент. Но она не заменяет очный контакт, считает ИТ-директор Аквариуса Олег Щепалин:

— Химия коллектива рождается при личном общении, в очных встречах. Конференц-связь — инструмент дополняющий.

Недавно публиковали даже исследование на эту тему. При общении онлайн нейронная активность мозга существенно ниже. Меньше длится пристальный зрительный контакт, меньше расширяются зрачки. То есть в целом возбуждение от коммуникации было меньше. Слаженность тоже страдает по сравнению с личным контактом.

fbeda1f939d9ae0c4b9573c726951341.jpg

Михаил Чижиков из VK WorkSpace подчеркнул, что пользователи имеют свои уникальные потребности и ожидания от систем видеоконференцсвязи — кейсы существуют разные. Важно создавать комплексные продукты, которые могут закрывать разные потребности во многих сегментах:

— Мы стараемся, чтобы сотрудники максимально эффективно решали свои задачи за минимальное время.
— А есть специфические требования к продукту у крупных компаний?
— Есть, они направлены в область информационной безопасности, в область управления большим количеством групповых политик в продукте. Но самое важное — качество и стабильность того набора функций, который уже работает.
— Если стабильности нет, то о чем говорить…
 — резюмировал Юрий Синодов.

Безопасность

Тут, как водится, разговор зашел про облака и локальное развертывание. Про то что запись встречи может помогать сотрудникам в постановке задач, а может стать обязательным протоколом строгой отчетности. Про то что провайдер может начать диктовать свои условия. Про то что бизнесу информбезопасность и технологический суверенитет важнее функциональных «бирюлек».

— У нас есть требования у крупных компаний, чтоб это был on-premises?  — прямо спросил Юрий Синодов. — Потому что утечка видеоархива может очень ‎больно бить по коммерческим интересам компании.

Зал, конечно, повернулся в сторону Игоря Клушина.

a5484211c2cb3adfff0a3baf41095e9c.jpg

Оказалось, что «Газпром нефть» чуть не свернула вендора мирового масштаба на on-premises дорожку:

Мы даже думали договориться с Microsoft, чтобы организовать Teams в виде on-premises инсталляции для Газпрома… Но потом Microsoft отказался вообще рассматривать эту ветку развития продукта и полностью перешел на подписную модель.

А дальше в процессе обсуждения выяснилось, что политика безопасности — это чуть про другое. Неспроста во многих организациях есть несколько сервисов для видеоконференций. Не потому что они еще не выбрали. И в конце не обязательно останется только один. Что-то может быть развернуто локально в закрытом контуре для конфиденциальных переговоров, а что-то рассчитано на публичные мероприятия. Отдельные решения могут быть заточены под корпоративную учебу. 

То есть безопасность — про оценку рисков в конкретной ситуации и применение подходящих инструментов. Про необходимость, достаточность и экономическую эффективность. Для вопросов формата «давай выйдем поговорим‎» используется одна связь, для публичных выступлений и новогодних поздравлений — другая. Дмитрий Одинцов привел пример, когда компания численностью 50 тысяч человек купила дополнительно ВКС-сервер на 500 человек для конфиденциальных переговоров. А компания из другого примера даже установила софт мимо айти-отдела.

BYOD — принеси свое устройство

Концепцию Bring Your Own Device, когда личные устройства используются для работы, сейчас довольно активно рекламируют западные вендоры. Они даже облегчают сотрудникам подключение к профессиональным камерам и звуку в переговорных, но со своего ноутбука или телефона, где все привычно и не нужно ничего искать. 

Для больших серьезных предприятий это зона риска. Некоторым проще выдавать сотрудникам рабочие телефоны. Однако как быть с личной жизнью, семьей, детьми? Насколько гуманно отбирать личные гаджеты на проходной?

В целом участники согласились с тем, что это правильно и хорошо, хотя сотрудникам может быть неудобно.

— Я не понимаю, что такое неудобно. Есть «Вкусно и точка», там сотрудники носят шапочки — так это неудобно! — возмутился Игорь Клушин.

12ef67cec4285c4f7adfff04e275f372.jpg

Оказывается, есть заповедный мир промышленной безопасности, где таких вопросов не возникает. Сотрудники на входе сдают всё в специальный ящик и получают служебные устройства, маркированные определенным образом. У любого на территории предприятия могут проверить подозрительный телефон.

Для взаимодействия с семьей и решения всяких нештатных ситуаций есть диспетчерский центр, номер которого всем известен. У сотрудников есть рации и служебные телефоны, ведется видеонаблюдение.

Однако есть и другая жизнь, где офис, кулер, кофе, спортзал и душ. Постоянная нехватка квалифицированных кадров вынуждает работодателей соревноваться за комфорт сотрудников, комментирует ИТ-директор Аквариуса Олег Щепалин. Отбирать у всех телефоны в таких условиях — провальная стратегия, работник уйдет к другому.

— Зачем устраивать технофашизм, если у вас не критическое производство… — поддерживает Юрий Синодов.

Но даже там, по словам ведущего, иногда возникает желание все-таки отделить личное от общественного. Хотя бы для того, чтобы быть эффективнее.  

Пришли к выводу, что надо смотреть на то, где создается основная ценность — в онлайне или на производстве. Туда и смещается право голоса. Там сотрудники решают, как им удобнее работать и в каких условиях они продуктивнее. Баланс между удобством и безопасностью упирается в деньги.

Марш Linux-ов и маркетов

Говорить об отечественном ИТ, не упоминая российские операционные системы — как смотреть фильм без звука, в целом все понятно, но картина не полная. Эту тему стороной не обошли. Если раньше пользователи еще как-то обходились без Linux, то сейчас ситуация выглядит иначе.

Наблюдаем за рынком, смотрим на спрос. С Astra Linux совместимость есть, за Авророй наблюдаем, — поделилась стратегией МТС Link (бывший Webinar) Екатерина Пичелатова.

Другая тактика у Труконф:

—  Не хочешь делать под Linux — будет странно, возможно будете без денег. Мы поддержали четыре главные операционки, десяток не главных, еще пять десятков остальных

1778fea5cab8935c70ecd9be80a1c4b7.jpeg

Дмитрий Одинцов добавил, что в образовательных организациях всю жизнь изучают Windows. В результате — дефицит кадров, работающих с Linux-платформами, и высокая стоимость таких админов на рынке труда.

По-большому счету, это ведь вопрос экономической эффективности? — уточняет Юрий Синодов.
Конечно, это стоит дорого и по нервам в том числе. Но спрос есть! Наши офисные гики, которые всю жизнь сидели на Linux, подняли головы:»‎А мы вам говорили!»

Зашла речь о маркетплейсах. Григорий Любачев из «Пачки» добавил, что RuStore стал удобной площадкой для распространения продуктов, особенно когда возникали проблемы с Google-сервисами. Запрос на размещение в отечественных маркетплейсах шел в первую очередь от пользователей.

Да, мы видим развитие отечественных магазинов. Это не что-то застывшее, — добавил Юрий Синодов. — К тому же это еще и вопросы информационной безопасности.

Спросите, что болит

В России и за рубежом очень отличаются и подходы к приобретению ПО. Иностранные компании рассматривают продукт в комплексе и принимают решение о его приобретении, исходя из всех его функциональных возможностей. В России заказчики хотят индивидуальный подход.

На тебя посмотрят, тебе зададут кучу вопросов, вынут душу:»‎Если будет с перламутровыми пуговицами, тогда посмотрим…»

Михаил Чижиков рассказал, что большинство запросов пользователей по части функциональных доработок коммуникационного ПО оказываются уже давно закрытыми, однако реализация может отличаться.

Оказывается, что мы уже решили вопрос, но по-другому. Может быть даже удобнее, чем, например, у Microsoft, но пользователь об этом не знает.
Он просто формулирует неправильно, — соглашается Юрий Синодов. 
Он и не хочет формулировать. Вы просто пообщайтесь, спросите что болит. Это решит огромное количество проблем.

Екатерина Пичелатова добавила, что у пользователей вырабатываются определенные привычки, им морально сложно перестраивать рабочие процессы вокруг новых систем, они хотят идентичную с зарубежными сервисами и продуктами историю, даже если это не всегда удобно. 

Дмитрий Одинцов отметил, что пожелания по индивидуальной доработке в случае с крупными компаниями неизбежны, такая ситуация во всем мире.

Когда ты делаешь продукт для крупного бизнеса — будь готов к доработкам. Чаще всего они не ради хохмы пришли тебя доставать, они действительно без этого не могут. Надо договариваться, это часть бизнес-процесса.

Экономика и халява

Была тема про амбассадоров, которые в помощь вендорам помогают продвигать продукт в корпоративной среде.

8e87babac4d5fa1d73db04d727bb8431.jpeg

Алексей Фомин из Хабра задал спикерам вопрос, не стоит ли начать распространять российский софт бесплатно среди пользователей, как это делают Zoom, Google Meet и прочие. Чтобы сформировать ту самую воронку, в которую потом затягивает предприятия спросом изнутри, идущим от сотрудников.

— Так, вендоры, где бесплатный продукт?!

8f8c40ac0f6ceb70e243c1b049a1dcd1.jpg

Оказалось, бесплатно все дают попробовать. Вендоры недовольны только тем, что от бесплатных пользователей сложно добиться адекватной обратной связи, поэтому не сильно разбрасываются возможностями и функционалом, скорее предлагают «неторопливое тестирование».

Юрий Синодов добавил, что тенденция последней пятилетки — выдавливание бесплатных пользователей даже с привычных почтовых серверов. Все устали работать бесплатно, либо ты платишь деньги, либо уходи.

4ab89951df46b39d03e269d70b4b710e.jpeg

Проблем в области корпоративного общения всё еще предостаточно — границы между рабочими и личными коммуникациями стираются, что создает новые вызовы для инфобезопасности в организациях. Руководители пытаются защитить корпоративные данные, в то время как сотрудники хотят удобства и не очень хотят отказываться от своих привычек. 

Более того, крупные компании также диктуют вендорам свои условия и часто нуждаются в индивидуальных доработках продуктов под свои требования, которые могут значительно отличаться в каждом отдельном случае. Вендоры признают необходимость адаптации своих продуктов под потребности пользователей, но в то же время не всегда могут подстроить их под каждого конкретного заказчика. 

Найти »‎золотую середину» между безопасностью, индивидуальными пожеланиями и удобством еще предстоит, а вот посмотреть полную запись разговора (чуть больше часа) можно уже сейчас.

© Habrahabr.ru