Обзор невизуальной доступности досок объявлений: сайтов и мобильных приложений

5afe51942e9adc3c207f02bfd8934d38.jpg

Несколько месяцев назад мы в Everland опубликовали первую часть исследования невизуальной доступности сайтов и приложений в российском сегменте сети Интернет. Множество сервисов из шести сфер, от ритейла до банков, были проверены на предмет их доступности для пользователей скринридеров или иначе программ экранного доступа (специальных программ, которыми прежде всего пользуются незрячие и слабовидящие люди, чтобы получать доступ к информации и различным онлайн-услугам наравне со всеми остальными).

Но 6 сфер, хотя и наиболее популярных и важных, всё равно недостаточно, чтобы получить полное понимание уровня доступности большинства необходимых незрячему пользователю сервисов. Именно поэтому исследование продолжается, и на этот раз наше внимание привлекла такая сфера, как доски объявлений.

Почему именно они?

Доски объявлений стали набирать популярность уже с того момента, как у значительной части населения появился какой-никакой доступ в интернет. Ведь раньше объявления нужно было размещать в газетах, в специальных программах на радио или телевидении, в общем, пользоваться способами не всегда удобными. Более того, удовольствие это было не бесплатным.

Интернет-площадки позволили желающим быстро опубликовать своё объявление, а тем людям, которые могут этим объявлением заинтересоваться, найти его и связаться с автором. И это только малая часть преимуществ, которыми обладают доски объявлений. Не будем забывать про множество вариантов поиска и фильтрации, отзывы людей, возможность найти нужный товар или услугу в другом городе. В общем, какая-нибудь газета из ближайшего ларька оказывается просто вне конкуренции.

Сегодня доски объявлений активно развиваются, добавляя новые функции и возможности для пользователей. А пользователи, в свою очередь, могут быть очень разными. Не будем забывать о том, что незрячим и слабовидящим людям тоже может быть нужно найти какой-то товар или услугу, а иногда даже предложить что-то другим. Задавшись вопросом: «А насколько комфортно им будет это сделать?» — мы решили протестировать невизуальную доступность нескольких сервисов из этой сферы.

О процессе

Интересная особенность досок объявлений заключается в том, что большинство сервисов представлены исключительно в виде веб-сайтов. Лишь у двух из них есть мобильные приложения для Android и iOS.

Если же говорить конкретнее, то нами были протестированы:

1.      «Авито»: Android, iOS, Web

2.      «Юла»: Android, iOS, Web

3.      «Барахолка»: Web

4.      «Доски.ру»: Web

5.      «Из рук в руки»: Web

Проверялось 7 пользовательских сценариев. От авторизации и работы с каталогом, до публикации собственных объявлений и отзывов. Каждому сценарию присваивалась оценка от 1 до 5, где 5 — отличная доступность, а 1 — отсутствие доступности как таковой, зачастую невозможность прохождения сценария без помощи зрячего человека. Кроме того, тестировщики выделяли несколько наиболее интересных или заметных проблем, которые обнаруживались в процессе тестирования.

Предлагаю взглянуть на каждый сервис отдельно, и понять, какие трудности ожидают пользователей скринридеров при попытке воспользоваться каждым из них.

О сервисах подробнее

«Авито»

В России и странах ближнего зарубежья, кажется, довольно сложно будет найти человека, который бы хоть раз не слышал об «Авито». И не удивительно, ведь это сервис, который в ноябре 2021 года стал самым посещаемым в мире сайтом для публикации объявлений. Здесь есть, кажется, всё: автомобили, недвижимость, мебель, различные услуги, и многое другое.

В случае «Авито» у нас есть выбор, что использовать: сайт, Android или iOS приложение. Все эти варианты были проверены на невизуальную доступность.

Сайт оказался доступен в целом неплохо. Основные проблемы возникают у пользователя при регистрации и взаимодействии с продавцом. В случае регистрации, внизу страницы появляется предназначенное для этого окно. Однако, чтобы понять, что такое окно появилось, придется поизучать страницу. Идеальный с точки зрения доступности вариант, когда фокус программы экранного доступа автоматически переносится в открывшееся окно.

Что же касается диалога с продавцом, проблема довольно проста, что в то же время не делает её менее критичной. Несколько кнопок, отвечающие в том числе за отправку голосовых сообщений и прикрепление фотографий, не имеют текстовой метки. То есть пользователь скринридера, при постановке курсора на такую кнопку, услышит лишь то, что это кнопка. Можно, конечно, попробовать догадаться о значении каждой, по очереди нажав на них. Но вряд ли кому-то хочется случайно отправить продавцу голосовое сообщение. Вот почему все элементы на сайте или в приложении должны быть корректно подписаны.

Android приложение оказалось в хорошем смысле сюрпризом, показав достаточно высокий уровень доступности. Основные проблемы связаны с не всегда удобным отображением тех или иных элементов. Так, например, количество отзывов на объявление скринридер произносит просто как число, без каких-либо пояснений, к чему это число относится.

iOS приложение, в свою очередь, не порадовало столь же хорошей доступностью. Его самая большая проблема — это кнопки. Какие-то не подписаны, а какие-то просто не активируются с помощью программы экранного доступа, из-за чего у пользователя нет возможности воспользоваться функционалом этой кнопки. Достаточно и других проблем, таких как, например, отсутствие текстовых меток у фильтров.

«Юла»

Сервис «Юла» не только позволяет размещать и просматривать объявления, но ещё и синхронизирует базу с социальной сетью VK, из-за чего число людей, которые потенциально могут заметить опубликованное объявление, становится больше. Как и в случае с «Авито», пользователи могут выбирать между сайтом или мобильными приложениями.

Доступность сайта оказалась довольно хорошей. Есть вещи, которые с точки зрения доступности можно сделать лучше, например переделать фильтры в виде флажков, чтобы пользователь скринридера мог лучше понимать, выбран фильтр или нет. Кроме того, имеется уже упомянутая ранее проблема с отсутствием текстовых меток у элементов в диалоге с продавцом.

Android приложение имеет близкий к среднему уровень доступности. Из проблем можно выделить уже, кажется, ставшее привычным отсутствие подписей кнопок, причём не где-нибудь, а в диалоге с продавцом. При этом кнопка для добавления фотографии в представлении скринридера зачем-то продублирована несколько раз, из-за чего еще сложнее понять, какой у нее функционал. Ещё одной интересной проблемой является то, что при вводе номера телефона на этапе авторизации скринридер может произносить какие-то случайные символы, вместо цифр из введённого номера телефона. Это может серьёзно ввести в заблуждение, особенно менее опытных пользователей, которые не всегда хорошо разбираются в том, что происходит.

IOS приложение снова оказалось менее доступным, чем такое же для Android. Проблемы довольно типичные, но их много. В основном это неподписанные элементы, например, все в том же диалоге с продавцом. Отсутствует также индикация выбранного состояния у фильтров. Так, например, если пользователь скринридера указывает, должна ли быть в квартире стиральная машина, выбранный им вариант никак не будет отмечен. Тогда как фильтров таких может быть много, и пользователи вынуждены просто запоминать, что они там выбрали раньше.

«Барахолка»

Доступность сайта находится на среднем уровне. Одна из наиболее заметных проблем — отсутствие удобной навигации по заголовкам и ориентирам. Чем лучше размечена страница, что делается с помощью заголовков и разделения её на области, тем проще пользователю скринридера перемещаться по ней, находя нужный ему контент. Если бы с навигацией всё было не так плохо, незрячему человеку пользоваться «Барахолкой» было бы куда удобнее.

«Доски.ру»

Доступность этого сайта можно охарактеризовать, как ниже среднего. Наряду с проблемой разметки страниц, уже упомянутой выше, имеется на этом сайте и та, что доставляет немало неприятностей незрячим и слабовидящим пользователям по всему миру — капча!

Капча — вещь полезная. Она помогает защищать сервисы от автоматических регистраций, но, в то же время, создаёт серьезные проблемы для пользователей с нарушениями зрения, которые просто не могут увидеть, что изображено на картинке. Из-за этого незрячему пользователю приходится либо распознавать картинку с кодом с помощью специальных сервисов (но доступ к ним есть не у всех и не всегда), либо просить помощи у зрячего человека.

Решение проблемы, на самом деле, довольно очевидно. Добавить альтернативный способ решения капчи, например, ее аудиовариант.

«Из рук в руки»

Это онлайн версия выпускавшейся ранее газеты с одноимённым названием.

Доступность сайта «Из рук в руки» можно охарактеризовать, как близкую к низкой. Так, например, элемент, призванный раскрывать меню, не активируется с помощью клавиатуры. А пользователи программ экранного доступа в подавляющем большинстве случаев пользуются именно клавиатурой, поэтому действия, которые можно выполнить только с помощью мыши, вызывают у них серьезные затруднения. Это создает сложности не только незрячим людям, но и всем, кто по той или иной причине использует исключительно клавиатуру.

Ещё одна проблема этого сайта — отсутствие возможности для пользователя скринридера прикрепить фотографию при создании объявления. Учитывая то, что очень часто объявление просто не может обойтись без фотографии, такой недочёт делает доступность сервиса ещё более низкой.

Заключение

Уровень доступности протестированных сервисов можно охарактеризовать, как близкий к среднему. Опытный незрячий пользователь может просматривать объявления, общаться с продавцами и размещать свои, но процесс часто нельзя назвать простым. Неопытному же пользователю может потребоваться помощь зрячего человека.

Доступность, в том числе и невизуальная — это то, о чём владельцам сервисов следует задумываться, чтобы привлекать клиентов разных категорий. Незрячие люди тоже «покупают диваны на «Авито», ищут квартиры или услуги мастера маникюра, и выкладывают для продажи свои вещи.  По данным аналитического бюро GxP News, в России около 6 млн человек с нарушениями зрения! Это очень большая аудитория! А еще доступность — это вопрос справедливости — все имеют право на равный доступ к тем или иным услугам, вне зависимости от ограничений здоровья.

Автор: Александр Пашкевич, руководитель направления «Невизуальная доступность» в инклюзивном проекте Everland

© Habrahabr.ru