Опыт создания мобильного приложения: получилось не с первого раза
Только что мы закончили наш цикл статей по квантовому программированию. Теперь ненадолго вернемся к более понятному — мобильной разработке, и в серии из нескольких статей поговорим о конструкторе для разработки мобильных приложений для интернет-магазинов. Это уже вторая попытка ребят создать такой конструктор и теперь она успешна. Заряжайтесь опытом под катом!
Передаю слово автору.
Четыре года назад мы пытались сделать первый конструктор и компанию по разработке мобильных приложений для интернет-магазинов — тот опыт мы описали на Хабре в серии статей. Тогда они получили более 70 тысяч просмотров. Сейчас, благодаря компании Microsoft и ее технологиям, мы возвращаемся с новым проектом, второй серией и новым бизнесом — mCommerce (mobile commerce) конструктором Appropio. Почему новая итерация стала более успешной (а оценивается успех ростом клиентской базы), какие технологии для этого выбрали и какая архитектура оказалась самой удачной — читайте в этой и следующих статьях.
План наших статей примерно таков:
- В этой статье мы опишем состояние дел в мобильной коммерции, наши подходы и то, почему мы снова надеемся на успех. Будет больше маркетинговых разговоров о приложениях, об истории, бизнесе и рынке.
- Во второй статье — итерации, которые мы делали при создании конструктора, как мы прорабатывали идею, отсекали лишнее или наоборот, добавляли нужный функционал. Это уже будет рассказ о том, как с технической точки зрения прототип из идеи и бумажного наброска превращался в готовые компоненты.
- Третья часть — еще раз о технической основе, архитектуре, технологиях.
- Четвертая — взаимодействие с клиентами — чего же хотят интернет-магазины от мобильных приложений.
- Пятая — управление проектом, доработки, будущее.
Если вы хотите больше знать о какой-либо области или у вас есть вопросы, то можно писать прямо в комментарии, мы будет строить свои следующие статьи с их учетом.
Я понимаю, что Хабр любит цифры и код, но без вступления не обойтись. Изложить динамику трех лет в нескольких абзацах трудно, но я попробую.
mCommerce на взлете. Или нет?
В нашей первой статье я писал о том, как мы в студии Notissimus первый раз пытались сделать конструктор мобильных приложений. Четыре года назад конструктор оказался не востребован клиентами, и проект сам постепенно заглох, после чего мы окончательно ушли в заказную разработку — именно она позволила компании пройти «долину смерти» и развиваться на протяжении 5 лет.
Почему так? Можно сказать, что четыре года назад рынок еще не был готов к мобильным приложениям, не был готов к самому mCommerce, мобильной коммерции, люди даже путали мобильный сайт и мобильное приложение. Впрочем, сейчас тоже еще путают, но уже реже.
Типичная ошибка стартапа — мы вышли с конструктором слишком рано и «не попали» в рынок и его запросы. Проникновение устройств было недостаточно, сами руководители магазинов еще не видели перспектив мобильных продаж и мобайл вообще не присутствовал в их головах, да и успешных примеров практически не было.
Что изменилось сейчас:
- Проникновение смартфонов достигло максимума.
- Цена установок снижается, у компаний стало много своих бесплатных каналов продвижения (и мы советуем первый год задействовать именно эти бесплатные каналы, а не тратить деньги на покупку установок).
- Уже есть наглядные примеры успешных приложений с миллионными оборотами (рекорд одного из наших клиентов — 10 млн. рублей в … неделю!).
- Соответственно, количество мобильных приложения для покупок растет по экспоненте — mobile commerce — один из ведущих трендов в 2016–2017 гг.
В 2017 году в России на смартфоны приходилось около 14% розничных онлайн-продаж — рост 27% по сравнению с 2016, а доля покупок, сделанных с планшетов, продолжала снижаться. Интересно, что сейчас покупки, сделанные с помощью устройств на платформе Android, опережают покупки с iOS, а также демонстрируют годовой прирост в 33%. При этом в мире наблюдается обратная динамика — годовой прирост операционной системы Android составил только 38%, в то время как прирост iOS — 74%.
Стоит отметить — несмотря на общий рост и положительную динамику, отсталость рынка (по крайней мере, в России) сохраняется. Рынок с точки зрения продуктов и приложений пуст и даже сейчас мы играем на его опережение. Даже в Москве и Санкт-Петербурге продающее мобильное приложение есть максимум у одного из нескольких сотен интернет-продавцов (это не точная статистика, скажем так — наши ощущения из общения).
Ведь приложения — это новая среда для магазинов. За четыре года все научились делать сайты с магазинами (коробочные решения уже исчисляются десятками) и продвигать их. А вот с приложениями до сих пор по-другому. Для приложений важна не только сама платформа для разработки — важно понимать, как работать с этим инструментом, как его поддерживать, как развивать. Это множество вопросов, в которых бизнесу и собственникам магазинов надо разбираться. Компетенций и знаний пока явно недостаточно.
Мы не преувеличиваем. Недавно показывали крупной торговой компании сегмента DIY в Питере примеры, как компании этого сегмента могут увеличить продажи через приложения, приводя кейсы, цифры и т.п., заодно мимоходом упомянули, что ребята — у вас даже мобильного сайта нет. Через неделю нас позвали в тендер на разработку… мобильного сайта! И теперь мы пытаемся донести до руководителей, что мобильный сайт и мобильные приложения — это слегка разные вещи — сайт для быстрого получения информации, а приложение — для выстраивания долгосрочных отношений.
Можно ли продавать из приложений? Да. Абсолютно. Мы в этой серии статей приведем множество примеров (обезличенных), а пока — посмотрите, это выдержка из нашей внутренней аналитики — продажи за неделю из мобильных приложений:
На изображении приведены обезличенные итоги продаж через мобильные приложения для абсолютно разных категорий бизнеса (одежда, DIY, продукты питания, цветы и т.п.). Цифры по продажам приведены за неделю (идет сравнение неделя к неделе) и хочется отдельно выделить удивительные итоги по продажам в размере 10 000 000 рублей! При этом, обороты с сайта компании не сократились, то есть компания получила дополнительный оборот в размере 10 млн. рублей в неделю сделанный с помощью мобильных приложений.
Пример одного из магазинов:
Продажа продуктов питания
670 тыс. рублей в месяц
Главный вопрос — приложения надо «уметь готовить». Я скажу, что это изменение психологии, самой парадигмы. До сих пор не все это понимают, но приложение это очень персональное медиа.
Человек, поставивший приложений — лояльный. Ему нравится бренд, он покупает, он возвращается. Приложение — бесконечная и практически бесплатная реклама для компании. Оно постоянно присутствует на экране пользователя и несколько десятков (а то и сотен) раз день напоминает о себе хотя бы иконкой (не говоря уж о назойливых пушах — впрочем, о них отдельный разговор). И людям даже нравится обновлять приложения и читать —, а что же поменялось?
Но положительная динамика очевидна. И так мы подошли к нашему новому продукту.
Так почему снова конструктор?
Мы решили сделать новую платформу (мы назвали ее «конструктором приложений», хотя это не совсем так — скорее платформа, но с точки зрения конечного клиента термин конструктор понятнее и приживается легче). Наш конструктор за минимальную цену позволяет попробовать мобайл как среду покупок. Риски компании минимизируются — это не заказная разработка за миллион или около, а немногим более 100 тысяч (а точнее 129,000 р) на создание первой версии двух приложений для iOS и Android. Это почти любой бизнес может себе позволить, и если магазин сделает все правильно, то результат будет виден.
Отвечая на вопрос, почему мы вернулись к идее конструктора вновь, можно просто ответить:
- Большая часть управленцев еще не до конца готова к приложениям в части интеграции в систему продаж. Тем не менее, все уже хотят пробовать. Конструктор позволяет снизить порог вхождения.
- Приложения категории Shopping растут как на дрожжах, и в России мы однозначно придем к тому, что компании обратят пристальное внимание на этот инструмент.
- На российском рынке конкуренция в сегменте конструкторов близка к нулю, а количество интернет-магазинов, зарегистрированных на Я.Маркете — более 20,000 штук (точной статистики не видели, но есть оценка, что интернет-магазинов в РФ всего порядка 50,000).
Иными словами — рынок большой, растущий, конкуренции нет — и почему бы не попробовать? Фактически наш конструктор — это маленькая ступенька к большому мобильному маркетингу для компаний.
Плюс — мы 5 лет делаем под заказ приложения бизнесу (не игры), и большая часть из них — торговые. Было бы грехом не превратить наш многолетний опыт в конечный конструктор.
Итоги работы
Мы стараемся придерживаться концепции максимально открытости. И лучше всего привести скриншоты с банковского счета. :) Ниже данные за 2017 год — в начале 2017 мы начали разработку и сразу стали продавать (как советуют умные книги). Итого доход составил 1,400,000 рублей, которые мы, естественно, потратили на разработку (в дополнение к собственным инвестициям, которые делаем мы и наши партнеры по бизнесу).
В 2018 году дела пошли немного веселее, т.к. продукт уже стал более зрелым, появились успешные кейсы с неплохими результатами. Доход за первые месяцы 738,000 рублей.
Платформа
Технологическая основа нашего конструктора — кроссплатформенная среда разработки Microsoft Xamarin. На нем написан ряд модулей (галерея товаров, корзина, карточка товара, оплата и т.п. — эти модули постоянно улучшаются, их количество растет), которые легко можно объединять в готовое приложение для магазина. Пока собираем приложения мы «руками», но в ближайшие месяцы планируем запустить личные кабинеты для клиентов, чтобы они занимались этим сами.
Кабинет — это очень важная вещь, но мы специально не торопились с его разработкой, предпочитая делать сборки клиентам самостоятельно, т.к. пока нет 100% понимания как сделать так, чтобы клиент мог действительно сделать очень качественный продукт, а не поделку, которую он забросит.
Чем хорош или плох такой подход?
Во-первых, Xamarin позволяет достичь практически нативного быстродействия сразу на двух платформах. Никаких задержек, присущих HTML 5, в нем, конечно, нет. С его помощью также можно легко «общаться» с нативными функциями (геолокация, пуши, камера и т.п.). Сама кроссплатформенность дает переносимость и тиражируемость кода между платформами.
Плюсом является то, что если клиент захочет сам дальше дорабатывать приложение (а мы передаем исходный код заказчикам — предоставляем исключительные права на результат работ — специально делаем на этом акцент), он может взять в штат одного C#-программиста, который постепенно изучит Xamarin и сможет развивать сразу две платформы.
Нужно ли дорабатывать клиенту самому или попросить нас? В 99% приходят к нам, но сам факт того, что передан исходный код (кстати, с документацией) и есть практическая возможность развивать продукт самостоятельно — имеет сильное психологическое влияние при принятии решения.
Из недостатков: нет явной быстрой возможности для кастомизации приложений, как в случае с HTML5 конструкторами — потаскать элементы в визуальном редакторе, сразу посмотреть получившиеся макеты нельзя.
Еще относительная сложность в разработке.
Кстати, эта идея с перетаскиванием — она утопична в своей сути. Над каждым новым приложением у нас работает дизайнер, который пытается вдумчиво перенести фирменный стиль клиента и его контента в мобильное приложение, учитывая существующие ограничения платформ в части дизайна. Получаются такие красивые приложения, как на скриншоте.
Почему конструкторы сошли со сцены
Несколько лет назад конструкторы были на гребне успеха — чуть ли не каждый месяц открывался новый, который обещал простое и эффективное решение для тех или иных клиентов. Сейчас «конструктивистская» эйфория прошла (а Apple даже пыталась банить шаблонные приложения) и причин тому несколько:
- Их решения были совсем типовые, все они были сделаны под копирку.
- Нормального доступа к нативным функциям (по крайней мере, в российских конструкторах), фактически, никто и не сделал.
- Технология HTML5 работала, откровенно говоря, медленно и с ошибками.
Мы пошли по пути наличия нескольких отлаженных универсальных шаблонов для интернет-магазинов, которые визуально кастомизируются под фирменный стиль клиента и вместе с его контентом практически до неузнаваемости меняют итоговый продукт. В результате, нельзя сказать, что мы штампуем приложения. Да, они «нанизаны» на общий каркас дизайна, но наша цель — дать клиенту свой продающий инструмент, а не заполонить App Store и Google Play однотипными поделками. Поверьте, любая среднего размера компания не захочет получить шаблонный продукт-близнец конкурента.
Второй недостаток для нас таковым не является, так как наша головная компания Notissimus как раз и занимается заказной разработкой на Xamarin и на этом деле мы уже достигли высот, что и позволило нам создать такой кроссплатформенный конструктор.
О том, как он работает — в следующей нашей статье. Stay tuned!
Об авторе
Максим Кульгин — один из учредителей конструктора мобильных приложений (точнее ООО АППРОПИО, которое имеет права на продукт appropio). Одновременно он один из учредителей компании по разработке мобильных приложений notissimus.com. Живёт в Питере. 45 лет. Женат. 2 детей. Контакты: FB, mobile: +7 (812) 748 2096.
P.s. Тем, кто хочет понаблюдать более пристально за тем, как работает наша команда — рекомендую подписать на канал — мы много записываем видео, что называется «изнутри» :)