Обнаружена утечка персональных данных с сервера региональных госуслуг 86 региона РФ (ХМАО), сейчас доступ к ним закрыт

7zdjtnqltv7rp7q5v4vc36giyfe.jpeg

Согласно информации издания «Коммерсантъ», в публичном доступе оказались выложены персональные данные пользователей портала государственных услуг одного из российских регионов. Утечка данных стала возможна из-за ошибочной настройки программного обеспечения одного из серверов портала, в результате чего данные оказались доступными для свободного скачивания.

По данным издания РБК, всего в утекшей базе оказались данные двадцати восьми тыс. пользователей, включая: ФИО, даты рождения, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, номера телефонов, адреса электронной почты, информацию о детях, токены авторизации для доступа в личные кабинеты граждан с мобильных устройств (нет информации, можно ли войти в личные кабинеты пользователей с их помощью). На данный момент настройки сервера, с которого произошла утечка, изменены таким образом, чтобы доступ к данным оказался закрыт.
По предварительной версии специалистов по информационной безопасности, утечка данной базы данных стала возможна из-за ошибки конфигурирования сервера, расположенного на площадке «Ростелекома». Как рассказал Ашот Оганесян, основатель и технический директор компании DeviceLock, поисковая система Shodan проиндексировала оказавшуюся без защиты базу на сервере еще 3 декабря 2019 года, а закрыть доступ к данным сетевые специалисты обслуживающей организации стали пытаться только двадцать дней спустя. Изначально на сервере с утечкой был выставлен нестандартный порт для системы Elasticsearch.

«В процессе мониторинга теневых форумов, где распространяют базы данных, был выявлен тестовый пример дампа сервера с логами доступа, к предположительно сервису Госуслуг для Ханты-Мансийского автономного округа. В ходе анализа тестового экземпляра, было установлено, что он получен из открытого индекса Elasticsearch-сервера, оставленного в свободном доступе из-за ошибки конфигурирования», — разъяснил Ашот Оганесян изданию «Коммерсантъ».

Elasticsearch — это масштабируемый полнотекстовый поисковый и аналитический движок с открытым исходным кодом, позволяющий хранить большие объемы данных, проводить среди них быстрый поиск и аналитику.

Таким образом, база персональных данных пользователей портала госуслуг в Ханты-Мансийском автономном округе с начала декабря 2019 года была открыто доступна в сети Интернет, причем часть этих данных успели скачать с сервера и эта информация даже оказалось выложена на одном из специализированных форумов, специализирующихся на утечках баз данных. Фактически, необходимые для закрытия канала утечки изменения в настройке сервера, расположенного на площадке «Ростелекома», были выполнены только 29 декабря 2019 года в 15.30 по МСК.

Журналисты издания РБК обратились за комментариями в «Ростелеком» и Минкомсвязь, а также направили официальный запрос в пресс-службу администрации Ханты-Мансийска.

На данный момент поступили такие ответы по данной ситуации от Минкомсвязи и «Ростелекома»:

1. В Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь) сообщили, что в настоящий момент все системы госуслуг данного региона работают в штатном режиме, а также начата проверка по факту выявления персональных данных пользователей вне защищенного периметра.

2. В «Ростелекоме» сообщили, что инцидентов, связанных с утечкой персональных данных пользователей единого портала госуслуг и единой системы идентификации и аутентификации, не выявлено. «Все подсистемы инфраструктуры электронного правительства функционируют в штатном режиме, данные пользователей надежно защищены», — заявили в «Ростелекоме».

Представители «Ростелекома» также считают, что данный инцидент может быть связан с работой регионального мобильного приложения «Госуслуги Югры», разрабатываемого по заказу департамента информационных технологий и цифрового развития ХМАО и функционирующего автономно от портала госуслуг. Приложение размещается на технической инфраструктуре, предоставляемой ПАО «Ростелеком».

© Habrahabr.ru