Оболочки MS-DOS: за пределами Norton Commander
Вероятно, аудиторию Хабра можно поделить по возрасту на две части. Одну при слове «Нортон» захлестнёт волной ностальгических воспоминаний, а другим уже не доводилось пользоваться этим файловым менеджером.
Недавно на нашей конференции был доклад об оболочках MS-DOS от Дмитрия Моисеева (автора проекта Old-Hard). И судя по благодарным отзывам, это выступление интересно всем: одни узнают что-то новое о давно знакомом, другие и вовсе открывают непривычный мир.
Поэтому теперь, пока мы готовим весенний конференционный сезон, решили ещё и сделать для Хабра текстовую версию этого доклада. Для тех, кому удобнее видео, даём ссылки: YouTube, VK Видео. Далее — текст от лица спикера.
Зачем этот доклад
Я ведущий инженер-программист в Контуре. Но сегодня буду говорить с вами не как программист, а как видеоблогер. Уже 11 лет я снимаю видео про старое железо, старые компьютерные игры и не менее старый компьютерный софт.
Вы спросите: «Зачем вообще копаться в истории IT?» Я мог бы ответить, что это очень важно и полезно: разбираясь в истории, вы лучше понимаете, что, как и почему устроено сегодня. И можете раскопать идеи, которые когда-то не прижились, но сейчас-то вполне могут выстрелить.
И это всё действительно так, но есть и более весомая причина: копаться в истории айти просто дико интересно. Взять хотя бы файловый менеджер. В любой современной операционной системе с графическим интерфейсом файловый менеджер устроен в целом по одним и тем же лекалам.
Но так было не всегда. Когда-то был только DOS.
DOS… Черной пеленой экран заполнил чистый DOS.
Мышь… Стала вдруг квадратной, потеряла форму мышь…
Я разбил окно, девяносто пятое мастдайное окно,
И поставил DOS, и тогда увидел:
Это счастье — вот оно.
Это кавер на песню «Дождь» группы ДДТ. У нее есть интересный нюанс: несмотря на то, что почти все исполнения песни используют строчку «Черной пеленой», изначально в переделке этой песни DOS заполнял экран синей пеленой. Это неудивительно: в начале 90-х почти на каждом компьютере с DOS в России одновременно стоял Norton Commander — файловый менеджер, который стал настоящим символом эпохи.
Правда, у этой версии Norton Commander есть нюанс: это не Norton, а Volkov Commander.
Вообще существует огромное количество всевозможных переделок Norton. Сегодня я хотел бы поговорить о том, почему именно Norton стал вещью, которую клонируют все кому не лень и на которую поглядывают, делая собственный продукт. Мы также взглянем на другие продукты, которые представляют собой альтернативные версии эволюции. То есть направления, в которых шло развитие, но в итоге не дошло. Или дошло? Разберемся в процессе.
Дисклеймер: будем говорить только про IBM PC и только про операционную систему MS-DOS. Мы не будем заходить в Mac, ZX Spectrum и прочие платформы. Не будем рассматривать буквально все файловые менеджеры — это физически невозможно. И не будем рассматривать каждую фичу каждого файлового менеджера. Сосредоточимся только на самых важных и интересных.
Начнем с вопроса: какая проблема привела к созданию Norton?
1983 год
Основной носитель информации — дискеты.
Обращаю внимание: знаменитого объема 1,44 Мб они пока не достигли. Но жесткий диск постепенно приходит в нашу жизнь, правда, пока по диким ценам — почти 350 долларов за мегабайт. Нынче не каждый сотовый оператор выставит такую стоимость за мегабайт трафика в роуминге… Тем не менее, жесткие диски становятся больше, доступнее. На большем пространстве умещается большее количество файлов, и с этим нужно как-то работать.
В качестве новейшей операционной системы для IBM PC только-только вышел MS-DOS 2.0.
Думаю, многие видели ее интерфейс в том или ином виде. Базовых операций для работы с файловой системой тут хватает: есть команды для создания директории, переименования, перемещения файлов, удаления, копирования. Но чем больше у вас файлов, тем менее удобным это становится. Вы не видите, что находится в директории, и постоянно вынуждены перезапрашивать информацию. Да и массовые операции над файлами неудобны: работаем либо по маске, либо вручную перечисляем все файлы, которые хотим удалить или переместить за раз. А если есть проблема, то кто-то обязательно попытается ее решить.
1 DIR. 1983 год. Bourbaki, Inc
Вот так выглядит интерфейс DIR:
Здесь нужно отметить два свойства:
Почти половина экрана используется под второстепенные данные. Конечно, иногда нам полезно узнать, сколько у нас свободно оперативной памяти, сколько — на местном носителе. Но нам не нужно видеть это постоянно, нам не требуется столько места на экране под эту информацию.
Интересно устроен интерфейс приложения. Есть меню внизу экрана. Клавишами влево и вправо можно перемещаться между действиями, а клавишами вверх и вниз мы выбираем объект, над которым будем проводить действие. Мышь у нас не поддерживается, хоткеев почти нет. В любой непонятной ситуации нам нужно долго нажимать влево или вправо, чтобы выбрать нужное действие.
Лично мне интерфейс экрана напоминает ранние квесты от LucasArts. Но все же у них была мышь, а авторы интерфейса в конце концов отказались говорить что-то об его удобстве.
Другой пример утилиты тех лет — PathMinder, который опять-таки забирает половину экрана под второстепенные данные. Но здесь есть небольшое отличие: правую панель можно отключить и вывести чуть больше информации о файлах.
Уже лучше, но пространство экрана все еще используется не совсем оптимально. Доступных действий стало больше, но они теперь вынесены в двухуровневое меню: сначала выбираем группу операций, затем конкретную операцию.
Парадоксальным образом этот интерфейс стал еще медленнее и неудобнее, чем предыдущий.
XTree. 1985 год. Jeffrey C. Johnson
Эту утилиту я уже считаю шагом вперед.
Вот чем она интересна:
Впервые полностью перешла на хоткеи. Управления мышью все еще нет, но по крайней мере, мы уже мгновенно можем вызвать любое действие, перебирая их в куче меню. Из всех старых файловых менеджеров, которые я успел попробовать, XTree показался мне наиболее удобным.
Мы привыкли, что клавиша Enter подтверждает действие, а здесь она переключает курсор между режимами: работа с директориями и работа со всеми файлами на диске, вынесенными в один лист. Вы можете представить себе полный список файлов на современной флешке или жёстком диске, например, как с ним работать? Наверное, иногда это имеет смысл, но в большинстве случаев — нет. Но, наверное, в те годы размер жесткого и гибкого диска позволял полезно использовать этот режим.
Но и Microsoft не дремлет и вместе с MS-DOS 3.0 в 1986 году добавляет утилиту Tree, которая делает вот такой вывод на экран:
Она перечисляет все директории и поддиректории на диске. Несколько лет спустя в MS-DOS 4.0 эта утилита стала чуть более удобной:
Но она выводит на экран только список директорий. Мы не можем перемещаться по ним, не видим файлов. Так что это снова половинчатое и не очень удобное решение.
Но зачем я перечисляю все эти штуки?
А чтобы вы поняли, каким прорывом среди этих утилит стал Norton Commander.
Norton Commander. 1986 год. Peter Norton Computing Inc / Symantec
Вот как он выглядел:
Если вы активно пользовались более древними версиями Norton Commander, то заметили странный нюанс. Если не пользовались, то ничего страшного. Разница вот в чем:
В первой версии огромный кусок экрана (примерно треть) постоянно занят консолью, которую нельзя скрыть. С одной стороны, это странно и непривычно, а с другой — неслучайно. Авторы не до конца понимали, все ли необходимые действия вынесли в горячие клавиши и меню. В остальном же в этой версии заложены почти все основы, которые потом легли в последующие версии. Я покажу их на второй версии Norton Commander, потому что так удобнее.
Одна из главных побед — оптимальное использование экрана с двумя панелями, причем абсолютно равнозначными по размеру и возможностям. Можно перемещать файлы из левой в правую панель или из правой в левую, копировать в любом направлении, создавать или удалять директории — любое действие доступно в любой панели.
Также сразу кодифицирован принцип, когда директории написаны капслоком, а файлы — в нижнем регистре, чтобы не перепутать одно с другим. Появилась возможность удобных массовых операций: можете выбрать мышью любые файлы, сгруппировать их как хотите и затем выполнять любые действия с этими файлами, например скопировать или переместить.
И, конечно, хоткеи. Любой, кто пользуется Norton Commander, с закрытыми глазами может перечислить:
F5 отвечает за копирование файлов.
F6 — за перемещение.
F7 — за создание новой директории.
F8 — за удаление.
F10 — за выход.
Клавиши отлично ложатся под руку и запоминаются настолько, что в 90-е существовал набор фанфиков про Винни-Пуха и его друзей, которые подарили ему компьютер и провели ему BBS. В одной из глав клавиша F8 была антагонистом произведения.
На мой вкус, сами произведения немного устарели, но как срез эпохи их почитать можно.
Еще одна полезная вещь в Norton Commander — возможность прописать соответствие файла утилите.
Сегодня это уже не производит фурор — опция есть в любом файловом менеджере. Но тогда это был прорыв.
Вообще довольно странно, что встречая чужой компьютер в детстве, я почти никогда не видел, чтобы эта фича использовалась.
Еще одна важная фича Norton Commander — наличие пользовательского меню. Это как рудиментарная версия кнопки «Пуск», где можно перечислить текстовые ярлыки для своих приложений, прописав путь для их запуска. Но внизу экрана все еще есть черная панель, которая раздражает и мешает.
NC 2.0. 1998 год
Теперь можно растянуть консоль на весь экран, если она вам нужна. А если нет, то она занимает ровно одну строчку.
Также появилось меню выбора диска. Вы спросите:, а как выбирали диски до этого? Их можно было переключить из консоли, а можно было через вот такое меню в первой версии:
Меню объемистое, не очень удобное, пускай и решавшее свою задачу. Но когда мы видим меню предыдущей версии, то понимаем, почему маленькое простое окошко стало заметным улучшением интерфейса.
Появилось меню, похожее на досовскую утилиту Tree. Но в отличие от досовской утилиты, здесь мы можем переключаться между директориями и выбрать нужную. Появился поиск — просто необходимая фича с растущими дисками. Я вообще не представляю современной жизни без поиска по файлам.
Появилась возможность сравнивать директории, что можно назвать рудиментарной фичей. По сути, мы считаем diff между папками. И если вы, например, переносили проект на дискете и хотели посмотреть, какие файлы изменились на жестком диске и дискете, то это было необходимостью.
Появился режим увеличенного числа строк на экране.
В детстве я каждый раз включал его только случайно, и реакция всегда была такой:
Я еще не носил очки, но мне уже тогда было тяжело разглядеть что-то на экране. Если кто-то намеренно пользовался фичей, то расскажите об этом в комментариях.
NC 3.0. 1989 год
Не поверите, но была и такая версия!
Про нее особенно нечего рассказывать. Если вы посмотрите на изображение и попытаетесь сравнить вторую версию с третьей, то не найдете десять отличий. Основные отличия были в количестве дополнительных утилит и вспомогательных режимов, например появилась возможность передачи файлов по COM-порту.
Безусловно, все это удобно, но не меняет сути работы с файлами на диске. Поэтому следующий прорыв, который я смог найти в файловых менеджерах, произошел не в NC, а в утилите под названием PIE Commander.
PIE Commander (Chernyak Commander). 1990 год. Валентин Черняк
Первое, что бросается в глаза, — немного другая цветовая палитра.
Те, кто постоянно сидел в Norton Commander, сразу заметят разницу. Вроде незначительная мелочь, но она действительно бросается в глаза. Сильнее бросается в глаза возможность открыть более двух панелей. При желании можно сделать даже три-четыре:
На каждую можно открыть свой диск, режим и даже перемещать их по экрану при желании, что редко встречалось в текстовых интерфейсах тех лет. И даже разметить разными цветами. Удобно, но не киллер-фича.
Дело в том, что если попытаться удалить папку с файлами в любой версии NC, то он откажется. Все предыдущие показанные мной утилиты — тоже. PIE Commander же согласится.
Он также позволяет копировать директории со всеми вложенными папками, что не умели предыдущие файловые менеджеры. Я до сих пор удивляюсь, почему такая, казалось бы, базовая фича отсутствовала столько лет. Хотя, возможно, это и не первый файловый менеджер, который реализовал функцию.
Вообще с точки зрения программирования реализация довольно проста. Может быть, кому-то операция казалась довольно деструктивной, но все равно спустя годы это немного удивляет.
Забавно, что эта фича появилась и у Питера Нортона, но не в следующей версии Norton, а в комплекте утилит Norton Utilities. Это был комплект утилит для обслуживания компьютера: поиска вирусов, проверки диска на сбойные сектора и прочие вещи. И в нем появился свой файловый менеджер, отличающийся от NC. Хотя это одна и та же фирма. Но при желании на экран можно было вывести до шести окон.
Это не важно. Важно, что появилась возможность удалять, копировать или копировать рекурсивно директорию со всеми файлами. Вроде можно порадоваться, но в интерфейсе Norton Utilities меня все еще удивляет, что они поменяли хоткеи после нового NC. Только представьте: поколение людей пользуется продуктами экосистемы, ко всему привыкли. А в новой версии обнаруживают, что для копирования теперь используется клавиша F8, которой всю жизнь пользовались для удаления. Согласитесь, довольно неловкая ситуация. Мне кажется, это одна из причин, по которой продукты Norton были популярны, а их файловые менеджеры в комплекте — не очень. Поэтому продолжали выходить новые версии NC.
NC 4.0. 1994 год
Наконец-то эта версия научилась рекурсивно копировать и удалять. Но рассказывать про нее тоже неинтересно. С моей точки зрения, на этой версии NC закончил развиваться. Да, в нем появлялось больше утилит, больше функций, версии под Windows, поддержка длинных имен файлов. Но принципиально больше никаких изменений в базовых возможностях работы с диском не происходило. Поэтому хочется взглянуть и на нортоновские клоны.
DOS Navigator. 1991 год. Ritlabs
Это один из самых известных клонов. После выхода он развивался еще лет десять.
Во-первых, в нем появилась возможность помечать разные типы файлов разным цветом. Раз мы не можем показать в текстовом режиме пояснение, что это за документ картинкой, то использовать цвет представляется разумным решением.
Еще один момент в NC 4.0: вот мы копируем много файлов и директорий и не знаем, сколько времени осталось, даже примерно. Мы видим только прогресс копирования одного файла. DOS Navigator догадался нарисовать два прогресс-бара: в одном — текущий файл, во втором — весь набор файлов, для которого мы это делаем. Это одна из тех фич, которая перекочевала в большинство операционных систем. Справедливости ради, впервые это появилось в не DOS, а в PIE Commander, но о втором слышало не так много людей, как о DOS Navigator.
Кстати, помните, что PIE Commander позволял открыть всего четыре окна на экране? А теперь открывай сколько хочешь.
Возможно, это только мои мысли, но мне кажется, что эта фича появилась только потому, что авторы могли ее сделать. Они использовали библиотеку Turbo Vision для Turbo Pascal, которая позволяла делать окошки по щелчку пальцев. Это базовая фича. Когда разработчику попадается что-то крутое, он пытается запихнуть это везде, куда только можно. С опытом становишься аккуратнее, но все же. Но возможно, я ошибаюсь, и за всем этим действительно стоит какая-то глубокая мысль.
Также DOS Navigator, наверное, рекордсмен среди подобных файловых менеджеров по количеству ненужных фич. Количество встроенных утилит превосходит, наверное, даже то, что в свое время сделали Nero Burning ROM.
Здесь есть и текстовый редактор, и электронные таблицы, причем с поддержкой формул, режимы работы с калькулятором. Еще CD-проигрыватель (в файловом менеджере!). И даже пара встроенных игр. Смотришь на это и думаешь: «Зачем?» Забавно, что и тогда, и сейчас разработчики стараются вместить как можно больше возможностей в один продукт и удержать пользователя в своей экосистеме.
Шутки шутками, но DOS Navigator был очень популярен в свое время. Есть целое опенсорс-сообщество, которое когда-то занималось его развитием.
Volkov Commander. 1992 год. Всеволод Волков
Мой любимый файловый менеджер. Он очень маленький и полностью помещается в память операционной системы. В минимальной поставке он в два раза меньше, чем NC 4.0. Почему я обращаю внимание на размер? Я очень люблю работать со старыми компьютерами. Периодически попадается что-то, у чего нет подходящего жесткого диска, и загрузиться нужно с дискеты. Лишние 60 Кб — это дополнительные утилиты для активизации звуковой карты, драйвер для мыши, и останется еще 30–40 Кб — огромное пространство, которое действительно полезно.
При этом Volkov Commander не самый маленький файловый менеджер. Есть и поменьше — например, Sparrow Commander. Он в четыре раза меньше, чем Volkov Commander. Я бы его использовал, но не могу. Как и старые версии NC, он не может рекурсивно копировать и удалять. Мне нужен не просто самый маленький файловый менеджер, а тот, что решает мои задачи.
Давайте пробежимся по альтернативным решениям.
Оболочки DOS (DOS Shell)
Данный термин пошёл от одноименной оболочки, которая шла в комплекте с MS-DOS 4.0. В Microsoft заметили, что что-то не то, и к четвертой версии ОС добавили файловый менеджер. А что самое удивительное, это файловый менеджер, работающий в графическом режиме экрана. В 1986 году, когда было все еще довольно много компьютеров, у которых не было графического режима, а только текстовый вывод на экран, это довольно смелое решение.
Этот файловый менеджер заточен на работу с мышью. Хоткеи здесь есть, они работоспособны, но это явно вспомогательный режим. Также здесь есть вот такие палитры, наверняка сделанные дизайнером в том самом 1986 году:
Ну какой программист расцветил бы так экран?)
Наконец, в приложении есть не только файловый менеджер, но и аналог того самого меню «Пуск» — включая категории, в которых лежат текстовые ярлыки. Приложение работает в графическом режиме, но почему бы и нет.
Это было довольно удобно, причем приложение изначально стартовало в этом режиме, а не режиме файлового менеджера, как бы намекая на предлагаемые Microsoft принципы работы.
Потом количество лаунчеров (то есть приложений, в которых нет ничего кроме ярлыков) увеличилось. Многие из них были коммерческими. Где-то ярлыки были маленькими и не выстраивались по сетке, а где-то они были крупнее и выстраивались, да и сам набор иконок был другой.
Вот в этом приложении автор явно подглядывал в уже вышедшую Windows 95:
Не будем подробно останавливаться на этом. Есть и приятные исключения среди лаунчеров вроде Packard Bell Desktop. Она удивила меня дважды. Во-первых, она заточена под графический режим и использование мыши. У мыши есть много режимов:
Обратите внимание: есть не только кисть руки разного цвета, но и разное направление стрелок — для левши и правши. Интересный подход и, мягко говоря, неожиданный для тех лет.
Во-вторых, в комплекте с этой оболочкой шел классный туториал по работе с компьютером.
Он показывал, какое у нас есть железо, что куда включается, а что куда не стоит включать, как настраивать и обновлять, что за что отвечает и так далее. Он сделан с небольшими анимациями, доступно написан. Если интересуетесь историей компьютеров, попробуйте найти и посмотреть это обучение. Оно такое же в хорошем смысле забавное и любопытное, как старые передачи о компьютерах из 80-х и 90-х.
Некоторые оболочки вдохновлялись другими операционными системами. Например, вот это приложение под MS-DOS полностью повторяет интерфейс старых компьютеров от Apple.
Кажется, от суда автора спасло только то, что это была не очень популярная оболочка. Она повторяет все те же иконки, расцветки и внешний вид всех компонентов. По факту, конечно, это не ОС, а файловый менеджер с ярлыками на главном экране.
Другие с заимствованиями не парились совсем. Вот оболочка под MS-DOS, но она полностью повторяет файловый менеджер из Windows 3.1. Те же иконки, интерфейсные решения и прочее. В общем, авторы решений были довольно везучими, потому что им не прилетело за их решения.
Мы видим, что здесь тоже можно открыть кучу файловых окон. Но с тем важным отличием, что приложение работает в графическом режиме.
Мы можем повысить разрешение, тогда в окошко начнет вмещаться относительно приличное количество файлов и им станет немного легче пользоваться. Но такой формат на любителя: мне кажется, что четыре окошка хватит всем.
Другие авторы файловых менеджеров ни у кого ничего не копировали, делали свои ярлыки и пытались придумать что-то новое, как, например, вот эта утилита:
Вот тут немного странно. Задумка автора ясна: у нас есть левое и правое окно. Мы должны копировать или перемещать файлы из левого в правое. Но и из правого окна в левое файлы тоже успешно копируются и переносятся. Однако размер этих окон поменять нельзя. Подход довольно оригинальный. Автор пытался экспериментировать. Глядя на современные файловые менеджеры, мы видим, что эксперимент не удался, но он был. Это по-своему тоже неплохо.
Оболочки… Или операционные системы?
Не могу не вспомнить одну из самых холиварных тем — Windows 3.X.
Она существует, про нее нельзя забывать. Думаю, в том или ином виде про нее слышали многие. А вот про другие, менее успешные продукты такого типа слышало намного меньше людей. Например, Geoworks Ensemble:
Интерфейс полностью повторяет Windows 3.0, причем не только интерфейс.
Тут не просто лаунчер. Под эту оболочку можно писать приложения, у них есть собственный SDK и описание собственного API. Приложение, написанное под эту оболочку, абстрагируется от железа.
Другой пример — DESQView:
Утилита интересна тем, что работает в текстовом режиме, то есть перетаскиваются текстовые окна. Не самое привычное решение. Фишка в том, что это не просто встроенные окна. Это любые текстовые приложения, которые вы можете запустить и перетаскивать в окнах. У нее также был собственный формат приложений. То есть, запустив ее приложение для Windows, мы получим ошибку, и наоборот.
Мы уже упоминали про DOS Shell 4.0. Давайте посмотрим и на пятую версию.
Интересно, что предыдущая версия работала в графическом режиме, а эта версия решила перейти в текстовый. А ведь к тому времени у большинства появились графические видеокарты. В общем, у Microsoft было свое видение, что в каком порядке реализовывать.
Появилась возможность открыть два окна, как в том же NC.
Единственное отличие — в NC они были по бокам, а здесь они сверху и снизу. Наконец-то стало удобно, почти как в Norton Commander. Почти — потому что все еще сделано под мышь.
Но главное здесь не это и не наличие лаунчера, а вот что:
MS-DOS Shell позволяет запустить несколько приложений MS-DOS и переключаться между ними комбинацией Alt + Tab, как в большинстве современных ОС. Сделана эта переключалка задач в оболочке поверх операционной системы, где многие приложения эту самую ОС игнорируют, предпочитая работать напрямую с железом.
Это было очень смелое решение. Многие игры и приложения, которые работали в графическом режиме, при переключении могли превратиться во что-то такое:
Рано или поздно экран обновлялся, игра начинала работать как надо. Но баги случались, и довольно часто. Впрочем, попытка примечательная.
MS-DOS Shell не назовешь полноценной ОС, это просто переключалка. Как быть с Windows или Geoworks, которые имеют свой SDK, абстрагируют приложения от работы напрямую с железом и более или менее самостоятельны? Можно ли считать их операционками? Они же запускаются из-под MS-DOS…
Операционная система?
Окей, то, что опирается на DOS, операционной системой назвать нельзя. Но я нашел в англоязычном интернете другой довольно интересный термин — операционная среда, или операционное пространство (operating environment). Что-то переходное от простой оболочки до самостоятельной операционной системы. Что вдвойне приятно, это сокращение в русском языке остается тем же — ОС. Можете использовать в дискуссиях или холиварах. Возможно, пригодится.
Что в итоге
Довольно интересно наблюдать, как паттерны, придуманные еще в 80-х, продолжают жить в современных операционных системах. Взять хотя бы вывод файлов и папок вперемешку в одном окне — 1 DIR изначально это реализовал.
В современных файловых менеджерах можно вывести дерево директорий. У XTree это было еще в 1985 году.
А работа с мышью вместо клавиатуры — это было еще в DOS Shell.
С другой стороны, я не зря решил поговорить именно про Norton Commander, который был символом эпохи и настоящей классикой инженерных решений. Он вдохновил и многих современных разработчиков.
Например, есть утилита Far Manager — файловый менеджер, повторяющий паттерны из NC, но работающий под Windows. Я им сегодня активно пользуюсь. Во-первых, здесь дико удобные хоткеи, никакой лишней информации на экране. Многие операции можно делать быстро и удобно.
Но если у вас не Windows, то ничего страшного — существует опенсорсный порт Far2L. Это порт второго Far Manager под Linux, ОС от Apple и под все семейство FreeBSD. Плюсы все те же: работа с сетевыми папками, длинными именами, возможность навешивать плагины, если нужно, удобная настройка расцветки и все что угодно.
Когда мне нужно поработать на сервере под управлением Linux, я беру Midnight Commander — приложение основано на тех же самых паттернах и позволяет работать с информацией так же удобно и оперативно.
Но есть и ситуации, когда подобные текстовые менеджеры не помогают. Например, при активной работе с фото или графикой — без превью там просто никуда. Решение — Total Commander. Хоткеи те же самые.
Поэтому предлагаю следующее. Вот здесь находится страница с набором ссылок.
По ссылкам вы можете скачать упомянутые старые файловые менеджеры и оболочки и прикоснуться к истории айти самостоятельно, если захотите. Есть и ссылки на современные файловые менеджеры. Если вы когда-то их забросили, то рекомендую вам попробовать снова. Возможно, вы обнаружите, что в определенных ситуациях они действительно очень удобны.
А если никогда не пользовались, то просто попробуйте. Вдруг вы обнаружите, что вывод на экран и хоткеи — то, что вам станет активно помогать в работе?
Заключение от организаторов
Это расшифровка доклада с конференции DevOops. А весной мы проведём целый ряд других конференций для различных IT-специалистов — от Java-разработчиков до тестировщиков. В основном они посвящены не прошлому, а решению актуальных вопросов, но без интересных выступлений «для общего кругозора» не обойдётся и там. Так что, если этот текст заинтересовал, рекомендуем обратить внимание на конференции сезона.