Оптимизация графики в Voximplant Kit

20df1600ba7b24f09312e62b4e4c2232.png

Что делать, если сценарий крутой и сложный, но из-за этого начинает тормозить? Данным вопросом задались наши разработчики Voximplant Kit и придумали функцию оптимизации. Продолжая серию обновлений Кита, расскажем, как оптимизация заставила большие сценарии летать и с какими проблемами мы столкнулись в процессе её создания.

Почему надо оптимизировать

Многим знакома проблема производительности, вызванная наличием слишком большого количества элементов на странице. Что это значит? В нашем случае чем больше элементов в сценарии Voximplant Kit, тем больше это влияет на скорость визуализации перемещения блоков по холсту (всех вместе и по отдельности), а также на скорость визуализации перемещения и масштабирования самого холста. 

Мы рассмотрели разные варианты и пришли к выводу, что в качестве решения отлично подойдёт CSS свойство will-change, позволяющее заранее проинформировать браузер об изменениях, которые могут быть применены к элементу. Благодаря этому свойству можно настроить оптимизацию до начала изменений во избежание затрат на запуск операций, негативно влияющих на отзывчивость страницы.

Однако трансформации, связанные с перемещением и масштабированием холста, применяются в используемой нами библиотеке JointJS к дочерней группе элементов SVG, а не ко всему холсту. Поэтому сначала мы не могли переложить вычисления на видеокарту, браузеры игнорировали это свойство и перерисовывали все элементы группы на каждое движение, что вызывало задержку.

 <---- Холст
  <---- Группа элементов внутри svg
  
  

Реализация

У наших разработчиков появилась идея обернуть SVG в div-элемент, чтобы применять все трансформации сначала к нему, а затем при необходимости к самому SVG-элементу с холстом. После того, как трансформации стали применяться к 

, мы смогли использовать will-change: transform для их отслеживания:

<---- div-обёртка, к которой применяется оптимизация <---- Холст <---- Группа элементов внутри svg

Но появилась ещё одна проблема — использование will-change инициирует создание нового слоя, и чем больше ширина и высота элемента, к которому это св-во применяется, тем больше расходуется оперативной памяти для хранения слоя. Справиться с этим помогло уменьшение масштаба SVG в 10 раз. Так, например, при масштабе холста = 200% для слоя сwill-change требовалось 300 мегабайт оперативки, а после уменьшения масштаба стало нужно всего около 3 мегабайт.

Чтобы это осуществить, выставляем параметр zoom = 0.1 и подключаем к работе методtransformToCenterViewport, после чего применяем те же трансформации к div-элементу:

if (isPerfMode) {
  this.el.classList.add('perf-mode');
  // Меняем масштаб перед включением performance mode
  const prevScale = this._viewportMatrix.a;
  const point = this.getViewPortCenter();
  const zoom = 0.1;
     
  // Уменьшаем исходный svg, чтобы will-change тратил меньше оперативной памяти
  this.transformToCenterViewport(point, zoom, true, false, true);
  this.initScale = this._viewportMatrix.a;
  this.createMatrix();   
  this.isPerfMode = true;
     
  // Применяем трансформации к элементу-обертке
  this.startPerformance();
  this.transformToCenterViewport(point, prevScale, false, false, true);
}

Т.к. при переходе в режим оптимизации мы уменьшаем SVG, холст становится очень маленьким и неудобным для работы. Чтобы это исправить, применим обратное масштабирование непосредственно к div-элементу:

public startPerformance(force = false) {
  ...
  this.isPerformance = true;
  
  // Получаем размер области с блоками и отступ от левого угла вьюпорта
  const { x, y, width, height } = this.layers.getBBox();
  const initScale = this.initScale;
  
  // Ширина и высота для обёртки и смещение по оси x и y для области с блоками
  const wrapW = Math.floor(width * initScale) + 2;
  const wrapH = Math.floor(height * initScale) + 2;
  const layerX = -x * initScale;
  const layerY = -y * initScale;
  
  // this.wrapMatrix - матрица div-элемента с холстом
   this.wrapMatrix.e = +(this._viewportMatrix.e + x * this._viewportMatrix.a);
   this.wrapMatrix.f = +(this._viewportMatrix.f + y * this._viewportMatrix.d);
   this.svgWrapper.style.width = wrapW + 'px';
   this.svgWrapper.style.height = wrapH + 'px';
   this.svgWrapper.style.transform = this.wrapMatrix.toString();
   this.svgWrapper.style.willChange = 'transform';
 this.layers.style.transform = `matrix(${initScale},0,0,${initScale},${layerX} ,${layerY} )`;
}

Со скоростью мы разобрались, но на этом сложности не закончились: при уменьшении масштаба холста стали пропадать детали изображения, а при увеличении оно стало размываться. На решение этой проблемы натолкнула статья о повторном растрировании композитных слоев при изменении масштаба. 

После завершения масштабирования (событие о скролле), св-во will-change удаляется на 0.1 секунды и затем устанавливается заново. Это заставляет браузер повторно растрировать слой, возвращая пропавшие детали изображения:

// Добавляем 3d трансформацию, чтобы слой не был удален
this.svgWrapper.style.transform = this.wrapMatrix.toString() + ' translateZ(0)';
this.transformFrameId = requestAnimationFrame(() => {
  // Устанавливаем св-во will-change для применения в следующем кадре
  this.svgWrapper.style.willChange = '';
  this.transformFrameId = requestAnimationFrame(() => {
    this.svgWrapper.style.willChange = 'transform';
    this.svgWrapper.style.transform = this.wrapMatrix.toString();
  });
});

Осталось внести последний фикс — всегда отображать перемещаемый блок поверх других. В JointJS для перемещения блоков и линков по оси Z существуют методы toFront и toBack (аналог z-index в HTML). Принцип их работы заключается в сортировке элементов и перерисовке блоков и линков, это вызывает задержки.

Наши разработчики придумали следующее: блок, с которым мы взаимодействуем, временно ставится в конец дерева элементов внутри SVG (элемент с самым высоким z-index находится в конце списка) на событие mousedown, а затем возвращается на прежнее место на событие mouseup.

Принцип работы

Режим оптимизации можно протестировать во всех браузерах на основе Chromium (Chrome, Opera, Edge, Yandex Browser и т.п.), а также в браузере Safari. Для сценариев, содержащих от 50 блоков, функция включается автоматически. Самостоятельно включить или отключить её можно, перейдя в меню настроек сценария в правом верхнем углу:

18179a0673f03a784d70f35a6df6a60b.png

Как только оптимизация будет включена или выключена, в верхней части окна со сценарием появится уведомление:

f9d9b488027eb943490ee8f203ffd8a3.png

Ниже для сравнения представлены 2 гифки, демонстрирующие работу в редакторе с выключенным и включенным режимом оптимизации. Но поскольку всегда интереснее потестить самому, смело переходим в свой сценарий Voximplant Kit или, если ещё нет аккаунта, — на страницу регистрации. 

Без оптимизации работа с холстом и его элементами выглядит примерно так (на разных компьютерах с разными мощностями результат может отличаться):

1bbdf6d51e2758001a0f506fef8da54e.gif

Подключаем оптимизацию и вуаля!

c25a499e61564a23976ba2cb8598a1f4.gif

В итоге мы добились более плавного и быстрого перемещения и масштабирования холста, а также увеличили скорость визуализации перетаскивания блоков с подключенными линками. 

Надеемся, что статья была интересной, мы будем продолжать улучшать продукт и делиться успехами и лайфхаками с вами!

© Habrahabr.ru