Осенняя космическая Москва
Основной целью моей поездки в Москву 22–24 сентября был визит в «РКК Энергия», но кроме этого я заглянул на торжественную передачу Роскосмосу спутника «Маяк», посетил Московский планетарий, заглянул еще раз в музей космонавтики и прочитал научно-популярную лекцию. Под катом фототчет с комментариями.
Торжественная передача Роскосмосу спутника «Маяк»
Так совпало, что в первый день моего визита, 22 сентября, состоялась торжественная передача Роскосмосу спутника «Маяк», который может ненадолго стать самой яркой звездой на небе. Мероприятие проходило в Московском государственном машиностроительном университете (МАМИ).
В вестибюле эвент-агентство развлекает гостей виртуальной реальностью в HTC Vive. Система интересная, контроллеры в руках позволяют манипулировать объектами, а камера отслеживает положение в огороженной площади. Но очки мне не очень понравились — такое ощущение, что в них используют линзы Френеля, и насечки на них приводят к тому, что свет сбоку в трехмерной сцене создает заметный и мешающий сектор засветки на линзах.
Финальный состав команды, создавшей спутник. По подсчетам руководителя проекта Александра Шаенко всего в разное время над «Маяком» работало больше сорока человек.
Спутник крупным планом. Форм-фактор наноспутника 3U, оказывается, не такой уж и маленький.
Команда проекта с теми, кто помогал. По центру хватается за голову блогер YouTube Ян Топлес, с почти миллионом подписчиков, оказывавший информационную поддержку.
Запуск «Маяка» ожидается в конце года, но, возможно, съедет еще дальше — «Маяк» идет попутным грузом с запуском «Канопуса-В-ИК», а его разработчики (как и любые другие) не будут возражать против сдвига сроков вправо.
День второй
Главным событием второго дня было посещение музеев РКК «Энергия».
После экскурсии часть группы из Федерации космонавтики Санкт-Петербурга и примкнувших к ней блогеров нанесла визит в редакцию журнала «Новости Космонавтики». Уже год журнал находится на грани закрытия из-за нехватки денег, но героическими усилиями коллектива все еще удерживается от того, чтобы переступить эту грань. Уже идет подписка на 2017 год, не пропустите действительно уникальный журнал о космонавтике, интересный и для тех, кто не работает непосредственно в отрасли.
После редакции наши пути окончательно разошлись, и, поскольку еще был седьмой час, я решил отправиться еще в одно космическое место, где я не был — планетарий. В метро случайно попался поезд в космическом оформлении, который запустили в апреле этого года.
Московский планетарий
Билеты: в районе 600 рублей.
Фотографирование: Бесплатно.
Общая оценка: Интересно, но дорого.
Перед началом программы можно зайти в музей Урании, состоящий из двух частей. В первом зале показываются различные астрономические инструменты, проекционные аппараты планетариев и рассказывается история Московского планетария.
Теодолиты — инструменты для измерения углов:
Проекционный аппарат планетария фирмы Carl Zeiss. Подобных аппаратов было сделано много, с характерной гантелеобразной формой они украшают залы многих планетариев, но уже часто только как экспонаты — современные цифровые проекторы позволяют показывать полнокупольные фильмы.
Детали еще одного проектора.
Инсталляция «кабинет астронома» в центре зала.
Второй зал посвящен геологии и метеоритам. Среди горных пород представлены как родственные с Луной, так и уникальные для Земли.
Импактиты и тектиты — то, что образуется в месте удара метеорита о поверхность Земли.
Метеориты.
Во время сеанса, естественно, съемка была запрещена, но после я сфотографировал новый проектор.
После сеанса я случайно забрел на верхнюю площадку с астрономическими приборами — солнечными часами, картами неба и макетом Стоунхенджа. В сентябре при хорошей погоде там проводят вечера тротуарной астрономии, а под пасмурным небом рассказывают об астрономии.
В целом планетарий производит смешанное впечатление. С одной стороны, они много делают для популяризации, постоянно появляется информация об их акциях и мероприятиях. С другой стороны, они держат сомнительный рекорд самых дорогих билетов из всех космических музеев Москвы, где я побывал. Программа, которую я посмотрел, была хорошей, интересной и качественной, но, все-таки, на мой взгляд, столько не стоила.
Уже на пути в хостел, я случайно прошел мимо фестиваля «Круг света». Дождь не располагал к долгому наблюдению, но, как идея, это было любопытно.
День третий
Лекция у меня была запланирована на после обеда, поэтому я решил в очередной раз заглянуть в музей космонавтики на ВДНХ. Как я и говорил в прошлую поездку, туда можно заходить раз в квартал, они постоянно устраивают дополнительные экспозиции, так что в музее всегда будет что-то новое.
Оказывается, в музее работает детское конструкторское бюро «Восток», в котором за три года дети могут научиться программировать, составлять принципиальные схемы и реализовывать их на монтажных платах, причем с космическим уклоном. Серьезность и продуманность учебной программы лично меня очень впечатлила.
В запасниках готовятся к экспозиции перчатки скафандра «Орлан», в котором работают в открытом космосе.
Косплею кота с картины «Посланцы» Рины Зенюк, который у меня на юзерпике, с элементом фермы «Софора» для станции «Мир» и в перчатках «Орлана». В земных условиях в них удобно, в космосе должно быть сложнее.
Прохожусь по постоянной экспозиции. Крупный план поврежденного теплозащитного экрана, на котором хорошо видна структура. Здесь более современный материал, чем на «Востоке» Гагарина, но механизм тот же — многослойный экран обгорает, медленно, как закрытая книга в огне, и тепло уносится вместе со сгоревшим веществом.
А этот экспонат относится к очень поучительной истории, показывающей, что даже крайне малые вероятности могут выпасть. Советская межпланетная станция, которая должна была отправиться к Венере, осталась на орбите и, спустя сутки, сгорела в атмосфере. Спустя два года, купающийся в речке Бирюса мальчик наткнулся ногой на какую-то железку. Он достал ее, отнес домой, вместе с отцом они вскрыли ее, и увидели какие-то рисунки и надпись «СССР». Находку отнесли «куда надо» — в КГБ. Там ничего по своему профилю не нашли и переслали в Академию наук. А там уже в железке узнали вымпел, который должен был оказаться на Венере. Он был в теплозащите, поэтому пережил спуск в атмосфере. Но вот вероятность упасть на территорию СССР составляла 3%, а вероятность, что его найдут, стремилась к нулю. Но выпала «критическая удача», и вымпел нашли.
Из временных экспозиций первой мне попалась на глаза «Белка, Стрелка и другие», посвященная животным в космосе. Из Дарвиновского музея приехали чучела животных. Кого только не возили в космос — мышей, крыс, черепах, тритонов, перепелов, морских свинок, обезьян…
Собачий скафандр.
Кабина для обезьяны. На заднем плане собачья кабина «Космоса-100», на котором в длительный полет летали собаки Ветерок и Уголек
Головная часть геофизической ракеты, на которой собаки совершали суборбитальные полеты в начале 50-х
Центрифуга для экспериментов с перепелами.
Транспортный контейнер для мышей спутника «Бион». Создавал условия, максимально похожие на полетные, и позволял удобно перевозить мышей на космодром.
А эта большая центрифуга — для насекомых, использовалась на «Бионе-5» в 1979 году.
В первом зале добавился макет связного спутника «Молния»
А рядом расположена вторая временная экспозиция по фильмам Ричарда Викторова — «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам».
Раскадровка.
Монтажные срезки.
Эскизы.
Экскизы костюмов.
Реквизит.
После этого я в уютном небольшом зале Российской государственной библиотеки молодежи прочитал лекцию «Женщины и космос». Видео, увы, нет, при желании можно посмотреть первую версию лекции, прочитанную в Уфе.
Ну и последнее фото — просто красивый закат. Еще одна отличная поездка подошла к концу.