Опыт круглогодичной езды на электро-велосипедах

Ежедневный путь от дома до работы/учёбы я исторически осуществлял на общественном транспорте. Вначале я был ребёнком со льготным проездным. Потом стал студентом со льготным проездным. А потом халява закончилась и я, не долго думая, пересел на велосипед. Спустя пару лет я подсчитал сэкономленные на транспорте деньги и признал инвестицию в электро-велосипед экономически обоснованной.

За 980 евро я стал обладателем новенького немецкого электро-велосипеда с двухлетней гарантией.

PROPHETE NAVIGATOR 7.6

e72a6162313f97603cbf04f77f27ff76.jpg

Как выбирал

Выбор пал на PROPHETE NAVIGATOR 7.6 (2018 года в 2018 году). Выбирал по параметрам:

  • цена (на тот момент это был самый дешёвый вариант)

  • популярность (эта модель продавалась во многих магазинах города, а значит проблем с поиском деталей при обслуживании должно быть меньше)

  • наличие брызговиков (крыльев) (на предыдущем велосипеде их не было, и по мокрому асфальту скорость ограничивалась 10 км в час, а если быстрее, то вода с заднего колеса попадала на спину)

  • тормоза типа V-break (они просты в понимании и легки в самостоятельном обслуживании)

Почему не электро-самокат

Из альтернатив, рассматривал и самокаты, которые на тот момент уже появлялись, но были достаточно экзотичны. Но в них оттолкнули многочисленные опасения:

  • малые колёса, значит более быстрый износ всего (резины, тормозов, подшипников, мотора)

  • малые колёса, а значит сложная проходимость по дороге с ямами, бордюрами, песку, снегу.

  • электричество — единственные способ ехать. Если заряд кончился, придётся идти пешком.

А в дальнейшем, после популяризации выяснилось, что ещё:

  • малые колёса создают сильную нагрузку на раму при езде по ямам, и рама часто не выдерживает и ломается

  • длина пробега на одном заряде сильно меньше велосипедной

  • падения с самокатов происходят значительно чаще, чем с велосипедов (по статистике), и эти падения крайне травмоопасные. 

Ресурс велосипеда

Перед покупкой меня сильно интересовал вопрос, сколько км можно проехать на велосипеде за всё время. Не знаю почему, но в интернете информации было как-то мало, и пробеги варьировались от 6000 до 15000 (и при этом велосипеды были ещё в пользовании, т.е. это был не конец).

Сразу спойлер, на своём я проехал 22835 км, после чего продал его. Так что реальный лимит по прежнему не известен.

О плюсах электро-велосипеда против обычного велосипеда

Сразу после покупки выделяются плюсы.

Ощущение лёгкости при кручении педалей. Когда садишься на обычный велик и крутишь педали первые пару оборотов — тут же начинаешь наслаждаться скоростью. Но ещё через пару оборотов чувствуешь усталость в ногах и скидываешь скорость на стабильную. В электро-велосипеде ты просто продолжаешь наслаждаться ездой вплоть до пункта назначения.

Свежесть велосипедиста. Когда приезжаешь на обычном велосипеде на работу — в лучшем случае надо переодеться, в худшем — принять душ. На электро-велосипеде спокойно можно ехать в бизнес костюме и приехать бодрым и свежим.

Простота использования зимой. На обычном велосипеде приходится каждый зимний день снимать и заряжать фонари. В электро-велосипеде они питаются от основной батареи и включаются прямо с руля и прямо во время хода. Удобно.

Но есть и минусы.

Велосипед тяжёлый. Его уже не перекинешь через забор, если хочешь сократить путь.

Быстрый износ деталей. Разгоняться проще, а значит это происходить чаще и на большие скорости. В итоге тормоза, резина, подшипники и прочие детали изнашиваются быстрее.

Привлекательность для воришек. Оставлять велосипед возле магазина становится страшнее. Чем велосипед дороже выглядит, тем он привлекательнее для воров. Аккумулятор легко снимается, составляет половину стоимости велосипеда и понижает интерес угонщика, но его приходиться носить с собой, что создаёт определённый дискомфорт.

Обслуживание

А ещё у электро-велосипедов открывается возможность более надёжных деталей. Если в обычном велосипеде идёт баланс между весом и надёжностью, то в электро-велосипедов вес не имеет значения и без проблем ставится: усиленная резина рассчитанная на более быстрое катание, усиленные колёса, которые не искривляются восьмёркой от ям на наших дорогах, усиленная цепь, которая увеличивает пробег без обслуживания, ну и масса полезных обвесов — фонарей, брызговиков, багажников, ножек.

15ff3fd6b7eab4c7178647a4b1732f96.jpg

В моём случае было только 2 серьёзных обслуживания и 1 ремонт по гарантии.

Ремонт по гарантии случился примерно на третей тысяче пробега, примерно годе езды, когда у мотора пропал лимит в 25 км в час, и он начал выдавать до 30. Наверное любой бы обрадовался, но я воспользовался случаем и пошёл в гарантию. Там велосипед держали почти месяц, и я уже пошёл делать возврат денег, т.к. ремонт длился уже дольше законных 4-ёх недель, и прямо в момент оформления документов, мне позвонили из сервиса магазина и сказали, что можно забирать велосипед.

Первый серьёзный ремонт был на 8858 км. Там я полностью поменял заднее колесо, цепь и задние звёздочки. Ремонтировать пришлось, потому что что-то в колесе сломалось, и педали крутились, а колесо — нет. Ремонт обошёлся примерно в 140 евро.

Следующий раз такая же ситуация случилась уже на 13198 км. В этот раз менял заднее колесо, цепь, передние и задние звёздочки. В этот раз акцент был сделан на более качественных деталях и ремонт обошёлся в 180 евро.

И это был последний ремонт. Цена деталей оправдала качество и на момент продажи не было явных признаков того, что вот вот что-то выйдет из строя.

Кстати, кроме этих ремонтов я периодически менял тормозные колодки и лениво смазывал цепь WD-40. По хорошему надо менять цепь. Но я этого не делал и, когда приходилось, менял её сразу со всеми остальными механизмами. 

А ещё порадовало, что за все 22 тыс. у переднего колеса не было ни единого прокола и там так и осталась оригинальная резина continental и оригинальная камера.

С задним колесом всё было не так гладко. Давление я держал от 2 до 3 атмосфер. После первого ремонта резину поменяли. Спустя всего полторы тысячи пришлось менять снова, т.к. оказалось, в электро-велосипедах давление резины должно быть от 3 до 4.5 атмосфер. Резине continental было всё равно, она оказалась качественной, а вот новая — развалилась. Купить continental не удалось, была пандемия и дефицит деталей. Пришлось взять другой аналог, и следить за правильным давлением.

В 2023 велосипед был продан. Причины было 2. Первое — я веду плановый бюджет и предыдущий велосипед был запланирован на 5 лет. Они прошли и уже были собраны средства на плановую замену. И второе — просадка аккумулятора.

Изначально дальность хода от одного заряда была 60 км. Через 20 000 она сократилась до 40 км. Но проблема была не в дальности, а в мощности. Первые 4 года велосипед стабильно выдавал 25 км в час. На пятый год аккумулятор начал отказывать, и при скорости в 25 км в час при встречных порывах ветра велосипед начал выключаться от недостатка мощности. Деградация происходила стремительно, и к концу 5-го года комфортно можно было ездить только со скоростью 15 км в час, при этом следить за ветром и ездой в гору, и умело помогать мотору педалями.

Для меня это было удивительное открытие, так как ежедневный маршрут у меня всего 16 км, и просадка с 60 до 40 вообще не должна была быть заметной. Но оказалось, мир молчит о просадке мощности.

И мне интересно, с электромобилями так же?

Prophete Entdecker

На замену старому велосипеду пришёл мало-пользованный Б/У Prophete Entdecker (2022 года в 2023 году) с пробегом 639 км по цене в 790 евро.

9ad45a0b8467bab031194962fd52ddf1.jpg

Идея была в том, что ремонт старого велосипеда (300 евро за аккумулятор + 200 за всё остальное) составляет 290 евро разницы с новым велосипедом. А если ещё учесть что он был срочно продан после сильных торгов со стороны покупателя за 130 евро, разница и вовсе составила 160 евро.

Бюджет был 980, потому был запас для ремонтов и отсутствие гарантии не смущало.

Ну, а дальше… всё пошло не так.

Именно в тот момент, когда левая рука держала груз, тормоз на правой рукояти отказал. Пришлось врезаться в ограждение и поцарапать новую раму. Привет гидравлика.

Отремонтировать тормоз в сервисе отказались, т.к. он был не стандартный. Пришлось полностью менять всю тормозную систему заднего колеса за 55 евро.

Крепление детского сидения не подошло к новому багажнику, т.к. тот оказался слишком узким. Пришлось выложить ещё 64 евро за новое, которое крепится к раме. (поменять багажник тоже нельзя было, из-за нестандартных креплений к раме и крыльям)

Во время путешествия в Таллине прокололось колесо (в старом велосипеде проколов вообще почти не случалось, а тут практически сразу) и это ещё 15 евро за экстренный ремонт в другой стране.

А ещё спустя 3000 км, пришлось менять колодки переднего тормоза за 18 евро, т.к. сам я этого делать пока не умею. Кстати, даже если бы умел, сами колодки стоили 12.60.

И на последок на 3000 км поломался амортизатор сидения. Теперь оно отваливается. Нового в вело-магазине не оказалось, поскольку нестандартный размер. Правильной детали вообще не оказалось в городе, пришлось заказывать из другой страны примерно за 31 евро плюс 10 за доставку.

В общем всё, на что я обращал внимание в первом велосипеде и проигнорировал во втором — вылилось в проблемы.

А ещё в новом велосипеде оказалось неудобное крепление аккумулятора. Неудобный аккумулятор для ношения в руках, неудобная панель управления, неудобные режимы работы.

А вот пара ответов на самые частые вопросы

Как он работает?  Начинаешь крутить педали, и он начинает тебе помогать. Перестаёшь крутить — он перестаёт ехать. И нет, он не едет, если педали не крутить. Если он будет ехать от кнопки или рукоятки, то он по правилам Евросоюза начинает классифицироваться, как мотороллер (хотя из-за самокатов там вроде формулировки слегка подогнали). А для мотороллера нужен номер, и вообще правила более строгие.

Какая максимальная скорость?  25 км в час. Если больше, то по формулировкам ЕС — это уже мотороллер.

Сколько на нём можно проехать?  От батареи (10 mAh 36 V) около 60 км. Но пусть вас это не смущает, если заряд кончится, можно от педалей проехать ещё сколько потребуется.

А можно зарядить аккумулятор от педалей?  У меня — нет. Но в этом нет смысла. Например, что бы зарядить аккумулятор так, что бы на нём можно было проехать 1 км со скоростью 10 км в час, вам потребуется проехать 1.5 км с усилиями 20 км в час, но ехать вы будете со скоростью 10 км в час, а ещё 10 будет уходить на зарядку. Так зачем же его заряжать от педалей вместо того, что бы просто ехать на педалях. Халявной энергии не бывает. Смеритесь. (даже, когда на обычном велосипеде включаешь динамо-машину для обычного фонаря, сразу чувствуешь, что стало тяжелее крутить педали)

Сколько он ест электричества?  Очень мало. Около 0.7 кВт на 100 км или около 8 центов на 100 км.

Электро-велосипед — это читерство. Этот комментарий люди произносят после того, как узнают что я куда-то приехал на велосипеде, но это оказался электро-велосипед. Так вот, автомобиль — это читерство. Для меня электро-велосипед — это не спорт, а транспорт. И я езжу на нём, не что бы прокачать тело, а что бы добраться из точки А в точку Б.

Где ты хранишь велосипед?  Прямо в квартире в прихожей. Когда-то я жил на 4-ом этаже без лифта, а ширина прохожей была чуть более метра, но вмещала 2 велосипеда. Теперь я живу в доме с лифтом, а ширина прихожей — 2 метра.

Какого кататься зимой?

Перед первой зимой на велосипеде, а позднее на электро-велосипеде возникало много вопросов. Сейчас на опыте могу поделиться особенностями езды зимой.

502ad61cd01bb469aea4754d239a3741.jpg

О холоде. На обычном велосипеде холодно только первый километр. Дальше тепло идёт изнутри и становится комфортно, или даже жарко. На электро-велосипеде реально холодно. Можно подкручивать педали самостоятельно и греться, но этого делать не хочется. Поэтому на электро-велосипеде приходится одеваться теплее.

О морозе. Лицо обмерзает. Чем быстрее едешь, тем сильнее обмерзает на обоих видах велосипедов. Спасают респираторные-маски, которые после пандемии не сложно достать. Ветер попадает в них, а нос дышит отчасти рекуперированным воздухом.

О снеге. Если снег свежий — ехать легко. Если растоптанный — ехать тяжелее. Если разреженный автомобилями — тяжелее всего. Бывает каша, по которой на обычном велосипеде ехать не получается. Электро-велосипед справляется практически с любым снегом.

О зимней резине. Я ездил на резине для горника с хорошим протектором и на узкой городской плоской резине. Я разницы не заметил. В остальном, как и на машине — тормозной путь больше, возможны пробуксовки.

О скользких дорогах. Велосипед устойчивее ног. Люди движутся вперёд и поскальзываются назад. У велосипеда колесо спереди и сзади, поэтому поскользнуться по направлению движения не реально. Но вот на поворотах, лучше снижать скорость до около-нулевой.

О снеге на дорожном покрытии. Странно, но факт: асфальт со снегом становится бугристым и не комфортным, а бугристые тропинки становятся гладкими и комфортными. Бордюры сглаживаются. Но есть и опасность. Свежий тонкий слой снега может скрывать под собой колею, параллельную движению. Если в неё съехать, есть вероятность потерять равновесие. Со свежим снегом надо быть внимательным.

О тормозах. V-брейки тормозят хуже. Обод колеса покрывается льдом и сцепление ухудшается. Вместе со снегом на обод прилипает и песок, ускоряя износ колодок. Дисковые тормоза показывают себя лучше.

О температуре велосипеда. Когда вытаскиваешь велосипед из тёплого помещения на мороз, снег начинает липнуть к цепи и может полностью забить звёздочки. Цепь начнёт прокручиваться, а звёздочки изнашиваться и ломаться. Но это актуально только если едешь по очень толстому слою снега, который достаёт до цепи.

О дожде. На обычном велосипеде — это проблема. Я ездил медленно и с зонтиком. В дождевике начинал быстро потеть и мокнуть изнутри. С электро-велосипедом отлично подходит дождевик, состоящий из отдельных штанов и куртки.

О ветре. На обычном велосипеде ветер сильно влияет на затраты сил. На электро-велосипеде, ветер влияет только на дальность хода.

Почему я езжу на велосипеде круглый год?

521802eece2d05fb0eedeb4e46f4a9cb.jpg

Привычка. Даже в самую плохую погоду, ехать на велосипеде для меня «тупо» привычнее, чем на чём либо другом. В некоторые дни это может быть менее комфортно, медленнее и вообще не обосновано, но так проще. Аналогично, если вы ежедневно ездите на работу на автомобиле, но в какой-то день, навигатор вам говорит, что пробка и путь будет дольше, чем пешком, вы ведь не пойдёте пешком?

Экономия. Простой расчёт: До работы около 10 км — это 20 в день или 400 в месяц. Для экономичной машины с расходом 10 евро на 100 км — это 40 евро (хотя если учесть страховки и ремонты, можно смело умножать на 2). Это 440 за год (с учётом что мы работаем 11 месяцев и 1 отдыхаем). Это эквивалентно новому телефону каждый год. Или приличному игровому компу каждые 4 года.
Если же сравнивать с транспортом, то проездной на месяц стоит 30 евро. 330 евро в год лишними тоже не будут.

Пунктуальность. Передвижение на велосипеде очень прогнозируемы. Если надо приехать в какое-то место к определённому времени — ты точно можешь рассчитать во сколько тебе надо выехать. И на это не влияют факторы часа пик. Нет проблем с поиском парковки. Нет проблем с внезапной пробкой из-за чьей-то аварии. Нет даже проблем с перекрытыми из-за марафона дорогами. Бывают погодные условия, которые могут повлиять, но они тоже прогнозируемы. Я точно знаю, что летом могу добраться до работы за 20–30 минут, а зимой в снегопад за 30–40 минут. Если надо ехать по незнакомому маршруту — пропорции времени не меняются. Более того, если вы едете, например, на конференцию в большом здании, но не знаете где вход у этого здания — на велосипеде его найти быстрее, чем пешком ходить вокруг здания.

Физическая активность. Хоть электро-велик — это не спорт, езда на нём всё равно сопоставима по пульсу с ходьбой. Получасовой путь туда и такой-же обратно на свежем воздухе позитивно влияет на организм.

Созерцание. Помимо того, что на велосипеде ты не только видишь мир напрямую без каких либо стёкол, чувствуешь запахи окружающего тебя пейзажа и слышишь интересные звуки города, ты не ограничиваешься одной магистралью, где некуда сворачивать и нельзя останавливаться. Ты можешь в любой момент остановиться, заскочить в какое-то местечко по пути, менять маршруты хоть ежедневно — вариаций в разы больше, чем на авто, и тем более общественном транспорте.

Психологическое восприятие движения. На велосипеде средняя скорость около 20 км в час и большую часть времени ты едешь. На авто средняя скорость 30 км в час, и большую часть времени ты стоишь на светофорах. В машине ты постоянно ждёшь. На велосипеде ты постоянно движешься. В транспорте — ты вообще подневольный ждун.

Анонимность. На велике нет номера. Остальные бонусы этого пункта можете додумать сами : D

Вседозволенность. Едь на красный, катайся по траве, едь по встречке, катайся по пешеходной зоне старого города. В автомобиле такие нарушения не этичны. Для велосипедистов — это нормально. Если поймает полиция — штрафанёт, но для все остальных — это нормально и никто не осудит.

Фан. Для большей части населения, велосипед — это летнее развлечение выходного дня. Т.е. люди катаются на велике ради развлечения. Хотя тут аналогично можно сопоставить и с катанием на каком-нибудь ретро автомобиле. Или просто твоём любимом автомобиле.

Заключение

Статья получилась длинной, но достаточно структурированной. Надеюсь теперь ваше понимание реального кейса использования электро-велосипеда в повседневной жизни стало шире. Если какие-то моменты упущены, у вас есть дополнительные вопросы или свой интересный опыт — смело отписывайте в комментариях.

© Habrahabr.ru