Опыт организации планирования в машиностроении применительно к ИТ. Часть 2

Сопоставление организации планирования в машиностроении с подходами при планировании разработки программного обеспечения

Приветствую всех читателей Хабра!

Меня зовут Константин, занимаюсь разработкой ПО в компании «Автомакон». На данный момент работаю на проекте для «ВкусВилл».

Предлагаю продолжить анализ применимости подходов в машиностроении к ИТ. С первой частью можно ознакомиться по ссылке.

В первой части я сравнивал схему производственного цикла в машиностроении и цикл разработки программного обеспечения. На мой взгляд, процессы с точки зрения «управления» имеют очень много общего. Делюсь опытом планирования, который мне удалось подсмотреть, работая на «остатках» Информационно Вычислительного Центра (ИВЦ). На старте моей карьеры в ИТ численность персонала ИВЦ уже была гораздо меньше, чем в лучшие годы, и при этом постоянно сокращалась. Отчасти это можно объяснить тем, что ЕС-ЭВМ на тот момент серьезно устарели. При этом со временем ко мне пришло осознание того, что вся теория, которая была проработана еще во времена СССР, актуальна до сих пор, ведь основные принципы не изменились. Изменился только инструментарий.

Проанализировав разные подходы, а именно:  

  • опыта автоматизации планирования на относительно небольших современных машиностроительных предприятиях

  • опыта автоматизации планирования, который применялся на «заводе-гиганте» времен СССР

сделал выводы, что еще в рамках ЕСТД, возможно, были заложены некоторые принципы, которые до сих пор не всегда осознаются автоматизаторами. 
Ниже прилагаю две схемы, при сравнении которых можно увидеть отличия.

c4de5156ae0387f17dc591d83e0bcc75.pnga60969bec95f1ba5693ea73f5211da83.png

При описании отличий двух схем, можно отметить, что принципиальное отличие в подходах заключается в том, с некоторого момента укрупненное планирование переходит на планирование и отслеживание  конкретных сборок (в идеале деталей).  Возможно, что во времена СССР и ЕС ЭВМ с 1GB оперативной памяти аппаратная реализация полноценной плановой модели и была невозможна, но подходы, которые применялись в условиях дефицита вычислительных мощностей, в современных условиях относительно легко и просто реализуются. 

Осталось только отметить, что «легко и просто» это только с точки зрения аппаратно-программной реализации. К сожалению, «легко» не относится организационной точки зрения, ведь все намного сложнее.

Ниже описываю, что подразумевает детализированное планирование и учет.

  • Начиная с момента появления состава изделия, можно относительно легко и просто планировать следующие параметры:

  • Количество деталей с утвержденными чертежами;

  • Количество сборочных единиц с утвержденными чертежами;

  • Количество деталей, на которых точно указан материал и вид заготовительных операций;

  • Количество ДСЕ, на которые утвержден маршрут;

  • Количество ДСЕ, на которые утверждены нормы труда;

  • Кол-во ДСЕ, на которые утверждены техпроцессы.

  • Каждый из перечисленных выше показателей относительно легко отслеживается.

  • Начиная с момента, когда у нас появляются предварительные нормы, у нас также уже появляется предмет для анализа экономического состояния проекта.

Таким образом, получается, что полноценное планирование сложных изделий в машиностроении ненамного проще разработки сложного программного обеспечения. И более того, ошибки, связанные со стыковкой с соседними изделиями, реализованными в железе, обходятся намного дороже, чем в ИТ.  

© Habrahabr.ru