Обзор бортовой системы в Tesla
Недавно мы писали о знаменитом электромобиле Tesla Model S. Этот пост вызвал живейший интерес на Хабре, мы получили очень много вопросов об устройстве и поведении автомобиля на дороге. И идя на встречу вашим пожеланиям, решили поподробнее рассказать о системе управления и бортовом оборудовании Теслы.
Напомним основные характеристики автомобиля (Tesla Model S в версии Р85):
тип кузова: пятидверный хэтчбек (5 мест); снаряженная масса: 2108 кг; двигатель: трехфазный асинхронный электродвигатель; мощность: 416 л.с. при 5000—8600 об/мин; крутящий момент: 600 Нм при 0—5100 об/мин; батарея: литий-ионная, расположена в полу салона; напряжение: 366 В; емкость: 85 кВт*ч; тип привода: задний; трансмиссия: одноступенчатый редуктор; передняя подвеска: пневматическая на двойных поперечных рычагах; задняя подвеска: пневматическая, многорычажная; тормоза: дисковые вентилируемые (по кругу); базовая размерность шин: 245/45 R19; максимальная скорость: 210 км/ч (ограничено электроникой); разгон до 100 км/ч: 4,4 с; средний расход электричества: 23,8 кВт*ч на 100 км; максимальный запас хода: 502 км. Как вы помните, салон автомобиля почти полностью лишён механических органов управления — кнопок и рычагов. Центральное место на торпеде занимает огромный 17-дюймовый сенсорный дисплей с разрешением 1920×1080, который позволяет управлять всеми системами автомобиля.
Под графической оболочкой внезапно скрывается Ubuntu, сам бортовой компьютер построен на базе NVIDIA Tegra 3. Компании Tesla удалось создать весьма эргономичный и логичный интерфейс управления всевозможными подсистемами, не потеряв в визуальной привлекательности.
Вместо механической приборной панели используется дисплей меньшего размера, с разрешением 1280×480. На него выводится вся необходимая для водителя информация: скорость движения, расход энергии, запас хода, пройденная дистанция, температура за бортом. Во время зарядки аккумулятора на приборном дисплее отображается напряжение и сила тока. При нажатии одной из кнопок на руле, справа на дисплее возникает меню из нескольких часто востребованных функций:
климатические установки для водительского места; скорость вентилятора обдува; яркость водительского экрана; управление люком (степень его открытия измеряется в процентах); переключение медиа-источника.
Все остальные настройки осуществляются с основного дисплея. Главное меню поделено на следующие закладки-категории:
медиа-плеер; карты и навигация; расход энергии; веб-браузер; камера заднего вида; телефон. Мы уже упоминали, что изображение можно поделить на две части и вывести в них различную информацию. Например, приложение для навигации и управление медиа-плеером. Причём на месте медиа-плеера может отображаться и видео, так что пассажиры не заскучают в поездке. Впрочем, как и водитель в пробках. В самой нижней части дисплея отображается небольшая панель управления, из которой можно попасть в меню с техническими настройками автомобиля, управлять параметрами кондиционирования и регулировать громкость звука.
Давайте подробнее рассмотрим содержимое всех вышеуказанных закладок главного меню.
Медиа-плеер весьма всеяден, есть встроенная поддержка интернет-радио TuneIn. Аудиофилы имеют возможность настроить позиционирование звука в салоне, побаловаться эффектом Dolby Surround и трёхполосным эквалайзером.
Навигационное приложение можно развернуть и на весь экран. Tesla пошла по пути наименьшего сопротивления и не стала изобретать велосипед: картографическая система лицензирована у Google. Благодаря этому решению навигатор может отображать информацию о пробках. К сожалению, встроенный модуль мобильного интернета не работает в России, но можно подключить автомобиль к вашему смартфону с помощью Wi-Fi. Нужно отметить, что система работает достаточно быстро, тормоза случаются редко.
Для электромобилей наличие заправочной/зарядной инфраструктуры до сих пор является проблемой. Встроенный навигатор запоминает месторасположение каждой зарядной станции, на которых побывал автомобиль. К сожалению, это справедливо только для официальных станций, и, если верить навигатору, ближайшая находится аж в Норвегии.
Для самостоятельной зарядки Теслы обычно проводится отдельная линия на 32 А с заземлением. С её помощью можно зарядить автомобиль за несколько часов.
Во время зарядки можно вывести на основной дисплей информацию с амперметра, а также расчёт запаса хода. Как и в случае с автомобилями с ДВС, имеет смысл опираться лишь на усреднённые данные.
Подключив мобильный интернет, водитель и пассажиры Теслы могут не пользоваться для сёрфинга своими ноутбуками, планшетами и смартфонами.
К сожалению, реализация этой функции оставляет желать лучшего. На изображение с камеры не накладывается разметка движения автомобиля. О круговом обзоре и говорить не приходится.
Здесь всё просто, это обычное подключение телефона к встроенной системе hands free. Через дисплей можно получить доступ к настройкам рулевого управления, подвески, освещения, люка, подогрева сидений и стекла.
Имеется любопытная функция запоминания до трёх радио-кодов брелоков для открывания шлагбаумов и ворот. Достаточно прописать их в радио-модуле автомобиля, и он сам будет открывать препятствия, выбирая нужный код на основании географического местоположения.
Владельцы Теслы могут управлять некоторыми функциями своих автомобилей через мобильное приложение. Например, можно заранее включить обогрев салона в зимнее время, просмотреть текущее состояние процесса зарядки аккумулятора. Правда, нам ничего не известно об уровне безопасности такого канала связи с автомобилем.
В целом, большинство функций, представленных в Тесле, давно реализовано во многих других автомобилях премиального класса. От конкурентов в этом отношении Тесла отличается прекрасной эргономичностью управления, высокой производительностью бортового компьютера и широкими функциями сетевого управления. Например, производитель регулярно выпускает обновления ПО, которые автоматически устанавливаются на автомобиль при подключении к интернету. Так что лучший на сегодняшний день электромобиль вполне можно сравнить с гаджетом на колёсах. Очень быстрым гаджетом.