Орбитальные папарацци Роскосмоса
Уже некоторое время я замечаю, что спутниковые снимки актуальных событий от Роскосмоса появляются и в непрофильных источниках. Особенно ярко это видно в истории взрыва в порту Бейрута 4 августа — практически любой материал сопровождался кадрами «до/после» с российских спутников дистанционного зондирования Земли. Подобные снимки, от разливов нефти и пожаров до парадов и хроники возведения ковидных больниц — наглядное доказательство пользы, качества и вообще существования российской спутниковой группировки.
Аппаратура Геотон-Л1 спутника Ресурс-П, фото Vitaly V. Kuzmin/Wikimedia Commons
Группировка
Ресурс-П №3, фото РКЦ «Прогресс»
Флагманами российской гражданской спутниковой группировки дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) являются аппараты «Ресурс-П». Они имеют самую большую массу, 6275 кг, из которых 2275 занимает фотографическая аппаратура. Спутник может похвастаться разрешением в районе одного метра в черно-белом (панхроматическом) режиме и 2–3 метров в мультиспектральном (цветном) режиме. На момент запуска первого аппарата рекордной была ширина снимаемой с максимальным разрешением полосы земной поверхности — 38 км. Также на борту есть камеры высокого (12/24 м) и среднего (60/120 м) разрешения, а также гиперспектральная камера с 96 каналами, позволяющая получать специфические данные вроде содержания хлорофилла в листьях, состояния почвы или степени зрелости злаков, недоступные мультиспектральным камерам.
Возможности аппаратов «Ресурс-П», инфографика Научного центра оперативного мониторинга Земли
Первый «Ресурс-П» отправился на орбиту 25 июня 2013 и до сих пор продолжает работать, превысив гарантийный срок существования в пять лет. Второму аппарату повезло меньше — отправившись в космос в декабре 2014 он был окончательно вычеркнут из состава группировки в ноябре 2018. Но самая драматичная история приключилась с третьим спутником. После успешного выведения на орбиту 13 марта 2016 выяснилось, что не до конца раскрылась одна из двух солнечных панелей. Расследование показало, что панель начала раскрываться раньше, чем нужно и зацепилась за конструкцию спутника. Поскольку площадь панелей рассчитывают с запасом из-за деградации, это не повлияло на работоспособность аппарата. А в сентябре оказалось, что панель раскрылась сама по себе. Увы, на этом проблемы не закончились — в феврале 2017 отказали передатчики высокоскоростной радиолинии. Казалось бы, спутнику конец, но в мае 2020 случилось практически инженерное чудо — «Ресурс-П» №3 удалось перепрограммировать и вернуть к работе в обход отказавших участков. Спутниковую группировку очевидно стоит пополнить, и на подходе еще два аппарата, которые должны отправиться в космос в 2021.
Два спутника «Канопус-В» на диспенсере, фото ВНИИЭМ
Если «Ресурс-П» можно назвать тяжелым многофункциональным комбайном, то «Канопусы» легче, проще и имеют худшие характеристики, но за счет своей многочисленности снимают большую площадь. Спутник имеет массу 350 кг из которых 117 занимает платформа. Камер всего две — панхроматическая и многозональная, а пространственное разрешение составляет 2,5 метра в панхроматическом и 12 метров в мультиспектральном режиме. Ширина полосы снимаемой поверхности тоже ниже — 20–23 км. Зато до недавнего времени на орбите работало шесть аппаратов, каждый из которых фотографировал сравнимую с «Ресурсом-П» площадь. Также, на одном из аппаратов, «Канопус-В-ИК», стоит инфракрасная аппаратура, которая на полосе шириной 2000 км способна заметить пожар 5×5 метров.
Возможности «Канопус-В», инфографика Научного центра оперативного мониторинга Земли
«Канопус-В» №1 вывели на орбиту 22 июля 2012, где он и проработал до начала июля 2020, что, в общем, весьма достойно. Вторым в июле 2017 полетел «Канопус-В-ИК», а дальше спутники стали запускать с «Восточного» сразу по две штуки. Третий и четвертый спутники полетели в феврале 2018, а пятый и шестой — в декабре 2018. Новых пусков в ближайшее время не ожидается.
Также к спутникам ДЗЗ относятся «Метеоры-М», это метеорологические спутники с разрешением 60 метров на точку. Ну и нельзя не отметить, что красивыми фотографиями нас еще радуют спутники «Электро-Л», но они с геостационарной орбиты видят полушарие целиком с разрешением 1–4 километра на точку.
Результаты
Эту фотографию вы, наверняка, видели, но и обойтись без нее не получится. Последствия взрыва в Бейруте, съемка «Ресурс-П».
Фото в высоком разрешении
Морской парад в Санкт-Петербурге 26 июля, кадрированное фото. Обратите внимание, что прекрасно различимы швартовые бочки диаметром 1–3 метра, и даже видны контрастные тросы, протянутые к ним.
Исходное фото в высоком разрешении
Разлив топлива в Норильске, июнь.
Фото в высоком разрешении
А вот пример работы мультиспектральной аппаратуры. В районе длины волны 0,55 мкм прозрачность атмосферы очень чувствительна к загрязнениям, и остановка промышленных предприятий в Ухане из-за карантина видна наглядно. Фото спутника «Метеор-М» № 2–2.
Свежее чрезвычайное происшествие — разлив нефти с танкера Wakashio около острова Маврикий. Съемка «Канопуса-В».
Фото в высоком разрешении
Пожары в республике Саха (Якутия), фотографии сделаны «Канопусом-В».
Фото в большом разрешении
Заключение
Оборудование — это еще не все. Радует, что у Роскосмоса получается реагировать на информационные поводы — оперативно принимаются решения о съемке актуальных событий параллельно уже существующему плану работ, фотографии быстро передаются на землю, обрабатываются и выкладываются в Сети, чтобы успеть попасть в новостную повестку дня. Но когда вы видите свежую спутниковую фотографию какого-либо события, задумайтесь еще и о незаметной ежедневной работе по учету природных ресурсов, сельскому хозяйству, картографии, мониторингу ледовой обстановки и прочему, чем занимаются спутники ДЗЗ.