Окситоцин и дофамин. Фундамент влюбленности и как он работает
Да, биохакинг это о продуктивности, результативности и личной эффективности. Но понимание природы наших чувств играет значимую роль в поиске счастья и прояснения межличностных отношений. Не последнее место в чувствах любви и влюбленности играется связка окситоцин и дофамин.
Сложность в гонке за продуктивностью в том, что процесс не строится на каком-то одном механизме. Наше тело находится в состоянии шаткого равновесия, и приходится в разное время уделять внимание разным областям прогресса. Поэтому и приходится как качать память, так и строить нетворкинг.
Окситоцин и дофамин. Или как подавить интеллект?
Впервые ученые обнаружили, как система поведенческой активации мозга может подавлять другие когнитивные функции и внешние раздражители. Система активируется как раз, когда мы испытываем романтические чувства, направляя всепоглощающее внимание на другого человека. Это еще один шаг к разгадке тайны влечения, которая продолжает ставить в тупик ученых, да и всех остальных людей тоже. Кстати, роль серотонина в этом вопросе отдается аспектам терпения, нежели награде за что-либо.
Романтические чувства, и что стоит за ними
На самом деле мы очень мало знаем об эволюции чувства романтической влюбленности. Каждое открытие, которое рассказывает о биохимическом бэкграунде романтической любви — это лишь малая часть головоломки, к которой мы только-только подбираем поверхностные объяснения.
Адам Боде, ведущий исследователь Австралийского национального университета (ANU).
Исследователи из АНУ, Университета Канберры и Университета Южной Австралии (UniSA) обследовали 1556 молодых людей, которые идентифицировали себя как «влюбленные». Цель — найти химические пути и поведенческие факторы, которые определяют, каким образом разные сигналы мозга запускают единственный новый мощный стимул. Кстати, для стимуляции тех же сигналов кто-то использует кофе и сахар, кто-то алкоголь и сигареты, кто-то поведенческие паттерны. О чем рассказывает наследие Теренса Маккенны.
Ученые изучили систему поведенческой активации, названную BAS, которая срабатывает в ответ на положительные эмоции, такие как волнение и счастье. Эта же система обуславливает мотивацию через повышение дофамина, когда человек работает ради грядущего вознаграждения или с достичь полезной цели.
Синергия дофамина и окситоцина
Хотя гормональный химический мессенджер окситоцин чаще всего связан с влюбленностью, исследователи обнаружили, что активность BAS зависела и от выброса дофамина. И, скорее всего, именно дофамин играет роль в том, как симпатичный вам человек может стать всепоглощающим центром внимания.
Мы знаем, какую роль окситоцин играет во влюбленности, потому что мы фиксируем рост концентрации нейрогормона, циркулирующего в нервной системе и кровотоке, когда люди взаимодействуют со своими близким. Однако то, что близкие люди приобретают особую значимость, связано с сочетанием окситоцина с дофамином, химическим веществом, которое наш мозг выделяет во время влюбленности. По сути, любовь активирует разные пути в мозге, связанные с положительными чувствами.
Фил Кавана из Университета Канберры.
При этом поражает и то, сколько отделов мозга затрагивает новый вид активности. Активность BAS цепляет VTA-прилежащее ядро, орбитофронтальную кору, вместе с активностью латеральной префронтальной коры, передней поясной извилины и вентрального полосатого тела головного мозга. Одновременно с этим, активность BAS снижает активность базального ядра, хвостатого ядра и таламуса. В этой системе окситоцин стимулирует не саму любовь, а резкость реакции в системе «свой-чужой». Другими словами, буст окситоцина — это повышение чувства любви к близким, и повышение ненависти и подозрительности к «чужим».
Природа влюбленности
Влюбленность сопровождается локальными изменениями в объеме серого вещества в вентромедиальной префронтальной коре и нижней теменной доле, что также отмечается по результатам шкалы BAS. Есть также доказательства того, что уровни глутамата в сети вознаграждений способствуют индивидуальным различиям в реакции на вознаграждение BAS. И полученные сигнатуры совпадают с сигнатурой чувства влюбленности.
Мнение авторов исследования.
По сути, конкретный стимул — любимый человек — запускает масштабные изменения во всем мозге, подпитываемые активностью окситоцина и дофамина, в результате чего мозг перераспределяет систему ценностей, отдавая высший приоритет любимому человеку. Это сложный механизм, но он проявляется в таком поведении, как возведение человека «на пьедестал» и растворение своего Эго в чувстве влюбленности.
Теперь исследователи надеются изучить, как мужской и женский мозг регулируют активность BAS. В частности, как влюбленность закрепляется и трансформируется в любовь, и как это отражается на нейробиологическом уровне в работе мозга.
Окситоцин, дофамин и перепрошивка мозга
Влюбленность, это едва ли не единственная легальная возможность ощутить, что такое смерть Эго в приятном смысле этого слова. Вот только в процессе, ты не ощущаешь перемен. Интересный опыт, который демонстрирует, насколько зыбка наша система ценностей, и личность в целом.
Больше о фундаменте и гранях личности, работе мозга, нейронах и нейрогенезе рассказывают другие новости и статьи, публикуемые на ресурсе. Подписывайтесь здесь, чтобы держать руку на пульсе новостей биотехнологий.