Обнаруженный астрономами гигантский сферический войд проливает свет на загадки звездообразования

image-loader.svg

В процессе анализа трёхмерных карт окружающего нашу Галактику космоса, с нанесёнными на них формами и размерами близлежащих молекулярных облаков, астрономы обнаружили гигантскую пустую область в пространстве приблизительно сферической формы. Открытие описано в работе, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

Почти не заполненная материей область, или войд, простирается на 150 парсеков, или около 500 световых лет. В небе она расположена между созвездиями Персея и Тельца. Исследователи считают, что эта полость образовалась в результате взрыва сверхновой, произошедшего порядка 10 млн лет назад.

Войд окружают молекулярные облака Персея и Тельца — в подобных регионах обычно формируются новые звёзды. По словам Шмуэля Байели, постдока из Института теорий и вычислений Астрофизического центра, на поверхности этого гигантского пузыря формируются или уже существуют тысячи звёзд. У учёных пока есть две теории его возникновения. Либо в центре этого пузыря взорвалась мощная сверхновая, растолкав весь газ наружу, и сформировав то, что теперь астрономы называют «сверхоболочкой Персея-Тельца»; либо он возник постепенно, в течение миллионов лет, благодаря нескольким взрывам сверхновых.
Из открытия следует, что молекулярные облака Персея и Тельца не являются независимыми космическими структурами. Судя по всему, они сформировались одновременно в результате воздействия ударной волны, порождённой одной и той же сверхновой. Как пояснил Байели, это прекрасная иллюстрация того, как смерть сверхновой порождает цепочку событий, приводящую к образованию новых звёзд.

Трёхмерную карту пузыря и окружающих его облаков создали на основе данных, собранных космическим телескопом Гайя, запущенным Европейским космическим агентством. Подробное описание анализа этих облаков содержится в другой работе, опубликованной в Astrophysical Journal. На сайте гарвардского университета можно прямо в браузере посмотреть и повертеть трёхмерную карту облаков.

Впервые учёные составили трёхмерную карту молекулярных облаков — предыдущие изображения были двумерными. По словам Кэтрин Цукер, постдока из Астрофизического центра, и главного автора второго исследования, астрономы десятилетиями наблюдали за этими облаками, но никто не знал их истинной формы, глубины и толщины. Никто также точно не знал, насколько далеко они расположены от нас. Сегодня это известно с погрешностью не более 1%, благодаря чему и был обнаружен войд.

Трёхмерные карты облаков астрономы составляют, чтобы проверить теории звёздообразования — как именно газ ведёт себя, собираясь в сгустки. Учёные впервые получили возможность сопоставить настоящие трёхмерные данные, а не их симуляции, с теориями, и посмотреть, какая из них работает лучше.