Очень большой телескоп нашёл очень маленькую экзопланету

l6lbsrbyonoimvq2kiq3gxu6u94.jpeg

Команда астрономов, используя Очень большой телескоп Европейской южной обсерватории в Чили сделала новые открытия, касающиеся планетной системы недалеко расположенной звезды L 98–59. В том числе — планета, массой в два раза меньше, чем у Венеры.

Возможно, что планета L 98–59 b расположена в зоне обитаемости. Как поясняет Мария Роза Запатеро Осорио, астроном из Мадридского астробиологического центра, один из авторов исследования, у планеты, находящейся в зоне обитаемости — то есть, на правильном расстоянии от звезды — может существовать атмосфера, способная защищать и поддерживать жизнь.

Звезда L 98–59 — это яркий красный карлик, расположенный в 10,6 пк от нас. Астрономы обнаружили уже четыре планеты в этой системе, и намёки на существование пятой — если последняя там действительно есть, она окажется как раз в центре зоны обитаемости материнской звезды.
Планета L 98–59 b — скалистая, её масса в два раза меньше, чем у Венеры. Это самая «лёгкая» из экзопланет, чьи параметры были измерены при помощи техники радиальной скорости. Астрономы находят невидимые иными способами планеты, вращающиеся вокруг звёзд, по тому, как периодически изменяется испускаемый ею свет. Когда планета своим вращением заставляет звезду приблизиться к нам, её спектр испытывает голубое смещение, а когда отдаляет её от нас — красное. Измеряя изменения спектра, мы можем вычислить скорость движения звезды, и вывести наличие планеты и некоторые её характеристики.

Судя по характеристикам соседки L 98–59 b, планеты L 98–59 d, она может на 30% состоять из воды, являясь, таким образом, т.н. «океаническим миром». Все эти планеты достаточно близко расположены к своей звезде, чтобы быть «тёплыми» (с равновесной температурой от 400 до 600 К; для сравнения, равновесная температура Земли — 250 К).

Эти результаты — важные шаги на пути к обнаружению жизни на землеподобных планетах, расположенных вне Солнечной системы. Для обнаружения биосигнатур на планете требуется подробно изучить её атмосферу, но мощностей имеющихся телескопов не хватает для того, чтобы рассматривать такие небольшие скалистые планеты с достаточным разрешением.

Для изучения планет команда использовала расположенный на телескопе спектрограф ESPRESSO. По словам Запатеро Осорио, без точности и стабильности этого инструмента подобные измерения провести было бы невозможно. Эти измерения стали следующим этапом развития возможностей астрономов по измерению масс самых мелких планет, расположенных за пределами Солнечной системы.

Впервые эту систему и три её первых планеты заметили в 2019 году при помощи TESS — космического телескоп НАСА, предназначенного для открытия экзопланет транзитным методом. Метод основан на прохождении планет по диску звезды, что периодически уменьшает её светимость. Однако найти дополнительные планеты, а также измерить массы и радиусы первых трёх (минимальную информацию, необходимую для определения их состава) удалось только при помощи ESPRESSO, и его предшественника HARPS.

Звезда L 98–59 и её планеты находятся как раз на границе возможностей будущего космического телескопа «Джеймс Уэбб», и определённо станут одним из первых предметов для изучения при помощи этого инструмента.