Очень близкая сверхновая привлекла внимание рекордного количества астрономов-любителей

fbcde739485fa622358ade076bbedee1.webp

Самый близкий к Земле космический взрыв за последние 10 лет стал рекордным для Института поиска внеземного разума

Сверхновая звезда, получившая обозначение (SN) 2023ixf, была впервые замечена 19 мая 2023 года японским астрономом-любителем Коичи Итагаки. Уже через час после этого астрономы-любители, участвующие в программе SETI и Unistellar «Космические катаклизмы», принялись за дело.

Рекордное количество наблюдателей, включая гражданских учёных в лице астрономов-любителей, совместно работали над сбором данных о сверхновой, появившейся в галактике Вертушка — спиральной галактике, расположенной примерно в 21 млн световых лет от Земли.

Полученные данные позволили учёным лучше понять поведение этого класса сверхновых, известного как тип II, космических взрывов, которые происходят, когда у массивных звёзд заканчивается топливо для ядерного синтеза и они уже не могут справиться с гравитационным коллапсом. Результаты исследования опубликованы в журнале The Research Notes of the AAS.

42fdf7e0499062960e1a094f9ce21880.jpg

Изображение галактики Вертушка с отмеченным местоположением самой близкой к Земле сверхновой за последние 10 лет

«Поистине невероятно, что может сделать эта гражданская научная сеть, — сказал в своём заявлении исследователь Института SETI Лорен Сгро (Lauren Sgro). — Это была самая близкая сверхновая за последнее десятилетие, и наблюдатели в полной мере воспользовались особым случаем. Они вышли на цель максимально быстро и продолжили наблюдения, что позволило нам в полной мере оценить потенциал этой программы».

В рамках программы 123 астронома-любителя провели 252 наблюдения с помощью 115 телескопов, следя за тем, как свет от сверхновой менялся со временем, сначала наблюдая его нарастающую яркость, а затем отслеживая его постепенное угасание. Это позволило учёным SETI построить профиль сверхновой, который астрономы называют кривой блеска — измерение её яркости с течением времени.

И на этом история сверхновой (SN) 2023ixf не закончилась. Ожидается, что сверхновая останется видимой как минимум до августа 2023 года, и пока это так, астрономы-любители из программы «Космические катаклизмы» будут продолжать следить за её развитием.

Научная программа «Космические катаклизмы» — это совместное начинание Института SETI и компании Unistellar, финансируемое фондом Ричарда Лаунсбери и фондом Гордона и Бетти Мур. Программа позволяет астрономам-любителям изучать и собирать данные о катаклизмах и быстро меняющихся или «переходных» событиях, таких как сверхновые и гамма-всплески.

Участники получают в режиме реального времени оповещения о замеченных переходных явлениях, что позволяет оперативно начинать кампании наблюдений, подобные той, что была проведена для (SN) 2023ixf. Наблюдая за увеличением яркости и последующим затуханием катаклизмов, добровольцы помогают учёным собрать важные сведения об объектах, стоящих за этими бурными небесными явлениями, и их влиянии на окружающий межзвёздный газ и пыль.

В следующем году, когда в Чили начнёт работу обсерватория имени Веры Рубин, программа получит дополнительную поддержку, что позволит сети гражданских астрономов Unistellar объединиться с другими командами астрономов и профессиональными астрономами для изучения переходных явлений.