Однажды они поймут Apple
Вчера мне прислали ссылку на одного горе-аналитика wannabe, в статье которого на гаджетную тему, конечно, был полнейший бред. Все это рассчитано, во-первых, на неискушенного читателя, который поведется на явный троллинг в статье, и на вирусный эффект с последующим распространением ссылки «посмотри, что тут за хрень написана». Я на ту статью давать ссылку, разумеется, не буду, но меня очень расстраивает тот факт, что для популяризации очередного аналитического писаки используются такие печальные методы написания полного бреда.
Это, конечно, особенность не только российского интернета — писать ерунду, на которую потом будут давать ссылки даже 5 или 10 лет спустя с комментарием «глянь, что за хрень этот дебил писал», любят и на западе, причем именно поэтому: подобный контент генерит больше кликов, чем положительный. Но это — совершенно не повод забывать и о хороших статьях, многие из которых я перевожу для блога, чтобы они были доступны и тем, кто не читает на английском. Вот и сегодня — статья как напоминание о том, как работает Apple и как это отличается от других компаний. Я на эту тему неоднократно уже писал и переводил статьи, но дополнительное повторение никогда не помешает. Она в том числе и про таких «аналитических писак», которые редко когда понимают, о чем они вообще пишут, когда это касается Apple.=================Ладно, ладно. Наверно, этот заголовок излишне оптимистичен. Давайте я скажу по-другому: Они никогда не поймут Apple. Никогда.
Я думаю, мы можем просто отнести это к человеческой природе. Как говорили в команде Macintosh в Apple, куда круче быть пиратом, чем быть просто во флоте. В терминах Звездных Войн можно сказать, что веселее быть среди повстанцев, чем выступать за Империю.
Учитывая размеры компании сегодня, Apple легко можно воспринимать и как флот, и как Империю. Так что я понимаю, откуда растут ноги у популярности вида спорта под названием «поиск трещин в броне Apple».
И тем не менее, я по-прежнему удивляюсь тому, насколько много людей не могут осознать, как думает и ведет себя Apple — хотя они и наблюдали поторение одного и того же сценария уже неоднократно.
Один очень хороший пример появился на прошлой неделе в международной версии USA Today, с заголовком «Apple — в шоколаде, пока».
В этой статье ее автор Джон Шварц (Jon Swartz) говорит о том, насколько замечательно дела идут у Apple на данный момент, но затем предупреждает, что Apple «размякнет», как это произошло с IBM много лет назад.
По крайней мере, он верен себе. В октябре 2012 года он написал в еще одной статье для USA Today под названием «Год после смерти Джобса — насколько высоко может взлететь Apple?». Поскольку дела у Apple тогда шли очень хорошо, Джон сфокусировался на мраке впереди.
Да, после почти трех лет под знаменем неправоты Джон опять смахнул с себя пыль и опять выдвинулся в бездну.
По правде говоря, ошибки насчет будущего Apple часто вырастают из ошибок касательно прошлого Apple. Если вы не можете оценить то, что привело компанию к успехам в прошлом, сложно предвидеть успехи в будущем.
Помните все те негативные статьи, написанные про Apple в годы затишья, после которых прошлой осенью мы получили iPhone 6, Apple Pay и Apple Watch?
Эти статьи объединял рефрен о том, что Apple забыла, как делать инновации. Samsung оказался новым королем. Такую историю очень легко рассказывать, поскольку нет Стива Джобса.
Бедная Apple без определенного направления. Все эти изобретательные дизайнеры и инженеры, заполняющие время долгими обедами и слоняющиеся по помещениям компании без лидеров.
Эта идея, конечно, была абсурдной. Единственное «доказательство», которое предлагалось, заключалось в том, что Apple не смогла представить новую революцию три года спустя выхода iPad. И это было бессмысленно, учитывая, что даже самому Стиву Джобсу понадобилось 6 лет, чтобы выпустить iPhone после революции с iPod. Да, по мере размножения таких статей все больше и больше людей начинало в них верить.
К счастью, все становится гораздо четче в ретроспективе.
Теперь мы знаем, что в этот период Великого Нытья в Apple кипела работа. Возможно, даже больше, чем когда-либо в истории Apple. Теперь у нас есть новые iPhone, Apple Pay и Apple Watch.
Как по мне, это только доказывает, что Apple отлично справляется с задачей оставаться Apple. Её миссия — создавать продукты, в которые люди могут влюбляться. И для таких вещей ни сейчас, ни когда-либо ранее, не было четкого графика.
Более важно то, что мы теперь видим, как темпы инноваций Apple работают на пользу компании и её клиентов.
NFC на мобильных телефонах появилось еще в далеком 2011 году. Apple хранила молчание, и iPhone оставался без поддержки NFC. Для многих это было доказательством того, что Apple не только стала тормозить с инновациями — она стала официально отставать.
Как однажды объяснил Тим Кук, Apple входит в определенную категорию только тогда, когда она чувствует, что может предложить что-то особенное. В этом случае чем-то особенным была система Apple Pay. Система потребовала не только впечатляющей разработки, она также требовала привлечь на свою сторону крупнейшие компании кредитных карт, банки и розничные сети.
Возможность сказать «у нас тоже есть NFC» могла случиться на несколько лет раньше. Но это не было бы решением, соответствующим качеству Apple. Оно размывало бы бренд Apple. Что мы получили в итоге оказалось проще, безопасней и более обожаемое.
Apple Watch — еще один хороший пример.
Samsung представила часы Galaxy Gear осенью 2013 года, за два года до того, как были представлены Apple Watch. Для тех, кто не понимает Apple, это было только дополнительным доказательством того, что Apple утратила свое лидерство.
С нашей точки обозрения из будущего мы видим, что Apple просто делала то, что она всегда делает. Она входила на существующий рынок, основательно выделяя время на то, чтобы создать нечто, что действительно будет выделяться.
С часами Gear Samsung прекрасно проиллюстрировала, что она не является Apple. Желая опередить конкурента с выходом на рынок, Samsung сделала очевидное — они уменьшили телефон до размеров носимого на запястье, включая камеру. Для них это было не более, чем технологический вызов.
Apple, с другой стороны, хорошо продемонстрировала, что она не Samsung. Как это происходило с iPod, iPhone и iPad ранее, Apple изучала категорию и представляла себе, как великолепным дизайном и функциональностью она может переизобрести ее. Понимая, что часы — это одновременно и модный элемент, и технология, компания разрабатывала продукт соответственно (и нанимала нужных людей). Apple Pay тоже была важной частью этой концепции.
Так что да, Apple действительно отстала от Samsung на два года в плане часов. А когда все части сошлись, она вырвалась вперед — где она, скорей всего, и останется на какое-то время.
Есть ли мораль в этой истории?
Есть. И она — одна из древнейших. Вот она: вещи не всегда такие, какими они кажутся.
Apple на самом деле одна из наиболее постоянных компаний на планете. Если вас озадачивает ее поведение в настоящем, прояснение может наступить, если посмотреть в прошлое.
Это легко сделать — даже если многие критики компании, похоже, не справляются с этой задачей.