Обзор поминутной аренды электросамокатов в Москве, лето 2018

u-jpwlsslkacdtynrwgeka_r9fk.jpeg


Я стою, держась за руль, и не двигаюсь –, но подо мной проплывает городской асфальт, а тёплый летний ветер обдувает лицо. С непривычки мне немного страшновато. Я кошусь на дисплей: 18 км/ч. Если бы я сидел за рулём автомобиля, это была бы черепашья скорость. А сейчас я нервно пытаюсь объять взглядом всё сразу — припаркованные машины, перебегающих дорогу пешеходов, резвых велосипедистов, светофоры. Я еду на электрическом самокате.

Как средство передвижения самокаты я никогда не рассматривал. С детства ездил на велосипеде, и вот это движение — присел на одной ноге и оттолкнулся — для меня очень неудобно и неестественно. В моём сознании самокаты всегда ассоциировались с детским развлечением. Тем больше был мой культурный шок, когда я в 2000-м году в Лондоне увидел на улице удивительное (для меня) зрелище. Пожилой импозантный мужчина, с седыми волосами, в строгом костюме и с портфелем в руке, ехал по тротуару на самокате. Когнитивный диссонанс помог запомнить это зрелище на всю жизнь.

Для тех, кому некогда читать


Электросамокат — это круто, но пока в Москве они есть преимущественно внутри Садового кольца.

YouDrive lite — 5 руб/мин. «Делисамокат» — 250 р/ч, 1000 р/сутки, 3000 р/неделя.

На полном заряде можно проехать 10–20 км, в зависимости от веса и ландшафта.

История самокатов: как давно мы пинаем землю


Самокаты появились на рубеже XVII — XVIII веков, и обычно служили простыми в изготовлении игрушками для детей. В XX веке самодельный самокат обычно представлял собой доску с прикреплёнными к ней роликовыми коньками и какой-нибудь рукояткой, за которую можно было держаться, сделанной, например, из старой деревянной коробки. Такая грубая конструкция, тем не менее, очень радовала детишек, особенно своим громким звуком при перемещении, делавшем агрегат похожим на «настоящую машину». К середине века самокаты приобрели более-менее современный вид.

20dadadc45c84e7ddeaf617df4e20282.jpg
Немецкие девочки на самокатах, 1948

В конструкцию самокатов вносили различные усовершенствования, от пневматических шин до амортизаторов.

a28a8d33384ee0db7b86c6d7c2893eb2.jpg
Самокат, 1970

В 90-е годы в Финляндии придумали новый вид самокатов — кикбайк. Он характерен очень большим, велосипедного размера передним колесом, которое позволяет развивать ощутимо большую скорость. На таких самокатах даже проводятся соревнования:

dbbb29ed269ebecb3fe6c875b424cf2f.jpg

В целом, принцип катания на самокате остался неизменным, если не считать редких попыток сделать что-то уникальное — например, самокат Honda Kick 'n Go от 1974 года, который приводился в движение нажатием на рычаг:

d13f92af8d6d6feb15860e9bcc09a482.jpg

Но человечество, естественно, на любое придуманное средство передвижения стремится поставить мотор.

Моторизованные самокаты появились в начале XX века в США — с 1915 по 1921 год в Нью-Йорке работала компания Autoped Company, выпускавшая самокаты, оборудованные двигателем внутреннего сгорания, вращавшим переднее колесо.

19af829f798e68d9751d18b57a909aa2.jpg
1919 Autoped Ever Ready

У него были колёса в 10», а управлялся этот агрегат при помощи рукояток руля и рулевой колонки. Наклон колонки вперёд включал сцепление, рычаг на рукоятках управлял газом, а наклон колонки назад выключал сцепление и активировал тормоза. Двигатель был с воздушным охлаждением, 4-тактным, объёмом в 155 кубов. В военное время эта машина показала себя очень эффективной в плане расхода топлива, но широкого распространения не получила.

Существуют и современные варианты скутеров с ДВС — например, Go-Ped GTR Roadster, с мотором на заднем колесе, позволяющим развивать скорость до 35 км/ч и уезжать на полном баке на 50 км (расход топлива — порядка 2,6 л на 100 км).

368fabe72a78d136e6c45f7f399ce888.jpg
Go-Ped GTR Roadster

Но с началом XXI века повышение удельной ёмкости литий-ионных аккумуляторов и улучшение характеристик электродвигателей запустило бум электрических средств передвижения.

Эпоха электричества


Электрические самокаты разнообразны по форме и размерам, а также по набору функций. Пневматические или цельнолитые колёса, складные модели, самокаты с сиденьем, с большими и малыми колёсами, с дисковыми и электрическими тормозами, с рекуперацией и без — на рынке можно найти десятки моделей. Объединяет их сравнительно большой вес (аккумуляторы, мотор) и стоимость. Детский электросамокат можно купить за 5000 р, а стоимость более-менее приличных моделей, способных перевозить взрослого человека, начинается от 15 000 и уходит куда-то в бесконечность.

Хотя обычный, не электрический самокат намного легче и мобильнее велосипеда, даже ни разу не встававшему на него человеку видно, на самокате одно и то же расстояние проехать тяжелее, чем на велосипеде. Для детей самокат идеален — их, во-первых, просто необходимо как следует утомить, во-вторых, с самоката не так высоко падать, в-третьих, на них практически не нужно учиться ездить, и в-четвёртых, малыш сам справится с его выносом и занесением обратно домой.

С велосипедом всё ясно — кто-то любит на нём ездить (я обожаю), кто-то — нет, но пробовал практически каждый, и мнение своё составил. Насколько же электросамокат лучше или хуже в качестве средства передвижения по городу — сказать сложно, поскольку просто так, для забавы, мало кто готов потратить ощутимую сумму денег на электрический самокат, чтобы потом, разочаровавшись в нём, забросить в кладовку. Точнее, это было сложно сказать, до недавнего времени.

Урбанизация и транспорт


Урбанизация современного мира происходит с ускорением — точно как расширение Вселенной. В городах уже проживает более половины населения всей планеты. Городами-миллионниками давно никого не удивишь, а разрастающиеся конгломерации в Китае вскоре приведут к появлению стомиллионников. И во всех городах более или менее остро стоит проблема транспорта.

Никакой город не справится с тем, если все жители будут ездить на личных автомобилях — это ясно даже американцам, с их столетним культом автомобиля и недоразвитым общественным транспортом. Города смогут не задохнуться в пробках, только при хорошем устройстве общественного транспорта. Однако у каждого дома остановку не сделаешь, а каждого жителя на велосипед не посадишь (хотя голландцы пытаются). В большом городе от дома до работы доедет не всякий, не говоря уже о ежедневных путешествиях из пригорода в центр.

Оптимальный, судя по всему, вариант для города — использование развитой системы маршрутов общественного транспорта в сочетании с каким-либо средством передвижения «последней мили», на котором можно доехать от остановки метро до работы или иной цели путешествия.

Велосипед — транспорт хороший, но со своей спецификой. Не очень-то удобно ездить на нём в деловом костюме или юбке, да и пока доедешь до места назначения — вспотеешь. Тем не менее, в небольших городах с умеренным климатом можно, и, вероятно, даже нужно пропагандировать велокультуру — и воздух чище, и народ здоровее, и места больше. Начали доходить до этого и в некоторых городах России.

Делитесь и катайтесь


Вместо того, чтобы каждому горожанину покупать свой велосипед, можно внедрить систему совместного использования велосипедов, или байк-шеринг. Почасовая или поминутная оплата; когда нужно — взял, попользовался — оставил. Такие системы пытались внедрять в тех странах и городах, где в принципе велась пропаганда велосипедного транспорта, уже довольно давно. Лидером в этом деле, естественно, считается Западная Европа. Первый документированный случай байк-шеринга зарегистрирован в Амстердаме (ну, а где же ещё?) в 1965 году. Контркультурное молодёжное движение «Прово» (от слова «провокация») приобрело полсотни велосипедов, раскрасило их в белый цвет и расставило по Амстердаму без всяких замков, чтобы каждый мог ими воспользоваться. Молодёжь таким образом протестовала против засилья автомобилей в городах (удивительная форма общественного протеста — все бы такие были).

В середине 90-х начали появляться первые коммерческие системы совместного использования велосипедов, первая из которых открылась в 1995-м в Копенгагене. Начинание быстро подхватили во многих частях света, и кое-где довели до абсурда. Попытки создать байк-шеринг без привязки к пунктам выдачи велосипедов в некоторых городах Китая, например, привели к захламлению улиц и появлению кладбищ сломанных велосипедов.

3b15f710914c1c8be63ab4c6137d5825.jpg

1b3c737ec1f664bf06e91f9620070e6b.jpg

Скутер-шеринг


Но, как уж было сказано, велосипед — транспорт для последней мили не совсем идеальный. В поисках лучшего варианта в 2017 году сразу несколько компаний решили опробовать систему совместного использования электрических самокатов. Это, как ни странно, оказались компании из США: Bird, Jump Bikes, LimeBike и Spin. Компании, не договорившись с местными властями, просто расставили по улицам Сан-Франциско, Вашингтона (О.К.) и Лос-Анджелеса свои самокаты для всех желающих их арендовать. Особенно отличилась компания Bird, которой удалось не только увеличить свою капитализацию до миллиарда долларов, но и переполошить местные городские власти.

Например, в Сан-Франциско арендаторы ездили на самокатах по тротуарам вместо велодорожек и перегораживали припаркованными самокатами тротуары. После серьёзного недовольства властей и местных жителей (вылившегося в основном в масштабный вандализм), власти решили принять свод правил для компаний, работающих на рынке сдачи самокатов в аренду, в рамках которого заставили компании сначала убрать все самокаты с городских улиц, а затем уже получать специальную лицензию.

Тем не менее, компании не сдаются, борются с законодателями и расширяются. Jump Bikes в этом году запустили аренду в Берлине, а Lime (которая также занимается и велосипедами) — уже в нескольких городах Европы.

Волна интереса к электросамокатам докатилась и до Азии, где народу много, а место в городах, как и везде, не резиновое. В Китае, Сингапуре и других странах, как китайские грибы после дождя, одна за другой также вырастают компании, предлагающие почасовой прокат самокатов на электротяге.

Москва и москвичи


Перенесёмся ближе к дому. Москва становится всё более модным городом, и старается не отставать от современных мировых тенденций. Несмотря на то, что полгода обычный человек на велосипеде кататься не будет, другая половина года для этого вполне подходит (тут уж с каким настроением подойти к вопросу — стакан наполовину полон, или наоборот). В 2013 году в Москве заработали первые автоматические станции велопроката. Через пару лет эксплуатации были учтены все недочёты, оборудование заменили на новое. В настоящий момент в городе действует 428 станций (большая часть которых расположена внутри ТТК) и ездит порядка 4500 велосипедов. В рамках проекта «Моя улица» было сделано несколько пунктов проката электровелосипедов, но с тех пор этот проект не расширялся.

Волна моды на электрические самокаты докатилась и до нас. В наших условиях за реализацию этой идеи, что довольно логично, взялись две компании, активно развивающие бизнес каршеринга, и объективно являющиеся лидерами на этом рынке. И, как и каршеринг, история с самокатами развивается очень динамично, почти со взрывной скоростью.

В начале мая 2018 года станции проката самокатов открыла компания «Делимобиль». 25 пунктов проката «Делисамокат» расположились в пределах Садового кольца. Несколько передвижных фургонов с самокатами ежедневно стоят в некоторых районах за пределами ТТК — в Строгино, Крылатское, Кунцево, Раменки, на проспектах Вернадского и Ломоносовском. Сейчас москвичам доступно более 700 самокатов, до конца сезона их количество планируют довести до тысячи, а в перспективе — до 15 тысяч.

А в конце мая подтянулась и ещё одна компания, YouDrive. Они назвали свой сервис YouDrive Lite, и их самокаты пока можно взять и оставить только внутри Садового кольца.

Обе компании предлагают брать самокаты в аренду при помощи мобильного приложения (после запуска YouDrive Lite долгое время было доступно только приложение для iOS, но в итоге они допилили и вариант для Android). Однако по использованию и удобству два сервиса этих компаний оказались весьма различными.

Чтобы составить мнение об удобстве использования и полезности такого транспорта, как электросамокат, я протестировал оба этих сервиса, а также встретился с представителями обеих компаний.

YouDrive Lite


6year479-wluddvzc9ldxalqkk0.jpeg

YouDrive использует самокаты Segway Ninebot ES1. Компания модифицировала самокат, оснастив его изготовленным на заказ замком с Bluetooth-управлением и коротким тросом. Также на самокат поставили дополнительную батарею на рулевую колонку (такие батареи ставятся обычно на ES4) и заказала у Segway особый вариант прошивки.

Система аренды YouDrive не предусматривает каких-либо точек выдачи самокатов. Вместо этого они просто рассеяны по городу, правда, в строго отведённых местах — на городских велопарковках, металлических кольцах, вделанных в асфальт. Конкретную парковку (на которой может рядом располагаться несколько таких колец, а может и одно) делает пригодной для самокатов специальная наклейка с QR-кодом. Все эти парковки есть на карте мобильного приложения, и чтобы взять или оставить на ней самокат, нужно просканировать эту наклейку.

Процедура аренды следующая: вы запускаете приложение, и находите ближайший к вам самокат. Вы также можете сразу видеть уровень его заряда (в виде примерного пробега).
Резервировать самокат нельзя. Подойдя к самокату, вы сканируете код, приложение по Bluetooth связывается с замком самоката, и открывает его. Вы включаете самокат и отправляетесь в путь.

-dpxmupdw0b6rebwwwnsu4_4838.jpeg

Сдача самоката проходит в обратном порядке — вы находите парковку, где это можно сделать, сканируете код, открываете замок, пристёгиваете самокат, затем делаете две фотографии — замок крупным планом, и общий план с самокатом. Аренда завершена.

Оплата только поминутная. На момент написания статьи тариф — 5 р/мин.

qmoji-zme2_0vjxrca5f5mm05yg.png

Об этом сервисе я договорился побеседовать с директором по маркетингу компании YouDrive Lite, Кириллом Курашёвым.

Кирилл, молодой человек в ярко-синем костюме и стильных солнцезащитных очках, но совершенно без каких бы то ни было признаков модной сегодня бороды, своим внешним видом вполне соответствовал своей должности. Он назначил встречу в баре, приехал на неё на метро, и очень удивился, когда я назвал Москву модным городом.

Ожидая его в баре, я радовался тому, что день выдался солнечным, поскольку и до, и после этого Москве не повезло с погодой — шли дожди;, а на самокате, как и на велосипеде, под дождём с зонтом не поездишь.

Отвечая на вопрос о том, что послужило мотивацией для открытия такого нестандартного дочернего сервиса, как прокат самокатов, Кирилл пояснил, что в процессе развития каршеринга и насыщения города автомобилями выяснилось, что каршеринг не решает всех проблем перемещения по городу. «Ежедневная поездка на каршеринге из спального района в индустриальный — это идеальный вариант. А поездка выходного дня между двумя точками в центре Москвы на автомобиле — очень неудобная вещь. И тут наш директор по развитию купил себе Ninebot, когда он только появился на рынке. Ему очень понравилось, он ездил на нём от метро, до метро, даже зимой, экономил на этом кучу времени; и мы начали думать, как можно интегрировать эту систему в арендный бизнес».

«Мы хотим сделать YouDrive транспортной инфраструктурой, чтобы одного мобильного приложения было достаточно для того, чтобы человек мог перемещаться по городу», — сказал Кирилл.

Компания параллельно развивает сервис каршеринга, аренду самокатов, и с февраля 2018 принимает заявки на почасовую аренду автомобилей для работы в такси. Кирилл пояснил, что такси обычно арендуют на неделю, и машина простаивает, пока водитель спит или занимается другими делами. YouDrive хочет предложить водителям в аренду автомобили на несколько часов, чтобы машина не простаивала, а таксисты не платили за то время, пока не пользуются автомобилем. Пока бизнес-прокат находится в стадии набора заявок.

Все эти три сервиса делаются как дополняющие друг друга. Кирилл: «Мы точно знаем, что они не конкуренты друг другу, потому что на такси я поеду в одной ситуации, на каршеринге — в другой, на самокатах — в третьей».

При этом, компания не относится к YouDrive lite, как к развлечению, и позиционирует самокаты, как транспорт «последней мили». Конечно, при разработке проекта она ориентировалась и на западные аналоги сервиса. «Зарубежный опыт мы изучали всесторонне, — сказал Кирилл, — коллеги ездили на завод, где производят Ninebot, и где есть сборочная линия специальной модели для одного из американских стартапов. В итоге решили не заказывать самокаты на заводе, а дорабатывать их своими силами в России».

Доработка, видная невооружённым взглядом — это замок с тросиком, не очень презентабельного вида. При активации на замке начинает мигать лампочка, которую при солнечном свете (а именно в такую погоду больше всего охота взять самокат) разглядеть довольно сложно, особенно, если не знать, что она там есть. Хотя, это первый сезон работы сервиса, и различные проблемы и недочёты просто неизбежны. «Наша цель на этот сезон, — сказал Кирилл, — не заработать космических денег, а опробовать все идеи, проверить все гипотезы, отточить механику, ввести ещё некоторое количество самокатов и приготовиться к масштабированию в следующем году».

Естественно, варианты организации аренды могут быть разными — от пунктов проката, как в парках развлечений, и специальных точек выдачи (как в московском сервисе «Велобайк») до совершенно свободного разброса самокатов по городу (как пытались делать в Китае и изначально в Сан-Франциско). Компания YouDrive, всё обдумав, решила не делать централизованные станции проката, поскольку посчитала, что для того, чтобы эти самокаты всегда были под рукой, придётся построить слишком много станций. Кирилл: «У нас сейчас есть уже 15 каршерингов, и если через несколько лет появится 15 компаний проката самокатов, то всё это будет очень плохо смотреться на тротуарах Москвы».

При этом в компании хотели найти компромисс между док-станциями и просто свободным разбрасыванием самокатов, из-за которого, в частности, в Сан-Франциско уже начали вводить новые регулирующие меры.

В результате самокаты было решено привязывать к городским велопарковкам. На такую парковку клеится штрих-код, и станция становится парковкой для самокатов. Сами свободные самокаты можно найти по карте благодаря GPS, а запарковать их — на одной из станций, отмеченных на карте. Сейчас таких парковок уже порядка 100, компания планирует довести количество зарегистрированных парковок до 300, а потом, совместно с департаментом транспорта Москвы увеличивать их количество.

Об оставшемся заряде аккумуляторов всё знает отдел тех.обслуживания, который объезжает город, и заменяет аккумуляторы на заряженные. На похожую систему, кстати, уже переходят и каршеринговые компании — вместо того, чтобы заставлять клиента тратить время на заправку, они нанимают стороннюю компанию, которая развозит бензин по городу и заправляет автомобили. В YouDrive такая система отработана, и компьютер строит для техников оптимальный маршрут, решая «задачу коммивояжёра».

Новый сервис — неожиданные проблемы. С какими непредусмотренными проблемами столкнулась компания во время запуска? «Из неожиданного: при запуске сервиса человеку сначала демонстрировался полный номер самоката. В результате люди научились обходить сканирование QR-кода, и резервировали самокат за собой, а потом забывали, или путали, и приходили не на ту стоянку. Дыру в безопасности мы закрыли быстро, и изменили систему аренды».

«Другая проблема выяснилась при сдаче самоката: необходимо сделать фото замка, а потом общий план самоката, где видно, что он остался цел, а кроме того, где его оставили. Оказалось, что многие не понимают, как это правильно сделать. Мы пытаемся дорабатывать интерфейс прямо на ходу. Также бывают проблемы с тем, чтобы найти самокаты. GPS у них есть, но с ним существуют определённые сложности. Если машину, GPS которой ошибается на несколько метров, найти проще, то самокат в городе найти сложнее — они маленькие, а от каких-то кислотных цветов мы отказались». Кирилл показал в приложении живой пример — на карте аренды показано два самоката, один из которых изображён посреди дороги, а другой — вообще внутри здания. На самом деле это, скорее всего, два самоката, стоящие рядом на парковке, расположенной на тротуаре.

Кирилл: «Вообще, основная трудность пока — это когда человек приходит к самокату, а его только что забрал кто-то другой, или же на парковке рядом стоят несколько самокатов, и нужно найти свой».

Отмечу из опыта использования машин YouDrive, что у них тоже есть сложности с GPS, которых обычно не бывает у других компаний. То ли чип какой-то не такой, то ли ещё что, но один раз я с трудом нашёл автомобиль, который на карте был изображён совсем не там, где он был на самом деле, а в другой раз я совсем не смог найти авто, хотя обошёл все дворы парочки окрестных домов. «Мы допускаем определённые проблемы с получением сигналов от оборудования в пользу того, чтобы клиент мог спокойно оставить машину и пойти по своим делам», — пояснил в ответ на это Кирилл.

По поводу дальнейшего развития темы и того, что ещё нового можно ожидать от сервиса аренды (может, электровелосипедов?), Кирилл рассказал о проверке всевозможных гипотез и идей, и об отработке инфраструктуры. «Потом эту инфраструктуру можно будет использовать подо всё, что угодно — моноколёса, электровелосипеды, и т.п.»

Самокат — идеальный транспорт для аренды, поскольку на самокате можно начать ездить безо всякой подготовки. Я в детстве никогда не катался на самокате, однако сел и поехал сразу же. На моноколесе некоторым людям даже не удаётся научиться кататься, а чтобы научиться управлять велосипедом, если в детстве не довелось, требуется, по крайней мере, несколько занятий. И вне зависимости от одежды и обуви, на самокат можно встать и поехать — разве что с портфелем будет неудобно, лучше иметь рюкзак, или хотя бы сумку через плечо.

«Мне понятен ажиотажный спрос, поскольку мы только что открылись, — рассказал Кирилл, —, но меня удивляет, что средняя продолжительность поездки пока получается больше, чем мы рассчитывали — 25 минут. За 25 минут на самокате можно доехать от самой южной парковки (в черте Садового кольца) до самой северной. Самокат маленький, юркий, развивает скорость до 25 км/ч, и позволяет очень быстро ехать. У меня самокат был в технической обкатке, и я замечал, что даже ночью, без пробок, некоторые маршруты на самокате получается пройти так же быстро, как и на такси — несмотря на то, что максимальная скорость самоката составляет 25 км/ч, в отличие от той бешеной скорости, до которой может разогнаться таксист».

Вскоре после интервью я в выходной день ехал в автобусе, и так получилось, что почти полчаса по этому же маршруту ехал какой-то молодой человек на электросамокате NineBot; в результате мы всё время с ним ехали практически вровень, по очереди нагоняя друг друга. Можно сделать вывод, что при отсутствии пробок скорость перемещения по городу на электросамокате сравнима с общественным транспортом. На автомобиле, вероятно, будет быстрее, ибо он ускоряется лучше автобуса и не заезжает на остановки. Но это только если на маршруте нет пробок.

Компания поделилась информацией о том, что основная часть пользователей сервиса — это молодые люди до 30 лет, с пиком от 22 до 27. При этом интерес проявляют люди всех возрастов. 80% любителей покататься — это мужчины.

По мнению Кирилла, летом самокат даже приятнее автомобиля, который разогрелся на солнце (несмотря на кондиционер), если не считать кабриолетов. «Конечно, сначала люди подсчитали, что 5 минут в день равняется 300 рублей в час, и взволновались —, но мы проводим просветительскую работу на предмет того, что на самокате от метро до точки назначения можно доехать минут за 10 –, а это 50 рублей, столько стоит билет у водителя автобуса, причём автобус душный, там много людей, и его надо ждать. А на самокате — из метро выехал, и поехал». «Если он там есть», — сказал я. «Да, — подтвердил Кирилл, — на первом этапе развития самокатов не так много, но мы не хотели бы, чтобы люди судили о сервисе по этому этапу, и в дальнейшем надеемся довести их количество до такого же, как у западных аналогов. Так, чтобы они были всегда, в большом количестве и в нужном месте».

Между приложениями YouDrive и YouDrive Lite уже работает сквозная регистрация, и если человек зарегистрировался и отправил все документы для каршеринга, то для самокатов регистрироваться уже не нужно — и даже авторизация должна подхватываться на лету.

Очевидная проблема сервиса — сезонность. Кирилл: «Мы были сразу готовы к тому, что это сезонная история, но пока не объявляли, когда сезон закончится. По опыту нашего директора мы знаем, что пользоваться им можно и даже в довольно холодную погоду, поэтому мы решили предоставлять сервис до тех пор, пока на самокаты не начнёт ощутимо падать спрос».

После интервью мне дали опробовать сервис (к тому времени Android-версия приложения ещё не была закончена, а iPhone у меня нет). Прокатившись по Чистопрудному бульвару, я отметил хорошую мощность Ninebot и даже с непривычки испугался высокой скорости — он сумел разогнаться до 18 км/ч. Но подробнее об опыте использования этого самоката — далее.

«Делисамокат»


0a-hxdrz73rif2svp34g-4vy8le.jpeg

Особенность сервиса «Делисамокат» в том, что у компании есть специальные пункты проката, на которых можно взять, и вернуть самокат. Пункты работают с 7 до 23, на ночь самокаты увозят «в гараж». На пунктах работают сотрудники компании, которые выдают самокаты и принимают их обратно. Чтобы воспользоваться арендой, необходимо выбрать ближайший к вам пункт проката и зарезервировать самокат, а затем добраться до него за 20 минут. Сотрудник просканирует QR-код на экране смартфона и проверит документы арендатора, а затем выдаст самокат, и, при необходимости, зарядное устройство. Для проката есть четыре тарифа — на момент написания статьи это 250 р/час, 999 р/сутки, 3000 р/неделю и 9999 р/мес.

Самым первым я как раз попробовал сервис «Делисамоката», когда он только-только появился (и первый тариф был 100 р/час). Тогда мне досталась первая версия самокатов — по виду похожих на Xiaomi, но кастомизированные. Тогда сервис не вызвал у меня сильных положительных эмоций — я зарезервировал его для себя, приехал на место, и мне выдали конкретный самокат с конкретным номером, закреплённый за мной, хотя на точке стоял десяток других.

Несмотря на то, что мой самокат оказался разряженным более чем наполовину, другой вариант мне выдать не смогли. После получаса катаний батарейка села — пришлось по старинке, добираться до пункта проката на мускульной тяге. Правда, сейчас сервис уже решил часть своих проблем, и оператор на месте может выдать любой самокат — с большим зарядом, или другой марки. Компания тестирует два разных вида самокатов — один собственной разработки, заказанный в Китае, а другой — тот же Ninebot.

pyldk3dmlablnjwhduj-z2g1hkm.png

Чтобы понять мотивацию компании «Делимобиль», решившую развивать свой сервис аренды в сторону самокатов, и узнать об их планах, я отправился на встречу в офис компании в Сокольниках, где в переговорной комнате пообщался с Леонидом Сысоевым, генеральным директором подразделения «Делисамокат» и Екатериной Нефедечевой, директором проекта.

Что же двигало компанией? Жажда наживы? Просьба со стороны правительства Москвы? Подчинение хипстерскому духу времени? Или это просто рекламный ход, привлекающий клиентов к каршерингу? Был ли проект как-то привязан к ЧМ по футболу?

«Проект в первую очередь коммерческий, — рассказал Леонид. — Но ещё это и часть проекта городской инфраструктуры, обеспечивающей перемещение горожан в урбанистической среде. На машине бывает проехать тяжело, и встаёт вопрос об альтернативах. Мы посмотрели альтернативы, велосипеды уже есть, поэтому вы выбрали электрические самокаты, как наиболее удобный вариант».

Леонид, крупный, представительный мужчина в строгом костюме и галстуке, совсем не вязался с образом молодого менеджера, разъезжающего по велодорожкам на самокате. «Наша аудитория строго 18+, на самокатах катаются и вполне взрослые люди, и я не стесняюсь, — сказал он, — мне только пришлось прицепить ремешок на сумку, потому что с сумкой в руке ехать неудобно».

Леонид продолжил: «По центру оказалось очень удобно ездить, со всеми велодорожками и прочим. По трассе, конечно, не стоит. Но проблема передвижения остаётся в спальных районах, когда ты доехал на метро, а потом нужно ещё добраться до дома. Если брать такси или садиться на свой автомобиль, это загружает дороги города. Самокат, как средство передвижения без необходимости тратить мускульные силы, хорошо с этим справляется. На нём можно добраться до метро, а можно даже и с собой в метро взять. Это средство призвано разгрузить дороги. В Москве есть уже хорошие автобусы, трамваи скоростные, обновлённые троллейбусы, и всё развитие идёт в таком ключе, что общественный транспорт — это красиво и удобно. Самокат помогает решить эту задачу».

Опыт американских стартапов тоже пригодился, но оказалось, что в «Делисамокате», прежде всего, присматривались к азиатским городам, особенно к Сингапуру — там высокая плотность населения, напоминающая Москву (плотность населения Москвы — около 5 тысяч чел./км2, Сингапура — около 7 тысяч).

1pq9wspnjak0ejuld1olavbmznk.jpeg

Екатерина: «Мы смотрели опыт всех городов, не только Сингапур, но и Сан-Франциско, и Лос-Анджелеса, где эти самокаты первые появились. Во многих местах всё работает по схеме фри-флоатинг. Самокат можно оставить где угодно и взять откуда угодно. Мировой опыт показывает, что у города из-за этого возникают проблемы. Для бизнеса это может быть удобно, а город начинает напоминать помойку, где повсюду валяются самокаты. Их приходится убирать с проезжей части, или чтобы помыть и убрать тротуар. Мы пытались избежать таких ошибок. У нас сейчас больше 2000 самокатов в Москве, но это не предел. Мы хотим увеличить их количество, и не получить проблем».

Каковы планы развития сети — дойти до МКАДа? Хотя бы до Марьиной рощи доберётесь? — спросил я, имея в виду свои личные интересы. «Ну, прямо до МКАДа пока не планируем, и за МКАД точно не пойдём, — сказал Леонид. — На ближайшие три года есть план вывести до 16 000 самокатов на дороги; при том, что на одной точке находится в среднем 20 самокатов, это должно вылиться в более чем 500 точек. Понятно, что как раз больше всего проблем с перемещениями возникает за пределами ТТК, поэтому эти районы — один из приоритетов развития. Хотя и внутри Садового кольца, несмотря на обилие станций метро, между некоторыми ветками очень неудобно делать пересадку. Такие переезды в рабочем дневном режиме оказываются очень удобными».

Екатерина: «У нас самая популярная точка возврата самокатов — в Строгино. Видно, что люди берут самокаты в центре, а потом сдают их там. Часто берут на день, катаются вечером в парке, а потом возвращают. Вторая версия самокатов, которую мы вывели на улицы, имеет дополнительную батарею, и они способны проехать до 40 км — это можно всю Москву пересечь».

«Москва — это модный город?» — спросил я, помня реакцию Кирилла из YouDrive Lite. «Москва в недавнем опросе вошла в Top-10 городов, куда люди со всего мира хотели бы съездить на Новый год, — ответила Екатерина. — Город развивается — 3 года назад у нас не было каршерингов, а сейчас таких компаний уже 15. В прошлом году не было аренды самокатов, а сейчас у нас уже не одна компания на рынке». «А две», — говорю я. «Полторы, — смеётся Леонид. «Город поддерживает такие интересные инициативы, — продолжает Екатерина, — для пользователей и для жителей».

Кроме того, компания в июле уже открыла и второй город с арендой самокатов — Грозный. В феврале там открылся каршеринг, и правительство города также поддерживает инициативы по увеличени

© Habrahabr.ru