Обзор самых лучших докладов с конференции «Вокруг облака»
Всем добрый день, 20 сентября прошла конференция «Вокруг облака», где собрались поговорить об облаках ИТшники, заказчики, интеграторы, компании-пользователи облаков, одним словом те, кто так или иначе работает с облачными технологиями. Отдельный поток конференции был связан с промышленной автоматизацией, в котором участвовали ИТшники из промышленного сектора. Они поделились опытом внедрения ИТ-решений, о стандартах используемых на крупном промышленном производстве (например, сталелитейном). Среди участников конференции был замечен и представитель Nokia, со своим докладом о решении Software Defined Network. Клиенты облачных решений не остались в стороне, многие активно делились опытом использования облаков. Большой обзор ивента под катом.
СЕО компании SIM-Networks приветствует участников конференции
Глава проектного департамента SIM-Networks, Мирослав Мигович, рассказал о том, что интересно клиентам, активно «идущим в облака». Мирослав поделился рекомендациями, которые помогут не разочароваться и в полной мере воспользоваться всеми достоинствами облачных сервисов, кратко некоторые тезисы доклада:
• Побеспокойтесь о безопасности данных, передавайте и храните данные в шифрованном виде. Ваши данные — самое ценное, что у вас есть. Вы сами должно побеспокоится о их безопасности. Это кажется банальным, но многие клиенты этого не делают, мы подсказываем, изначально необходимо не упускать этот вопрос.
• Организуйте оптимальные алгоритмы архивирования данных, дисков и ВМ целиком. Всегда нужно предусматривать правильную архивацию данных. В облаке удобно архивировать не только данные, рабочие места, но и целые виртуальные машины. При этом вы можете использовать для этого не только локальные стореджи, которые находятся в этом же облаке, но также и удаленные площадки — что сделает вашу инфраструктуру не просто отказоустойчивой, но и катастрофоустойчивой, с минимальными затратами.
• Бесплатная миграция. Очень часто у компании возникает необходимость в переносе данных. Выгоднее выбирать провайдеров предлагающих бесплатный перенос данных. Не обязательно платить за каждое телодвижение, достаточно проанализировать рынок и найти оптимальные решения именно для вас. Бесплатный перенос данных может сэкономить вам значительные средства при миграции.
• Несколько слов о тарифах. К сожалению, еще есть провайдеры жестко лимитирующие трафик. Очевидный совет, ищите тех провайдеров, которые предлагают безлимитный трафик и возможность выбора каналов с нужной пропускной способностью…
• Пропускная способность внутренней сети. Пропускная способность внутри облака — этот пункт очень важен с технологической точки зрения. Это щепетильный момент, очень многие поставщики неохотно говорят на эту тему. Они не хотят раскрывать структуру своей сети. Но если посмотреть на суть вопроса, то от этого зависит насколько качественную услугу вы купите у провайдера. Это во многом зависит от скорости внутри облака. Как ноды соединены между собой? На каких скоростях? По каким протоколам? Сервисы многих предприятий вполне могут работать на 1 гигабите, но нужно учесть, что большинство провайдеров используют 10G, и только самые продвинутые строят свои облака на 40G, или InfiniBand 56G. Рекомендуется искать таких провайдеров, чтобы без дополнительных затрат получить передовую инфраструктуру в облаке.
• Второй непростой момент — ядра. Мы все знаем, что арендуемые и виртуальные ядра в облаке могут очень сильно отличаться — есть разные поколения процессоров, разные частоты шин, разные скорости работы памяти. Не стесняйтесь, и задавайте вопросы провайдерам — какие ядра они вам предлагают, вы должны знать за что вы платите.
• Многие крупные компании сталкиваются с необходимостью планирования процесса миграции с их существующей инфраструктуры в облачную. Несколько слов о процессе миграции. Если грубо разделить провайдеров, то есть часть, которые предлагают свои сервисы «как они есть» — берите что есть, пользуйтесь, а вот как — нас не волнует. Но лучше искать того провайдера, который будет вам не просто продавцом, а будет вам партнером и консультантом, на которого вы сможете положиться, и он не оставит вас на едине со своими вопросами, в ситуациях когда Вам требуется помощь.
Облачные технологии весьма интересны ИТ аудитории поток «Вокруг облака» — полный зал! Во время одного из докладов ноутбук докладчика начал автоматически подключаться к виртуальной машине:) — автоматизация ИТ, елки!:)
Представитель заказчика, крупного ресселера (МБТ/КБТ) рассказал о своем опыте переезда в облака. И, причем, переезд был в европейские дата-центры, несмотря на то, что свои ЦОДы есть и в Украине. Рассказал о том, как настроил реактивный и проактивный мониторинг своей инфраструктуры, так как у разных типов мониторинга есть свои достоинства и недостатки. Для просчета того, что и как работает/будет работать/что понадобится в будущем — дает соединение двух типов мониторинга. Также интересен был подход с мотивацией, о чем речь: у них есть назначенный инженер-администратор, который следит за эффективностью использования облачных и других ресурсов ИТ, и вот если он вычислит не эффективное использование ресурсов — от сэкономленных средств получает процент, а, учитывая объем использования облачных ресурсов такой большой компании — наверное премия получается неплохая:)
Присутствовал интегратор поделившийся опытом обеспечения отказоустойчивости в ЦОДах и в облаках клиентов. Все мы знаем, что 90% всех факапов — это человеческий фактор, а мы тут защищаемся от землетрясений и наводнений:) (хотя и это нужно). Рассказал о том, что если брать всю ИТ-структуру предприятия, критичных систем должно быть не более 25%, а если заказчик говорит «у меня все критично» — как вы все, наверно, часто слышите, то пусть будет готов платить за это в 10 раз больше за отказоустойчивость «всего». Если не готов, пусть все-таки выделяет из своих бизнес-процессов что важнее, как правило, это касается денег — нет денег, нет жизни в компании, поэтому, когда все бизнес-процессы рассмотрены с этой точки зрения — все становится на свои места, и заказчик не «кидается» защищать «вообще-все». Конечно, хотим мы или нет, с какими-то рисками все равно придется жить, мы не живем в стерильном мире, но на этот случай всегда должен быть риск-план, о чем клиенты, и их ИТшники не всегда задумываются.
Рассуждали о том, что сейчас, и не только в ИТ, все больше услуг уходят в аутсорсинг. Так как, даже самый небольшой сервис или услуга — требует большого времени отладки и постоянно улучшения –, а это требует не малых усилий и постоянного внимания. Поэтому даже в ИТ, и в частности в облаках, возможна модель в которой разные ИТ сервисы собираются как пул услуг от разных подрядчиков, когда нет привязки к одному подрядчику/поставщику (так сказать «железу»). Облачные технологии до сих пор не могут избавится от такой ауры (у некоторых потенциальных клиентов), как чего-то «особо-элитарного», но постепенно эта аура спадает, когда (ниже будут примеры) даже среднее предприятие идет в облако эволюционно, постепенно меняя свое отношение (и подход, соответственно) к облачным решениям.
Также был интересный кейс, в котором заказчиком была УЕФА. Их, ясное дело, очень сильно интересует: передача трансляций и сохранность данных (так сказать 100% SLA). В течении года интегратор перенес сервера, часть на физические, часть на виртуальные серверы, в разных дата-центрах, которые бэкапят друг друга. В Киеве есть центр организации линий для трансляции матчей (запасных — 7 линий у 7 операторов связи!).
Интересный момент: выступали много представителей разных провайдеров, и что касается вопроса системы мониторинга для клиентов, чтобы клиент видел что и как расходуются у них в ЦОДе, так вот, кто-то из провайдеров пользование их системами продает как услугу, а кто-то предоставляет это вместе со своим облаком.
«Success story» от клиента компании SIM-NETWORKS, Андрей Семенюк, IT-директор, сеть аптек D.S. (Маркет Универсал ЛТД, Украина). Наш клиент поделился историей о том, как он пытался хостится у отечественных хостеров, с какими проблемами столкнулся, о том, как всю его базу «случайно» удалили при переносе, и о том, что важно не ГДЕ, а у КОГО арендовать мощности, важен поставщик услуг. Этот кейс — пример того, что хороший маркетинг — не гарантируют хороший сервис — об этом будет подробный обзор в нашем блоге.
Был интересный доклад представителя компании Nokia, который рассказал о решении Nokia для внедрения Software Defined Network. Часто ИТ-инфраструктура разрозненна, и представляет собой сплав разных технологий, облаков, гибридных облаков, разных провайдеров, соединений, сетевых узлов. и необходимо оперативно, и гибко настраивать эту структуру. Докладчик представил решение Nokia, которое устанавливается как программная надстройка для полного мониторинга ИТ-структуры любого предприятия. Это решение позволяет собрать воедино все части ИТ предприятия и динамично этим управлять, таким образом статичная структура предприятия становится динамичной. В частности, речь может идти о том, что, например отделение компании находится там-то, и у него есть набор опций (местных провайдеров, того оборудования что у них есть) и это решение позволяет просчитывать и сравнивать все возможные опции исходя из того, что уже есть, и также прогнозировать что может понадобиться: какой ЦОД выбрать? Что учесть при внедрении чего-то, чтобы потом можно было переехать к другому подрядчику? Как проложить канал? И многие другие вопросы к ИТ при расширении компании. Как утверждал докладчик, с помощью этого решения значительно сокращается расход временных и человеческих ресурсов при просчете и проектировании всего, что связанно с корпоративной ИТ-инфраструктурой. Есть чисто программный вариант решения, физический (1 коробка), и есть возможность взять в аренду, это оборудование.
Был доклад об автоматизации в облаке юридической компании. Вначале докладчик рассказал о структуре и о бизнес-процессах в компании. Перед ним, как одним из партнеров, стояла задача сделать удаленный офис, уменьшить время реакции на юридические запросы, сделать бэкап всех документов. Очень важный пункт — при подготовке юридического документа собирается целый ворох копий/версий документа, и все доставляют неистовые мучения разобраться в том, где правильная версия (но все копии и правки хранить нужно). Было внедрено частично облачное, частично физическое (аренда VDS для бэкапа документов) в ЦОДе, в результате чего — был расформирован физический офис (уменьшились накладные расходы), из-за того, что у юристов появилось свободное время (не нужно было отсиживать положенные часы в офисе) –, но на запросы юристы стали отвечать и днем и ночью, что важно, так как юр. фирма работает по разным странам СНГ, где разные часовые пояса. Плюс — налаживание электронной и «документной» коммуникации внутри компании, что значительно улучшило командную работу, и улучшило предоставляемые юридические услуги.
Второй кейс от нашего клиента, компания, производитель, хоть компания и небольшая (200 человек) продукция достаточно специфичная — сортировочные линии для промышленности, для логистических компаний, для складов и т.п. Есть производство, несколько отделов на месте, несколько отделов продаж в других странах. Ну и как это положено, классика жанра корпоративного общения: продажи не любят маркетинг, маркетинг смутно понимают в производственных процессах, инженеры не любят ни тех, ни других:). Этот кейс хороший пример того, что дело не в том, чтобы применять навороченные, в том числе и облачные инструменты, а дело, во-первых — в грамотном проектировании всех процессов, а во-вторых — в точной отладке системы взаимодействия и документооборота предприятия, которое базируется, казалось бы на простых инструментах. Докладчица (исполнительный директор — Виктория Вайнике, которая разрабатывала и внедряла это решение, была руководителем этого проекта) сказала о том, что нужно быть либеральным на фазе снятия всех пожеланий от разных отделов, и быть авторитарным на фазе внедрения — так как никто не любит новое, даже если оно очень хорошее, и обещает облегчить жизнь.
В итоге этого внедрения была значительно улучшена деловая коммуникация и командная работа в компании, система принятия решений в плане электронного уровня. Предприятие значительно улучшило общение внутри и «снаружи» — со своими заказчиками. И, что самое главное, все это было в качестве теста реализовано на бесплатных облачных решениях, прошло фазу эволюционного развития — отладки, внесения корректировок в менеджмент всей структуры, и вот только после того, как это уже прижилось на предприятии, было принято решение о переносе всей структуры уже в платное облако. Таким образом, весь проект «облачного» управления предприятием не был мертворожденным, а вырос от итерации к итерации, как хороший программный продукт. Одним словом, рулят не инструменты и не «облачные понты», а правильный подход к проектированию и автоматизации на предприятии любого размера.
Был также очень интересный поток на этом форуме, посвященный автоматизации промышленных систем, где КИП инженеры озвучивали свои требования и стандарты представителям ИТ-сферы.
Например, представитель из «Криворожстали» рассказал о том, как они автоматизировали свой промышленный комплекс. Производство и раньше было не простым, то теперь оно еще больше усложнилось, и не может работать уже по старым, советским ГОСТам, теперь уже есть мировые стандарты для автоматизации предприятий такого масштаба. И, что самое интересное, они столкнулись с тем, что: а) никто из интеграторов/программеров не мог предложить ничего им в плане автоматизации; б) более того, никто из вендоров также не смог предложить нужного решения. Этих стандартов автоматизации — не один (ISA95, MIMOSA и много других стандартов), и максимум что предлагается — это готовое решение, где «все свое» и работает по тем стандартам, которые выбрал вендор, а не те, которые нужны сталелитейному заводу. И вот, инженеры должны были собирать не решения от разных вендоров, а в прямом смысле брать отдельные функции и допиливали их до нужных им стандартов автоматизации. Говорил, что, АСУ ТП — это, в основном, диагностика процессов производства, и вот, когда приходил очередной представитель вендора, и вместо диагностики показывал визуализацию — не понимая, что инженерам нужны не 100 видов диаграмм, а четкое видение всех «мелочей» производства.
Говорили также о том, что ИТшники, которые разрабатывают решения для промышленности, начинают «изобретать велосипед» разрабатывая свои стандарты для предприятия, вместо ориентации на то, что действительно нужно такому заказчику.
С другой стороны, крупные ИТ-компании, тем не менее, работают для таких заказчиков (для заводов Ford, например), но вот свои отечественные промышленные предприятия работают «по старинке» и не спешат подтягивать свои стандарты, которые позволят больше автоматизировать производства и дать заказ той же ИТ-сфере для разработки таких систем.
Вся наша «банда» :)
Разговор сессии был в контексте промышленной дигитализации 4.0 — это минимизация присутствия человека на предприятии, общение машин между собой. Например, был докладчик, который рассказал о системах промышленных компрессоров, где производитель пришел к концепции не простой продажи оборудования, а варианта в котором заказчику ставится оборудование (которое не мало стоит, если его покупать), и он платит только за фактически потребленный им сжатый воздух (как сказали из зала: повезло вам, воздух продаете:) — в масштабах даже среднего завода такой подход с лихвой себя окупает. Также был приведен пример объединения системы промышленных компрессоров в один кластер с помощью облачного управления, слежения и сбора статистики.
Одним словом, конференция получилось очень насыщенной и полезной для посещения, не было «водянистых» докладов и докладчиков, все докладчики говорили по делу и делились опытом внедрения облачных решений, автоматизации: от документооборота юридической компании до сталелитейной промышленности, и обсуждали какие вызовы сейчас стоят перед энтерпрайз-ИТ-сферой в Украине.
Уже в конце конференции, мы, как генеральный партнер разыграли призы: сертификаты на 100, 300 и 500 евро на наши услуги. Что интересно, 500 евро — выиграл участник, компания которого занимается веб-разработкой, как говорится — «хостинг нашел героя»:)
www.sim-networks.com — SSD хостинг и VPS, защищенное облако в Германии