Образование в РФ избыточно
Эта статья призвана дать ответы на вопросы, которые возникают у некоторых студентов во время обучения и после окончания вузов относительно процесса обучения, образования вообще. Вроде таких наивных вопросов:
Для меня, как человека, который верил в то, что учебное заведение призвано ОБУЧАТЬ, это было, мягко говоря, шоком.
Подобные заблуждения почему-то никто не старается развеять заранее, и у людей случается шок, притом уже многие прошли через современную систему образования РФ. Придётся взять на себя подобный труд. Для меня бы, например, чтение подобной статьи было бы полезно в свое время, так как до некоторых пор сам был в плену подобных иллюзий.
Также она, возможно, будет небезынтересна родителям, непонимающим для чего система образования РФ делает те или иные вещи.
Еще я попробую дать отпор различного рода пропагандистам многословно рассуждающим о проблемах образования РФ и мнимых путях их решения, о каких-то компетенциях, о нужности или ненужности ЕГЭ, об инновациях и цифровизации в образовании, прочих «внутренних» вещах, но никогда не говорящих о сути системы образования РФ. Это происходит потому, что подобного рода статьи нацелены на сокрытие главной проблемы и внедрении определенных мыслей, а не простом и понятном разъяснении сложившейся ситуации с образованием в РФ.
Прежде всего я опишу свой личный опыт взаимодействия с системой образования РФ, чтобы вы представляли как я учился, к каким умозаключения приходил тогда; это поможет понять ход моих рассуждений в основной части статьи, где я проанализирую образовательную систему РФ.
Личный опыт
Более 10 лет назад, автор смотрел передачу Соловьева (да, грешен), где обсуждался ЕГЭ, и один из спикеров привел такой аргумент против экзамена — выпускники школ не смогут поступить в университет и пойдут в бандиты и экстремисты. Подивившись очевидной глупости сказанного — ЕГЭ это механизм отбора, определенная система конкурса. Экзамен определяет кто именно поступит, а не количество поступивших, если мест в университете меньше, чем поступающих, кто-то неизбежно не поступит — независимо от системы конкурса, автор, тем не менее, запомнил эту любопытную мысль.
Учась в университете, автор наблюдал, как тогда казалось, довольно непонятные вещи. Кафедра, на которой обучался автор, имела репутацию довольно сложной (электроника) — и таковой и являлась, ещё в начале нулевых некоторые выпускники уезжали на Запад работать во всяких Техас Инструментсах, а в 90-е таких было еще больше. Тем не менее, на ней порой учились откровенно слабые студенты, а самых слабых не отчисляли — это были буквально единичные случаи –, а переводили на другие специальности. Автор наблюдал, как декан факультета радел за двоечников, и кафедре приходилось устраивать пересдачи и ставить тройки этим студентам. Учась неплохо, получая копеечную стипендию, чуть больше тысячи рублей, автор живо заинтересовался данным, как думалось, феноменом. Из наблюдений, расспросов и гугла, автор узнал о подушевом финансировании в вузах. Это было настоящее открытие, об этом не писали в учебниках, не рассказывали на лекциях! Многое стало понятно. Да, было известно, что платных студентов невыгодно отчислять, но оказывается, данное правило распространялось и на бюджетные места! Кафедра еще «держала марку», избавляясь от совсем нерадивых студентов, но в целом, вузу нужно было как можно больше студентов. Мотивы и действия менеджмента университета стали понятны. Оставалось только неясным, с какой целью такая система существует, ведь очевидно, качество образования, мягко говоря, от подобного механизма финансирования страдает, а говоря без обиняков, ни о каком качестве говорить вообще не приходится.
На самом деле, еще в старших классах школы автор смутно начал подозревать, что что-то не так с образованием или навязанным представлением о нем. Надо сказать, автор учился в обычной школе в городе с населением около полумиллиона человек и не прилагал к учебе особых усилий — просто ходил в школу и добросовестно выполнял домашние задания. При этом автор годами был отличником.
Однажды, после очередной школьной олимпиады, на которые автора периодически отправляли, удалось занять первое место в городе по естественно-научной дисциплине. Автор тогда решил всё, что мог и первым ушел с олимпиады — благо, это был не урок, где нужно было отсидеть положенное время, в этом был плюс всех подобных мероприятий. Дальше были поздравления учителя, грамота, директор жал руку. По словам учителя, который подвизался на ниве репетиторства, и был, очевидно, знаком с коллегами по цеху, автор решил то, что и не проходили, опередив конкурента из профильной школы, который целенаправленно готовился к олимпиаде.
Учитель сказал, что необходимо готовиться к следующей олимпиаде. По сути, это были дополнительные уроки лично с автором. С равнодушием отнесясь к поздравлениям, автор задумался по какой причине они собираются тратить свое время и силы. Очевидно, школа была довольно посредственной, а высокий результат, возможно, позволял отправить красивый отчет в РОНО, а может и получить премию. Возможно, высокий результат автора грел самолюбие учителя. Так предполагал автор. Также было видно, что учитель приписывает себе заслугу, что подготовил такого хорошего ученика. Автор полагал, что заслуга лежит только на его плечах (подобное мнение было не совсем верным). Непонятно было только одно — зачем это все автору. Победители на всероссийских олимпиадах, вроде как, могли поступать без результатов ЕГЭ, но было очевидно, что до такого высокого уровня не дойти, а главное, автор был уверен, что если опередил весь город на олимпиаде, то сдать ЕГЭ на высокий балл плевое дело, то есть сам по себе факт победы в олимпиаде не сулил никаких выгод автору, более того, оказалось, от этого одни невзгоды. Так как автор был подневольным человеком — школьником — то пришлось подчиниться желанию школы и учителя и дополнительно заниматься для подготовки к дальнейшим олимпиадам, порой даже без обеда. В то время как троечники были предоставлены самим себе, автор был предоставлен школе! Притом, автор не сомневался, что данные знания не пригодятся. Так и вышло — за все последующие годы, ни эти дополнительные знания, ни победы в олимпиадах никак не повлияли в положительном ключе на жизнь автора.
Еще следует сказать несколько слов насчет сдачи ЕГЭ. Этим экзаменом, который был тогда в новинку, запугивали учителя и вообще все кругом. Вещали, что хорошисты и отличники не подтвердят свои оценки на этом беспристрастном экзамене. Именно поэтому было понятно, что ничего страшного в нем нет; так и оказалось. Все, в целом, сдали экзамен на те оценки, на которые и учились. Автор сдал все ЕГЭ на высокий балл, конвертируемый «по текущему курсу» в оценку «отлично». Особых усилий к этому приложено не было. К экзамену по русскому языку автор вообще не готовился, так как для поступления в технический вуз требовался минимальный балл по данному предмету.
Цели образования
Зададимся вопросом: какие цели преследует система высшего образования РФ? Учитывая систему подушевого финансирования, а значит отсутствие реального контроля качества образования, декларативный ответ — подготовка будущих специалистов, является неверным, если, конечно, не считать, что Высший менеджмент*совершил ошибку, введя такую систему. Да, часть обывателей объясняет непонятные ей действия Высшего менеджмента, тем, что «они там дураки». Мы же отвергнем эту версию, как заведомо неверную. Если они дураки, то как им удается сохранять господство, в том числе когнитивное, на протяжении десятилетий? Нет, скорее всего это означает, что декларируемые цели не соответствуют преследуемым целям.
*Под Высшим менеджментом будут иметься ввиду владельцы и руководство крупнейших корпораций РФ, а также проводники их интересов в госаппарате.
Нужно отметить, что современная система образования РФ происходит от советской системы образования. Советское образование преследовало две цели — подготовку массы специалистов и тотальное образование для всех, так как образование само по себе декларировалось ценностью по идеологическим причинам.
СССР имел развитую промышленность, массовое производство современного оружия, был готов, по крайней мере теоретически, к тотальной войне. Также на равных участвовал в космической гонке с самым богатым и продвинутым государством на планете. Всё это требовало множества технических специалистов по большому количеству специальностей, а также мощной науки. Это было невозможно без массового образования и качественного высшего образования. При этом, что называется, «за ценой не стояли». Так как экономика была плановая, то количество специалистов регулировалось, и их со временем стали выпускать с немалым избытком, при этом всех обеспечивали занятостью и реальной практикой (сравните представление в массовой культуре положения инженера начала и конца существования СССР).
Это делалось, вероятно, на случай тотальной войны — эти избыточные специалисты быстро смогли бы нарастить производство оружия. А неплохое массовое школьное образование с техническими кружками давало огромный мобилизационный потенциал людей способных разобраться с современной техникой.
Итак, менеджмент СССР был заинтересован в массовом образовании и хорошем техническом высшем образовании. Не будем говорить, насколько это было оправданно, для нашей темы важно отметить это как факт.
После развала СССР, РФ досталась советская система образования, которая через последовательные реформы пришла к текущему положению.
Остались ли те причины, по которым СССР был заинтересован в образовании?
Насчет того, насколько образование является ценностью с точки зрения современной идеологии РФ, хорошо высказался экс-министр образования Андрей Фурсенко.
Недостатком системы образования СССР было стремление сформировать человека-творца, в то время как задача государства заключается в выращивании квалифицированного потребителя.
Комментарии здесь излишни.
Массового производства в РФ нет, в отличии от СССР. Большинство промышленных товаров, продаваемых в РФ, импортные. Космической гонки давно нет. Армия РФ на начало 2022 г. 900 тыс. человек. О массовом производстве современного вооружения говорить не будем, дабы ничего не дискредитировать ненароком. Для сравнения, еще в 80-е только «Группа советских войск в Германии» насчитывала 500 тысяч солдат и офицеров, а ранее больше, и была вооружена до зубов современным (на тот момент) вооружением.
Причины, по которым в СССР было необходимо массовое образование исчезли. Если нет массового производства, нет массовой армии со своей современной техникой, то нет необходимости и в массовом образовании. Достаточно немногочисленных образованных людей. Поэтому охват образовательной системой всех городов и весей излишен. Это верно как для школьного образования, так и, тем более, высшего.
Образование и кадры
Здесь нужно сказать, что хорошее образование вообще «дорогое удовольствие». Тратить на него средства Высшего менеджмента сверх необходимости довольно глупо, однако, с другой стороны, чем больше образованных людей, тем бо́льший «навес» образованных работников можно создать, что позволяло бы, в условиях рынка, платить как можно меньше подобным работникам. Выход — переложить расходы на образование на само население. Здесь имеется сложность. Зачем тратить населению деньги на образование, если после получения этого образования зарплата будет все равно низка?
Многие из представителей старшего поколения рассматривают образование как показатель престижа и даже некий социальный лифт. Хотя последнее начало устаревать еще в советские годы, некоторые удивительным образом продолжают считать так и сегодня. Высший менеджмент, разумеется, как может поддерживает веру в это. Отсюда проистекает различного рода пропаганда о необходимости образования и повышении престижа инженерных %%подставьте нужную%% профессий. И это притом, что зарплата среднего образованного работника в РФ колеблется около зарплаты московского кассира, а то и гораздо меньше её.
Следует признать, что Высший менеджмент эффективно выжимает всё что можно не только из материальных активов, созданных при СССР, типа Самоотлора, но и нематериальных. О материальном наследии, нет-нет, но и проскакивают рассуждения, о них говорят, о нематериальных активах почти никогда не идет речь. А это избыточные образованные и квалифицированные кадры, на обучение которых Высший менеджмент не потратил ни гроша, своеобразная трудовая дисциплина, самая суть которой, можно свести, что работаем не за зарплату, а за некую идею, что неплохо выражено в широко известной в узких кругах копипасте «о гречно-ржаных», и еще инерция мышления во многих областях, включая образование. Именно неверное, устаревшее представление об образовании позволяет Высшему менеджменту переложить расходы на образование на население.
С самого начала своего существования, благодаря наследству СССР, Высший менеджмент рассматривает обученных людей как дармовую силу природы, как ветер, солнце. То есть, например, если есть солнечная панель, ставим ее и получаем электричество. Если не нужно электричество, то не ставим. На наличие солнца это никак не влияет. Оно всегда есть. Так и кадры, «они всегда есть». Само собой разумеется, обученные и квалифицированные люди это не природные силы, главное отличие, с точки зрения экономики — на обучение нужно затратить время и деньги. Но почему, вроде бы ошибочно относясь к кадрам как к дармовой силе, менеджмент успешно функционирует? Ответ заключается в экономической сущности РФ. Экономике РФ не требуется большого количества образованных работников, так как могущество Высшего менеджмента основано на экспортной отрасли — нефтегазе, а добыча и транспортировка сырья это все продукты низкого передела. Суть экономики РФ — ресурсная рента. Количество образованных и квалифицированных работников год от года убывает, но недостаточными темпами, чтобы возник дефицит, поэтому их можно рассматривать как почти бесплатных.
Избыточное образование
Желательность избытка образованных кадров не до конца объясняет подушевое финансирование. Толк от этих специалистов, если они специалисты только на бумаге и ничего не умеют?
почти каждый второй опрошенный россиянин работает не по своей специальности
Можно задаться вопрос:, а зачем тогда эти люди учились? Но это неправильный вопрос. Правильный вопрос — почему.
Почему так много россиян работают не по специальности.
Россияне идут в вузы не ради дальнейших карьерных перспектив, а просто потому, что высшее образование считается престижным и само собой разумеющим
Каждый второй россиянин (51%) полагает, что высшее образование не стоит запрашиваемой за него цены
Мнение всех экспертов схоже. Как и говорилось выше, причина — инерционность мышления, советское представление об образовании, шоры на глазах, влияние пропаганды.
Но это не главный вопрос. Главный вопрос, по какой причине Высший менеджмент допускает так много мест в вузах, как бюджетных, так и платных, и добивает качество образования подушевым финансированием? Ведь можно сократить бюджетные места, отобрать лицензии и аккредитации у коммерческих вузов, и, тем самым, рынок сравнительно быстро выполнит все благоглупости пропаганды: повышение престижа образования, рост качества, высокий конкурс на «нужные» специальности, эффективный расход бюджетных средств.
Когда, на первый взгляд, действия Высшего менеджмента противоречат их текущим экономическим интересам, следует обратить внимание как эти действия помогают удержаться менеджменту на вершине социальной иерархии. Социальная стабильность — это одна из тех вещей, которую Высший менеджмент вынужден поддерживать различными мерами.
Поэтому ответ на вопрос может быть только один, высшее образование также несет социальную функцию — это временный отстойник, утилизирующий человеко-часы работоспособного населения, так как молодежь в РФ нечем занять. Для схожей цели в РФ существуют 2 млн. охранников, а чиновников на душу населения больше, чем в СССР. И это не смотря на цифровые технологии и отсутствие плановой экономики, в которой чиновники и определяли, что и как производить вместо рынка.
Это одна из причин низкой официальной безработицы. Пока человек «учится», или, если очень хотите, учится, он занят, притом эта учеба никак не способствует получению востребованной профессии. Система высшего образования РФ как минимум на половину носит имитационный характер. А скорее всего гораздо больше, так как невозможно изолировать одну часть от другой. Исключения носят очаговый характер, плюс полтора десятка столичных вузов (но это не точно). И никаких задач в этой половине дать образование даже не ставится.
Если вам кажется, что вам как-то неправильно преподают или не дают тех знаний какие вам пригодятся в работе, то… так и есть! Нет необходимости в преподавании всем и каждому, контроле образования и тому подобных вещах. Достаточно создать видимость образовательного процесса. Некоторый процент, в силу различных причин, все равно сможет получить знания, проявляя недюжинную «само мотивацию». И этого достаточно. Так как потенциальных рабочих мест всё равно мало.
Система высшего образования РФ по сути конвейер по выдаче «корочек».
За последние 30 лет уровень высшего образования в России вырос почти втрое: более 31 процента населения в возрасте от 25 до 65 лет окончили вуз, а среди граждан в возрасте 25–35 лет высшее образование имеют больше 41 процента граждан. Для сравнения, в Италии высшее образование имеют 19,5 процента населения в возрасте 25–65 лет, в возрасте 25–35 лет — 27,8 процента, в Германии 28,5 и 32,5 процента соответственно, во Франции — 22,5 и 46,6 процента в тех же возрастных группах. Сегодня по уровню образования населения Россия входит в число самых образованных стран Европы
Каково, а? Красивые отчеты, хорошая статистика. Формализм и профанация! Высокий уровень образованности и профессионализма! Не хуже чем в этой вашей Европе.
Менеджмент в министерстве образования и менеджмент в вузах заинтересован в сохранении, а по возможности и повышении, своих позиций и увеличении доходов, поэтому демонстрирует свою значимость и важность. Высший менеджмент стремится урезать расходы на образование, которое излишне для него — выпускаемые специалисты не нужны, но желательно оставить формальную занятость. Из-за инерционности мышления, а также возможности получить отсрочку от армии (возможно, призыв и отсрочку от него и лоббирует менеджмент от образования), многие стремятся это самое образование получить. Компромисс между этими сторонами — увеличение бюрократии, почти тотальное высшее образование с соответствующим качеством — то есть околонулевым по большинству специальностям и в большинстве университетах.
2005 год. Сенсация учебного года: число поступивших в вузы превысило (sic!) количество выпускников школ.
Россия превращается в страну со всеобщим высшим образованием. В этом году в вузы поступили 1,4 миллиона человек, хотя выпускников школ было на сотню тысяч меньше.
2021. В РФ доля выпускников, собирающихся поступать в вузы, за 11 лет упала в два раза.
Почти 70% выпускников российских школ стали студентами вузов в 2020 году.
Но ситуация не могла быть такой вечно, так как инерция в мозгах не может быть бесконечной, в вузы стремятся поступить все меньше выпускников школ.
И менеджмент от образования неизбежно теряет свои позиции.
Рособрнадзор закрыл более тысячи вузов за два года.
А Высший менеджмент эффективно оптимизирует расходы.
Так, в 2010 году расходы на высшее образование в России составляли 1,4% ВВП, а в 2019 году уже 0,9% ВВП.
2022 год. Из-за недобора российские вузы объявляют дополнительный прием.
Тут еще такой момент повлиял, как мне кажется. В этом году профильную математику сдавали порядка 240 тысяч ребят, а контрольными цифрами приема на технические специальности было заложено 250 тысяч мест. То есть недобор был ожидаем. А ведь сдававшие профильную математику поступали еще на экономику и другие не технические специальности. Так было и в прошлом году. И это не проблема региональных вузов. Допнабор, знаю, объявил и питерский электротехнический, и СПбГУ. Какие-то вузы, думаю, набрали нужное число бюджетников, в том числе и благодаря личному обзвону абитуриентов из списков: мол, если аттестат на руках, приходите к нам! Были и почтовые рассылки писем, и информирование через сайты.
Вероятно, мы наблюдаем качественный перелом ситуации. Даже у столичных вузов проблемы с привлечением студентов. Разве это не прекрасно? Не может не радовать, что население РФ наконец начинает понимать бессмысленность высшего образования. Отдельно могут порадоваться технические специалисты, авось лет через 10 возникнет дефицит данных кадров.
Можно даже надеяться, что Высший менеджмент разгонит всю эту богадельню, раз они перестают справляться со своей главной функцией — абсорбацией лишних людей. Разумеется, ректора с миллионными зарплатами и чиновники из минобра будут сопротивляться, может быть что-нибудь и придумают. Они ведь больше ничего не умеют, кроме имитации и составлении циркуляров и отчетов, им жизненно необходимо остаться при должностях.
Утечка мозгов
Все время существования РФ наблюдается так называемая утечка мозгов. Притом она практически не останавливалась. Мозги утекали в 90-е, в нулевые, утекают и сейчас.
Число эмигрирующих из России учёных с 2012 года, когда Владимир Путин вернулся на пост президента, увеличилось в пять раз, заявил главный учёный секретарь Российской академии наук (РАН) Николай Долгушкин
Россия — единственная из развитых стран, где несколько десятилетийподряд уменьшается количество учёных
Но утечка мозгов это лукавый термин. Утекают не мозги, а образованные люди. И как так получается, если в РФ плохое образование, но при этом «экспорт» этих мозгов велик?! Это все равно, что заявить, что нефть в РФ плохая, и именно поэтому ее покупают. Абсурд.
Высоколобые эксперты, рассуждающие о необходимости улучшения образования в РФ, одновременно говорят и о плохом качестве оного, и об утечке мозгов. Они почему-то не замечают, что одно утверждение противоречит другому. Впрочем, понятно почему — они попросту ведут пропаганду, поэтому нужно относиться к ним снисходительно — работа такая.
Разница с экспортом нефти здесь в том, что экспорт нефти приносит деньги менеджменту, а «экспорт» мозгов нет. Наоборот, это потраченные деньги на образование, это расходы.
Следовательно, образование в РФ избыточно! А значит, его нужно оптимизировать, сокращая расходы на него, что и наблюдается в реальности.
Следует понимать, что даже школьное образование в РФ дает немало, по крайней мере, так было до недавних пор. Если следовать программе, слушать учителя, делать домашние задания, которые — это самое важное — будут проверяться и будут указаны ошибки, то даже не обладающий высокими способностями ученик способен хорошо учиться. Все это подтверждается тем, что абитуриенты из РФ поступали в западные вузы, а эмигрировавшие дети, учившиеся в школе РФ, не испытывают проблем с учебой на новом месте. Не нужно быть оракулом, чтобы предвидеть, что школьное образование со временем будет оптимизировано до такого состояния, что школа превратится в детский сад для подростков. Опыт подушевого финансирования вузов признан успешным и уже внедрен в школы. Больше детей в школе и классе — больше денег. Укрупняем школы, увеличиваем количество детей на учителя. Простая и незамысловатая схема.
Если кому-то это не нравится, то желающие и имеющие деньги смогут учить своих детей в частных школах, нанимать репетиторов — за ваши деньги любой каприз. Опасающимся же за качество репетиров и частных школ тоже не следует беспокоиться, рынок саморегулируемая система, всё будет отрегулировано в соответствии со спросом. Платежеспособным спросом, разумеется.
Здесь нужно ответить на вопрос, который волнует многих айтишников. А не проще ли Высшему менеджменту закрыть границы? Его следует переформулировать. По каким причинам этого не сделано до сих пор? Более того, это тот случай, когда слова Высшего менеджмента совпадают с делами! Сам факт этого очень подозрителен.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что ничего трагичного в ситуации с отъездом российских ученых за рубеж нет, поскольку это вопрос конкурентной среды и миграции. Так представитель Кремля прокомментировал недавние данные Российской академии наук (РАН) о росте оттока российских ученых за границу.
Возможны следующие причины этого.
Во-первых, РФ не Советский Союз, государство РФ слабее, гораздо слабее. Учитывая это, а также протяженность границ и известную коррупционность, далеко не факт, что РФ способна создать эффективный «новый железный занавес». Если это так, то, вероятно, Высший менеджмент это прекрасно понимает и даже не пытается его опустить.
Во-вторых, отток недовольных. Для социальной стабильности лучше оставить возможность недовольным эмигрировать. Не нравится — вали. Границы открыты.
В-третьих, негласные договоренности с западными странами о противодействии приему некоторых категорий специалистов. Например, врачу из РФ сложно просто так взять уехать на Запад и получить такую же должность — скорее всего возьмут санитаром, помощником, а после нужно будет долго доказывать свой профессионализм. И это учитывая универсальность данной профессии. При этом врач, в общем случае, как бы ни кичились айтишники своей ценностью, более ценный кадр — времени и денег на обучение врача потрачено гораздо больше. Да, скорее всего слишком сильно лобби врачей на Западе, которое не позволяет упрощать привлечение врачей из той же РФ, чтобы сохранить для себя привилегированное положение. Но тут интересно то, что резкий отток врачей из РФ создал бы социальную напряженность, то есть пришлось бы волей-неволей этому противодействовать. В отличии от эмиграции айтишников, ученых — населению нет дела до них. Последние движения западных государств в отношении выдачи виз россиянам также, скажем так, неоднозначны. «Спасибо, Запад, — мог бы сказать Высший менеджмент, — вы полностью подтверждаете нашу пропаганду». Поэтому эту версию нельзя исключать. А если не исключено, то значит возможно.
Какая бы причина не была, можно выдвинуть смелое предположение, что железный занавес, опустившийся со стороны РФ, будет маркером конца текущей системы, чтобы это ни значило.
Престижность образования
Некоторые могут возразить, что система образования в РФ никуда не годится, но образованным человеком быть хорошо, к этому надо стремиться, можно ведь самообразовываться и т. п. В этом ключе рассуждают как различного рода «гуманисты», так и попросту пропагандисты, имеющие целью создать избыток образованных людей за их же счет.
Но зачем это массе населения? Как им находить деньги и мотивацию для этого? Зарплата ведь, как правило, от этого не увеличится. Вещают, что быть образованным человеком, с широким кругозором, умным, это хорошо, важно, престижно. Но разве это так в РФ? Престиж в обществе — это когда «мужчины уважают, женщины любят», или наоборот, если хотите. В общем случае, в отношении образованных людей так нельзя сказать. Всё это даёт деньги, а не реальная или формальная образованность.
В мире чистогана, в мире денег, нельзя кичится умом, образованием, элитарностью, получая плату за свой труд — умственный! — меньше или чуть больше, чем плата за труд московского кассира, которому для выполнения работы достаточно церковно-приходской школы и знания двух тысяч русских слов. Если вам пытаются внушить чувство элитарности, воззвать к ответственности при этом — то это означает, что идет манипуляция. Не нужно покупаться на такие пассажи пропагандистов.
Не так давно, я случайно спросил у своих детей могут ли они назвать какие-нибудь виды профессиональной деятельности, основной целью которых не является зарабатывание денег. И с удивлением для себя обнаружил, что, как мне казалось простой вопрос, поставил их в тупик.
Нет никакого тупика. Нет такойпрофессиональной деятельности целью которых не является зарабатывание денег. Поэтому честная цель получения образования человеком — это осуществление более успешной экономической деятельности у этого человека, по сравнению с тем, у кого отсутствует образование или оно хуже.
Зачастую, некоторые ошибочно приводят примеры, связывающие высокую зарплату с образованием. Какой-нибудь Кати, которая выучилась на PR-менеджера и хорошо устроилась. Но она хорошо устроилась не благодаря образованию, а развитым социальным навыкам. И привлекательной внешности. Образование здесь глубоко вторично. Или Василий, закончивший юридическую академию и ставший небольшим, но хорошо оплачиваемым начальником. Спасибо за это нужно сказать дяде Василия, устроившего племянника. Без формального образования он, конечно, не смог бы этого сделать, но как раз с задачей формальной выдачи «корочек» система образования РФ отлично справляется, но толку от этого для сокурсников Василия немного.
Сюда же следует отнести декларируемую важность кругозора, общей образованности, навыками работы с информацией и тому подобного, о чем любят пространно рассуждать пропагандисты. Ничего из этого не имеет той важности, которую приписывают подобным вещам.
Можно сказать, что все это поможет, со временем, занять более высокую должность. Но скорее всего, чтобы занять высокую должность, вам потребуется специфический характер и своеобразные социальные навыки. Никакая общая эрудиция, да даже и большая часть школьных знаний не помогут.
Для работодателя в подавляющем большинстве случаев важна узкая специализация, или несколько смежных, за остальное он готов, в лучшем случае, похлопать по плечу, но платить сверху ни копейки не будет.
Вклад образования в материальный и социальный успех в РФ находится на третьестепенных ролях. Главное — это социальные связи, социальные навыки и стартовые условия (например, родиться москвичом).
Не нужно обманывать детей, они не дураки, хотя некоторые так и считают, рассказывая про важность образования, и заставляя учиться непонятно зачем. Пичкать их различными многочисленными предметами, полагая, что есть необходимость в различных знаниях, в то время как необходима довольно узкая специализация. Тратить и так небольшие финансовые ресурсы на репетиров, отдачи это не принесет. Все это приводит только к разочарованию детей, а то и депрессиям, и пониманию бессмысленности вала плохо связанных и плохо преподаваемых предметов. В подавляющем большинстве случаев никому из них не пригодятся ни интегралы, ни знание второго закона Ньютона. Разве вы сможете доказать ребенку обратное? Само собой разумеется, не следует и мешать детям, если у них есть интерес к какой-либо области знаний. Правда, не нужно их обольщать, что интерес принесет им успех.
Нет необходимости даже знать то, что Земля шарообразна. В работе знание о форме Земли необходимо немногочисленным специалистам, например, в области радиолокации, чтобы учитывать эффект кривизны земной поверхности. Если у прочих возникнет такой вопрос, можно посмотреть в интернете. И даже если они найдут неверный ответ, то тоже ничего плохого не произойдет. Никакой общественной обструкции даже рассказывающий о плоской Земле не подвергнется. Вот певец Юрий Лоза уверен в том, что Земля не шар. Поклонников у него меньше не стало, материальный и социальный успех налицо. Общество РФ толерантно к отсутствию знаний. Потому что они не нужны.
Ну не знают 35% россиян, что Земля вращается вокруг Солнца. И что? Никак на социальном и материальном положение это незнание не отражается. Следовательно, эти знания не нужны.
Все это подтверждается и тем, что в РФ распространено мнение, иногда даже агрессивно и чванливо навязываемое, что для успеха в какой-либо специальности нужно быть талантливым и увлеченным этим, и тогда, и только тогда, может быть, этот человек достоин финансового успеха. Остальным хватит зарплаты кассира. Не достойны большего. Понятно, что много увлеченных людей по определению быть не может. То есть, как и говорилось выше, массовое образование это что-то избыточное, «середняки» не нужны, необходимо небольшое число талантливых образованных людей, для занятия немногочисленных должностей требующих знаний.
Но все таки, из трех путей достижения успеха, открытых для простого человека в РФ, есть один, в котором требуются знания, образование. Его мы и рассмотрим в следующей главе. Два других пути — трансляция посредством интернета своих прелестей лицами преимущественно женского пола, и распространение наркотиков, не требуют рассмотрения ввиду того, что они не требуют образования, а для последнего