Основанный «Яндексом» стартап ClickHouse стал «единорогом»

20 сентября 2021 года «Яндекс» с партнерами объявил о создании компании ClickHouse Inc. Спустя всего 2 месяца она уже привлекла $250 млн инвестиций, получив оценку капитализации в $2 млрд. Это сделало ее так называемым «единорогом» — частной компанией, стартапом, оцениваемым в $1 млрд и выше. Впервые этот термин был использован в 2013 году известным венчурным предпринимателем, основателем Cowboy Ventures Айлин Ли, выбравшей это мифическое животное как яркий образ для представления статистической редкости таких успешных компаний.

8225e1b82f772a1b2f68cfa6d8ab66f0.jpeg

Ведущими инвесторами стали фонды Coatue и Altimeter. В компанию также вложились ее основатели — Benchmark Capital, Index Ventures и сам «Яндекс». Benchmark — фонд из США, который в прошлом инвестировал в Uber и Twitter. Index Ventures тоже из США. Он инвестировал в Revolut, Dropbox и Ozon. Среди других инвесторов, участвовавших в этом раунде, названы фонды Lightspeed, Redpoint, Almaz, FirstMark и Lead Edge. 

ClickHouse, Inc занимается разработкой одноименного продукта, первый прототип которого появился в 2009 году. ClickHouse был разработан для решения задач веб-аналитики для «Яндекс.Метрики» — третьей по популярности системы веб-аналитики в мире.К концу 2014 года была запущена на базе ClickHouse  «Яндекс.Метрика» 2.0, которая позволила пользователям строить произвольные отчеты. Изначально в Яндекс.Метрике для построения отчетов использовались предварительно агрегированные данные. Этот подход позволял уменьшить размер хранимых данных, однако имел ряд ограничений и недостатков.

ClickHouse — колоночная аналитическая СУБД с открытым кодом, позволяющая выполнять аналитические запросы в режиме реального времени на структурированных больших данных. Она использует собственный SQL-синтаксис, близкий к стандартному, но содержащий различные расширения: массивы и вложенные структуры данных, функции высшего порядка, вероятностные структуры, функции для работы с URL, возможность для работы с внешними key-value хранилищами («словарями»), специализированные агрегатные функции, функциональности для сэмплирования, приблизительных вычислений, возможность создания хранимых представлений с агрегацией, наполнения таблицы из потока сообщений Apache Kafka.

В июне 2016-го года исходный код системы был выложен в open-source под лицензией Apache 2.0 А сейчас ее используют многие компании,   в том числе Uber, Tesla, Spotify, Bloomberg, Alibaba и ByteDance (владелец TikTok).

Как уточняется в релизе, компания планирует направить привлеченные средства на увеличение штата и на развитие международного бизнеса. Расширенная команда займется созданием коммерческих продуктов на основе системы, в том числе планирует запустить облачную версию платформы и несколько решений для крупного бизнеса. 

Саму «Яндекс» можно было бы тоже назвать «единорогом», но из-за того, что она не раскрыла условий сделки с Almaz Capital, а IPO провела только в 2011 году (на тот момент компания существовала уже около 10 лет) «Яндекс» не получила статуса «единорога». Возможно, «Яндекс.Такси» можно назвать «единорогом», так как в 2018 году после закрытия сделки с Uber ее капитализация составила $2 млрд. Еще одна компания, ставшая «единорогом» в 2021 году, это компания InDriver. Ее капитализацию оценили в $1,23 млрд.

© Habrahabr.ru